Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Конкуренция на рынке труда такова, что не всегда есть возможность найти соответствующую работу даже достаточно квалифицированным работникам, если на данном этапе на определенную специальность нет спроса. К тому же экономический кризис, пик которого пришелся на конец 2008 года начало 2009 года, отнюдь не способствовал стабильности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Правовой статус безработного по Российскому законодательству..doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

Срок, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия и не продлевает его.

Помимо совершения виновных действий, есть несколько объективных  оснований, когда гражданину перестают  выплачивать пособие по безработице. Это:

- устройство на работу;

-прохождение профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению центра занятости с выплатой стипендии;

- переезд безработного в другую местность;

- назначение пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет, а также назначение пенсии при отсутствии возможности для трудоустройства безработным мужчинам старше 58 лет и женщинам старше 53 лет;

- отказ от посредничества центра занятости (по письменному заявлению безработного);

- смерть безработного.

 

 Порядок  определения размера пособий  по безработице

В ст. 30 Закона № 1032-1«О занятости населения в РФ» установлен порядок определения размеров пособия по безработице.

Согласно п. 1 ст. 30 этого  Закона пособие по безработице выплачивается  гражданам, уволенным из организаций  по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 ст. 30 Закона № 1032-1, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице утвержден Постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62 и касается размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости [6].

Во всех иных случаях  пособие по безработице выплачивается  в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 1032-1, в том числе гражданам:

- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

- стремящимся возобновить  трудовую деятельность после  длительного (более одного года) перерыва;

- уволенным за нарушение  трудовой дисциплины или другие  виновные действия, предусмотренные  законодательством Российской Федерации;

- уволенным по любым  основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

- направленным органами  службы занятости на обучение  и отчисленным за виновные действия – пособие по безработице устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице  утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.11.2011 № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год», согласно которому на 2012 г. минимальная величина пособия по безработице определена в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице – в размере 4900 рублей [5].

Гражданам, проживающим  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента [17].

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается  дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Размеры пособия по безработице определены ст. 33 Закона № 1032-1.

 

Так, гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в ст. 34 этого Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, пособие начисляется в следующем порядке.

В первом (12-месячном) периоде выплаты:

- в первые три месяца  – в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

- в следующие четыре  месяца – в размере 60%;

- в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Во втором (12-месячном) периоде выплаты производятся в  размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Во всех иных случаях  гражданам, признанным в установленном  порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

- в первом (6-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

- во втором (6-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Гражданам, завершившим  профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице определяется в порядке, установленном ст. 30 Закона РФ № 1032-1«О занятости населения в РФ».

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Социальная поддержка безработных граждан, гарантии, компенсации

Правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения  прописаны в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработный гражданин  имеет право на получение услуг  по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности.

Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан. При этом Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 № 726. В свою очередь, Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 № 400.

Вместе с тем государство гарантирует безработным следующую социальную поддержку [12]:

 

 

 

 

 

 

Гарантии социальной поддержки безработных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Глава 4. Формы защиты граждан от безработицы

Лишь относительно недавно, с началом экономического кризиса в России, появились новые формы защиты занятости, реализуемые государством и нацеленные на граждан, находящихся под риском увольнений.

Речь идет о мерах, предусмотренных дополнительными  мероприятиями по снижению напряженности  на региональных рынках труда, проводимых по инициативе Правительства Российской Федерации в 2009 году:

- опережающее профессиональное обучение работников в случае массового увольнения;

- общественные работы, временное трудоустройство и стажировки выпускников;

- оказание адресной поддержки граждан, включая их переезд в другую местность для замещения рабочих мест;

- содействие развитию малого предпринимательства или самозанятости безработных граждан (например, создания профсоюзов) [9].

Данные программы справедливо  были восприняты обществом как элемент политики защиты занятости населения, поскольку основная их часть нацелена не на безработных, а на тех, кто находится под риском увольнения.

