Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа
В ст. 20 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на жизнь».1 Но признание права человека на жизнь логически означает и признание его права на смерть.2 Право человека на жизнь и его право на смерть столь тесно между собой связаны, что являются, можно сказать, двумя сторонами одной медали. Реализация права на жизнь осуществляется лицом индивидуально и предполагает распоряжение жизнью по своему усмотрению, включая и добровольное принятие решения о прекращении жизни.
Введение……………………..……………………..……………….….....4
Право на жизнь и право на смерть………………….…….…….…5
Право на смерть как философская проблема……….….......……10
Проблема самоубийства и эвтаназии как осуществления права
на смерть……………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………21
Список литературы………………………………………………..23
Кто-то сказал: право на смерть — врожденное право появившегося на свет человека.
Джавахарлал Неру
Содержание.
Введение……………………..……………………..……
на
смерть……………………………………………………………
Введение.
В ст. 20 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на жизнь».1 Но признание права человека на жизнь логически означает и признание его права на смерть.2 Право человека на жизнь и его право на смерть столь тесно между собой связаны, что являются, можно сказать, двумя сторонами одной медали. Реализация права на жизнь осуществляется лицом индивидуально и предполагает распоряжение жизнью по своему усмотрению, включая и добровольное принятие решения о прекращении жизни. Возможность самостоятельного распоряжения своей жизнью, в том числе решение вопроса о ее прекращении, является одним из правомочий права человека на жизнь. Никто не вправе препятствовать человеку, имеющему право на смерть, в осуществлении данного права - в том числе и государство, которое является гарантом в реализации прав и свобод человека. Государство, отказывая человеку в праве на смерть, ограничивает его свободу, превращает право на жизнь в обязанность жить.
Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и незакреплённости в государственно-правовых актах страны.
Основная задача курсовой работы – глубже понять, что такое право на смерть, способ его реализации и значение в практике нашей страны, рассмотрев эту проблему с разных позиций: юридической, нравственной, этической, и выработать свою точку зрения по поводу разрешения данной проблемы.
Право на жизнь и право на смерть.
Право на смерть известно
давно, с глубокой древности. Некоторые
первобытные племена имели
Эволюция
данного права по своей
В
то время, когда право на
жизнь провозглашалось в
К сожалению,
ни один нормативный акт,
Начнем
с того, что на наш взгляд
сама по себе формулировка - "право
на жизнь" – несколько неточна,
Похожей позиции
придерживаются и российские
правоведы, например В.Д.
Все вышеуказанные
авторы, делают заключение о запрете
конституцией права на смерть
не на основании норм самой
Конституции, а на основании
действующих нормативно-
На основании приведенных
примеров, можно сделать вывод, что
законодатель, в том числе и
российский, устанавливая право на
жизнь, фактически сам его и ограничивает.
Норма о праве на жизнь рассматривается
в отрыве от других конституционных
положений, регламентирующих физическую
целостность и морально-
Право
на жизнь в данном случае
выступает как абсолютное
На сегодняшний
день сложилось несколько
Первый подход: право на смерть есть реализация человеком права на жизнь. (В.И. Акопов, М.Н. Малеина, С. Тасаков и др.)4 Примером такого подхода может служить точка зрения В.И. Акопова, считающего, что права на смерть как такового не существует, оно лишь аспект права на жизнь. Он считает, что «каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь, один из аспектов которого предполагает возможность самостоятельно распоряжаться ею, решать вопрос о прекращении жизни».5
Второй подход: право на достойную смерть. Данный подход базируется на том, что право на смерть, вытекает из права человека на достойную жизнь. Данной позиции придерживаются Ф. Фут, Ю. А. Дмитриев и Е. В. Шленева.6
Данное
право прямо не фигурирует
в тексте Конституции РФ, но
косвенно закреплено в статье
7, декларирующей обязанность
Третий подход сформирован теоретиком и сторонником легализации права на смерть Николаем Храмовым, председателем Координационного комитета российских радикалов. Его точка зрения является промежуточной (смешанной) и объединяет в себе признаки как первого, так и второго подхода в понимании права на смерть.
Николай Храмов считает, что «право на жизнь неотделимо от права на смерть, от права умереть достойно».7 Эта позиция объединяет в себе все три правомочия: право жить, право прекратить жизнь, и право сделать это достойно. Данная позиция носит скорее декларативный, нежели юридический характер.
Из
приведенных примеров видно,
Объективно
все эти действия можно
В настоящее время понятие «право на смерть» ассоциируется с понятием «эвтаназия». Юристов, медиков, да и всё современное общество волнует целый ряд вопросов в этой сфере, ответы на которые до сих пор не найдены. Вправе ли человек распорядиться своей жизнью и вовсе отказаться от неё, обратившись к медицинскому работнику с просьбой о прекращении лечения в случае угрожающего жизни заболевания или состояния? Если пациент имеет на это право, то может ли врач, профессия которого обязывает его до конца бороться с болезнью, способствовать жизни, не прерывать её, удовлетворить просьбу больного? Правомерно и гуманно ли отказывать безнадёжно больному в его просьбе прекратить раз и навсегда его страдания? И не будет ли такой отказ расценен как применение к лицу пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение, запрещенное международным правом и национальным правом многих современных государств? Это лишь небольшой круг вопросов, ответы на которые надо найти, чтобы решить такую глобальную проблему как гуманность применения эвтаназии.
"Право на смерть" как философская проблема.
Право на смерть лишь одна из граней всеобщей неразрешимой проблемы смерти. Право на смерть – это продолжение права на жизнь, и, значит, свободу осуществления желания эту жизнь оборвать. Как проблема оно возможно лишь тогда, когда полностью реализовано право на жизнь, кроме вот этой граничной ситуации, и, во-вторых, когда так же полностью реализован запрет на убийство. Без этих конечных вопросов право на смерть обретает зловещий смысл отказа человеку на жизнь. Стоит поразмыслить, отчего христианство отказывало человеку именно (и особенно) в праве на смерть. Самоубийцам не было места даже на общих кладбищах. Великий Данте размещает их в низших кругах ада в образе неподвижного, голого и ядовитого леса, даже там, в аду, лишив их всякого человеческого подобия и бытия.8
Но право на смерть, как проявление воли свободной личности, как последняя реализация его жизненных прав, сталкивается с проблемой запрета убийства или, что по сути то же - эвтаназии ("благостного умирания"), поскольку для своей реализации требует внешнего вмешательства. Но не только. Оно (право), или точнее, возможность и необходимость реализации данного права зависит и от того, как представляет смерть человек и что она такое в аспекте данной культуры. Иными словами, нравственная сторона эвтаназии (осуществленного права на смерть) зависит от восприятия смерти двумя сторонами: самим умирающим и врачом, выступающим в данном случае в качестве "судьи" и "палача". Верит ли он, что после реализации права на смерть человек обретет право на жизнь или же уверен, что именно здесь существует последний шанс (на чудо, ошибку диагноза, открытие исцеления и т.д.), который по просьбе волеизъявителя следует отобрать?
Однозначного решения этой проблемы не существует ни в данном обществе, в данное время и в данном случае, ни в каком-либо другом. Можно сказать, в общем виде она неразрешима вообще. Чтобы хоть как-то приблизить ее к подобию решения, необходимо полностью и досконально знать:
1) что представляет собой
смерть духовного разумного
2) возможна ли вечная жизнь;
3) есть ли у кого-нибудь
право прерывать другую жизнь,
не беря на себя грех
4) какой именно момент
считать фактической