Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель работы – изучить и проанализировать правовые аспекты социальной работы с семьей.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ
АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………
Становление законодательных основ социальной работы в России.
Современные законодательные основы социальной работы…
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ…………………
Социальное обеспеченье семьи…………………………………….
Социальная защита семьи………………………………..
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных заморочек в обществе, которые появились в итоге распада одного общественного, экономического и геополитического пространства.
Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР о внедрении новой профессиональной квалификации – социальный работник и внедрении той же специальности в учебные заведения по разным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими способами поддержки нуждающихся, образовательными неувязками подготовки профессионалов, определением научного статуса новой дисциплины19.
Таким образом, отечественная парадигма социальной помощи имела свою специфику на разных этапах исторического развития, обогащаясь по мере своего развития знанием о «человеке нуждающемся» и механизмах его поддержки со стороны общества и государства.
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания20:
1. регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО);
2. внутригосударственные
юридические акты федерального
значения (Конституция, законы, указы,
распоряжения Президента
3. документы субъектов
Российской Федерации,
4. документы муниципальных образований;
5.решения, приказы,
распоряжения непосредственно
Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого, важную роль играют специалисты социальной работы. Конституция Российской Федерации закрепляет, с одной стороны, право граждан на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, а с другой стороны, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.
Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.
Большой вклад в нормативно-правовое
регулирование социальной работы с
инвалидами внесли субъекты Российской
Федерации, органы власти на местах. Так,
правительством Москвы были внесены
изменения в Положение о порядке уплаты
страховых взносов в Федеральный и Московский
городской фонд общественного медицинского
страхования. Решено, в частности, освободить
от уплаты взносов на обязательное медицинское
страхование с 1 февраля 1996 г. общественные
организации инвалидов, находящиеся в
собственности этих организаций предприятия,
объединения, учреждения, созданные для
осуществления их уставных целей,
Проведена большая работа по нормативно-правовому
регулированию социальной работы с семьей
и детьми. Была принята декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей в Российской
Федерации, 13 апреля 1992 г. принимается
Закон «О дополнительных мерах по охране
материнства и детства»21, в мае 1992 г. — Указ Президента Российской
Федерации «О мерах по социальной поддержке
многодетных семей»22. В целях координации действий различных
субъектов по оказанию помощи семье и
детям Правительство Российской Федерации
приняло в январе 1996 г. постановление «О
плане действий по улучшению положения
детей в Российской Федерации на 1996—1997
гг.»23. Приняты нормативно-правовые акты по
регулированию социальной работы с мигрантами,
беженцами, вынужденными переселенцами,
безработными. Однако еще много жизненно
важных проблем в социальной сфере нуждается
в правовых нормативных актах, обеспечивающих
эффективные организационные и финансовые
меры.
Таким образом, Конституция как Основной
закон государства и нормативно-правовые
акты, конкретизирующие и наполняющие
реальным содержанием социальные права,
свободы и обязанности личности, составляют
и образуют то правовое пространство,
в котором функционирует социальный механизм
защиты интересов человека. Действие и
действенность этого механизма непосредственно
связаны с деятельностью людей и в значительной
мере зависят от их добросовестности,
профессионализма, компетентности и других
качеств. Нередко казенное, равнодушное
отношение должностных лиц к своим обязанностям,
недостаточная юридическая компетентность
граждан и должностных лиц приводят к
тому, что правовые нормы защиты личности,
ее интересов не срабатывают. Только юридически
компетентный социальный работник может
надежно защищать права и законные интересы
человека.
Основными правовыми документами, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995)24; ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995)25; Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991); Дополнение в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата Центрального совета Профессиональных Союзов от 26 марта 1986 г. № 102/6-142; Приказ Гос комитета СССР по народному образованию от 7 августа 1991 г. № 376 «Об открытии специальности «Социальная работа»26; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521100 — Социальная работа (27 декабря 1993 г.)
Список литературы
1996 г. №28 «О плане
действий по улучшению
1 Герасимова И.В. Проблема поддержки молодых семей в законодательстве субъектов РФ: трактовки и подходы. – СПб.: Лики России, 2001. – С. 43-45.
2 Дагин Ю.Л. Семья как объект правового регулирования в РФ: трактовки и подходы. – М.: НОРМА, 2006. С. 28-30.
3 Лучина А.Л. Юридическая помощь семьям с детьми инвалидами: трактовки и методы. – М.: НОРМА, 2006. С. 149-153.
4 Тарханов Р.С. Особенности правовых полномочий членов семьи: анализ. – М.: НОРМА, 2006. С 156-160.
5 Тащин С.О. Семья как объект правового регулирования в РФ: трактовки и подходы. – СПб:. НОРМА, 2003. – С. 204-205.
6 Ушина Л.В. Семья как объект социальной политики. – М.: НОРМА, 2006. – С. 201-205.
7 Филатов С.Б. Религия и права человека. На пути к свободе совести — вып. III. – М.: Наука, 2004. С. 300.
8 Халтурина Д.А. Introduction to Social Macrodynamics: Secular Cycles and Millennial Trends. — :Изд-во УРСС, 2006. ISBN 5-484-00559-0.
9 Корбут Л.В. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: ИЦ-Гарант, 1997. С. 14-17.
13 Там же. Ст. 22. URL: www. sudmed-nsmu.narod.ru (28.05.2012)
14 Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) ст. 12. URL: www. sudmed-nsmu.narod.ru (28.05.2012)
19 Основы социальной работы: Учебник / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФА-М, 2006. – С. 63.
20 Законодательная база социальной работы URL: www. sudmed-nsmu.narod.ru (28.05.2012)
21 Федеральный закон от 24 августа 1995 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
22 Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
23 Постановление правительства Российской федерации от 13 января 1996 г. №28 «О плане действий по улучшению положений детей в Российской Федерации на 1995-1997 гг.».
24 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195 от 10.12.1995 URL:www.konsultant.ru (28.05.2012)
25 Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122 URL:www.konsultant.ru (28.05.2012)
26 Приказ Гос комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная работа» от 7 августа 1991 г. № 376 URL:www.konsultant.ru (28.05.2012)
Информация о работе Правовые аспекты социальной работы с семьей