Так, за 11 месяцев 2009 г. в  программах приняли участие 2540,2 тыс. граждан [22]. Среди них большинство:

1) граждане, находящиеся под угрозой увольнения: 62,9%, или 1598,5 тыс. человек.

2) безработные составили 17,7% (450,2 тыс. человек);

3) граждане, ищущие работу, составили 16,9% (430,5 тыс. человек);

4) выпускники учебных заведений составили 2,4% (61,0 тыс. человек).

Из всего комплекса  антикризисных программ для граждан, находящихся под риском увольнений, были предусмотрены, прежде всего, два программных направления.

Первое направление  – опережающее профессиональное обучение работников, в основном без отрыва от производства с выплатой стипендии от государства. Реализация данного направления нацелена на подготовку работников к возможному выходу на рынок труда, а также на мотивацию работодателя к тому, чтобы не увольнять работника, прошедшего обучение и получившего новые знания и навыки. Свыше 71% участников программы после обучения возвращаются на свои предприятия.

Второе направление  – организация временных рабочих мест в рамках программ общественных и временных работ, не требующих специальной подготовки (в этой программе участвовали еще безработные и выпускники).

Реализация таких программ на предприятиях, которые находятся  в простое или работают в режиме неполного рабочего дня, помогает сохранять  кадровый потенциал предприятий  и трудовую мотивацию самих работников.

Государство частично возмещает  работодателю зарплату участников временных  и общественных работ в размере  минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента причислений  на фонд оплаты труда.

Кроме официально утвержденных на федеральном уровне программ региональные власти реализовывали еще ряд антикризисных мер, предусматривающих работу с предприятиями, где предстоят увольнения.

В частности, органы службы занятости организовывали консультационные пункты на предприятиях, планирующих массовые сокращения персонала; органы власти проводили консультации с руководителями предприятий в формате различных координационных и совещательных органов в целях поиска взаимоприемлемых решений, позволяющих избежать сокращений.

А представители «Деловой России» считают, что самым эффективным способом сохранения рабочих мест является предоставление предприятиям налоговых каникул в обмен на гарантии занятости [8]. Речь идет о таких отраслях, как металлургия, машиностроение, текстильная промышленность, строительный комплекс, и других.

По словам главы «Деловой России» Бориса Титова, если государство пойдет бизнесу навстречу и предоставит ему льготы в виде отсрочки по выплатам налога на прибыль и НДС за первый квартал 2009 года, предприятия смогут оставить неизменным фонд оплаты труда. А это значит, что организациям не нужно будет сокращать сотрудников. По оценке Бориса Титова, подобный шаг со стороны властей позволит предприятиям сохранить порядка 350 миллиардов рублей, которых вполне должно хватить на то, чтобы продержаться на плаву несколько месяцев.

Однако многие эксперты считают такую инициативу палкой о двух концах и сомневаются в  том, что власти пойдут на столь решительные  меры.

Следует отметить, что  постоянно требуют развития и  совершенства новые формы защиты граждан от безработицы, нацеленные на то, чтобы не допускать массового увольнения сотрудников с производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Активная защита занятости  в отношении работников, находящихся под угрозой увольнений или уволенных, а также оставшихся без работы по иным причинам, представляется особенно значимой, учитывая потенциальную нагрузку на рынок труда, которую несут такие обстоятельства. В целом более эффективно, в том числе и с финансовой точки зрения, осуществлять профилактику безработицы, а не борьбу с ее негативными социально-экономическими последствиями. Безработицу следует предупреждать и данное мероприятие должно стать не разовой антикризисной мерой, а целостной системой, работающей при любом состоянии экономики.

Меры, которые направлены на защиту безработного гражданина, должны быть четко разработанными, не поддаваться критике и обсуждению.

Защита занятости должна осуществляться не только на уровне государства  и ограничиваться в рамках конкретного  предприятия, но и сам работник, который находится по каким-то причинам под риском увольнения, либо остался без работы и заработка не должен сидеть, сложа руки и ждать, что все решится само собой, он должен препятствовать поиску работы.

Информация о работе Правовой статус безработного