Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Конкуренция на рынке труда такова, что не всегда есть возможность найти соответствующую работу даже достаточно квалифицированным работникам, если на данном этапе на определенную специальность нет спроса. К тому же экономический кризис, пик которого пришелся на конец 2008 года начало 2009 года, отнюдь не способствовал стабильности.

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Правовой статус безработного по Российскому законодательству..doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Выполнение  указанной обязанности выражается не только в регулярном посещении  службы занятости в установленные  сроки, своевременной явке на переговоры с работодателями, готовности приступить к подходящей работе, но и в самостоятельном поиске работы, который предполагает такие меры как:

- посещение ярмарок вакансий, проводимых центром занятости;

-поиск места работы с использованием газет, телевидения, а также справочников, содержащих информацию о предприятиях, учреждениях, организациях города (района);

- разговоры со знакомыми;

-личное обращение на предприятия, звонки и письма работодателям, дача объявлений в средствах массовой информации и другие меры.

Следующая обязанность  безработных граждан заключается в соблюдении порядка и условий регистрации и перерегистрации.

Регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства граждан  со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Неявка граждан  без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в  целях поиска подходящей работы в  органы службы занятости для предложения  им подходящей работы, а также в  срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных, влечет за собой отказ в признании безработными.

Граждане несут  ответственность за достоверность  предоставляемых при регистрации  сведений об имеющемся трудовом стаже, среднем заработке по последнему месту работы, под которым понимается, в том числе и временная работа, работа на условиях неполного рабочего времени, предпринимательская деятельность и иных, необходимых при регистрации в качестве безработного данных. Предоставление безработными документов с заведомо неправильными или ложными сведениями, послужившее основанием незаконного получения государственных пособий, могут повлечь за собой такие последствия как привлечение к уголовной ответственности.

Закон обязывает  граждан, признанных безработными, в  сроки, установленные органами службы занятости (дни и часы) проходить перерегистрацию, при этом перерегистрация производится не реже двух раз в месяц. При перерегистрации безработные обязаны предъявить трудовую книжку и паспорт.

Нарушение условий  регистрации и перерегистрации  служит основанием для применения к безработным такой меры воздействия как приостановка выплаты пособия на срок до трех месяцев.

Так, безработные  должны сообщать работникам службы занятости:

- о наступлении периодов временной нетрудоспособности;

- отпусков по беременности и родам (которые должны подтверждаться больничными листками);

- о любых других препятствиях к трудоустройству;

- о привлечении на военные сборы;

- об участии в учебно-экзаменационных сессиях;

- о выезде с места постоянного проживания;

- о назначении пенсии по любым основаниям;

- об изменениях в составе семьи, например, кто-либо из лиц, находящихся на содержании, устроился на работу, стал получать какое-либо дополнительное пособие, пенсию, выбыл из состава семьи.

Безработные должны являться по приглашению в центр занятости для получения направления на работу (учебу).

Как правило, безработные  приглашаются в центр занятости  не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое  приглашение связано с предложением подходящей работы. Отказ безработного без уважительных причин явиться в центр занятости для получения направления на работу (учебу) может повлечь за собой применение такой меры воздействия как сокращение размера пособия на 25 процентов на срок до одного месяца.

Закон обязывает безработных граждан являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости.

Соблюдение  указанного требования безработными имеет немаловажное значение, так как в условиях дефицита вакансий их наполняемость происходит очень быстро, и если безработный является на переговоры позже указанного в направлении срока, вакансии, зачастую уже заняты. Нарушение безработным срока явки на переговоры с работодателем влечет аналогичные последствия, размер пособия может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца.

На основании вышеперечисленных обязанностей безработного гражданина некоторые из них можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Таким образом, обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Требование  дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного гражданина.

Кроме того, безработный  обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным  возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом РФ « О занятости населения в РФ». Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25 % на срок до одного месяца, а также лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

 

 

 

Глава 2. Пособия по безработице: порядок, сроки и размеры

 Порядок  и сроки выплаты пособий по  безработице

Каждый гражданин, являющийся безработным, имеет право на получение финансовой помощи – пособия по безработице.

Гарантии социальной поддержки  безработных граждан установлены  Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Решение о назначении пособия по безработице принимается  одновременно с решением о признании  гражданина безработным (п. 2 ст. 31 Закона № 1032-1). Начисляется гражданам пособие по безработице с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Согласно п. 4 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в РФ» каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для определенных категорий граждан каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого  периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение  пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом.

Пособие выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Гражданам, не достигшим  возраста 60 лет для мужчин и 55 лет  для женщин и имеющим страховой  стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый трудовой стаж, дающий им право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Общий период выплаты  пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице  не выплачивается во время:

- отпуска по беременности  и родам, поскольку в это  время женщина получает соответствующее  пособие;

- выезда безработного  из места постоянного проживания  для обучения в вечерних и  заочных учреждениях профессионального  образования;

- призыва безработного  на военные сборы, привлечения  к мероприятиям, связанным с подготовкой  к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Эти периоды продлевают общий срок выплаты пособия по безработице, то есть не уменьшают количество месяцев выплаты пособия.

Может так случиться, что по истечении общего периода  выплаты пособия по безработице (18 или 36 месяцев) гражданин так и не трудоустроится. Следует проследить, какие действия предпринимает орган занятости, помимо того что прекращает выплату пособия такому гражданину, в частности, снимает ли он его с регистрационного учета.

 

Выплата пособия по безработице может быть урезана, приостановлена или прекращена [18].

По решению органа занятости безработному могут:

1) сократить на 25% размер выплачиваемого пособия на срок до 1 месяца;

2) приостановить выплату пособия на срок до 3 месяцев;

3) вообще прекратить выплачивать пособие, одновременно сняв с учета в качестве безработного.

О принятии любого из указанных  решений центр занятости обязательно  должен уведомить безработного. Данные решения следует отобразить в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Сокращение, приостановление, прекращение выплаты пособия       по безработице

 

Сокращение  размера   
пособия на 25% на срок 
до 1 месяца

Приостановление выплаты пособия  на срок до 3 месяцев

Прекращение выплаты 
пособия за виновные 
действия  

Без уважительных       
причин:                
- неявка на переговоры 
о трудоустройстве с    
работодателем в        
течение 3 дней со дня  
направления органами   
занятости;             
- отказ явиться в      
органы занятости для   
получения направления  
на работу (учебу).    

- Отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;                        
- отказ по истечении 3-х месячного периода безработицы:                   
(или) от участия в             
оплачиваемых общественных      
работах;                       
(или) от направления на обучение органами занятости для граждан, впервые ищущих  работу и при этом не имеющих  профессии (специальности), а также стремящихся возобновить  
трудовую деятельность после    
длительного (больше 1 года) перерыва;                    

- явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного или               
наркотического опьянения;   

- увольнение с последнего места  работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия. В этом случае пособие могут      
начать выплачивать не сразу после регистрации в качестве безработного гражданина, а спустя какое-то время, но не более 3 месяцев;               
- отчисление гражданина,       
направленного на обучение органами занятости, за виновные действия;             
- самовольное прекращение      
гражданином обучения по      направлению органов занятости; 
- нарушение безработным без    
уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного.

- Длительная (более месяца) неявка  безработного в      
органы занятости  без уважительных причин;             
- попытка получения либо получение пособия по          
безработице обманным путем, представление       
документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также представление 
других  недостоверных      
данных для  признания лица безработным;             
- осуждение лица, получающего пособие, к          
исправительным      
работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.  

Информация о работе Правовой статус безработного