Позитивистская социология О. Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:43, реферат

Описание работы

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано
развитием общества и обществознания в конце XVIII и Начале XIX
века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены,
связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической
жизни требовали конкретного научного анализа.

Содержание

Введение
Биография О. Конта.
Позитивистская социология О. Конта
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 108.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     План: 

  1. Введение
  2. Биография О. Конта.
  3. Позитивистская социология О. Конта
  4. Заключение
  5. Библиография

                        

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         I   Введение 

 

    Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано

развитием общества и обществознания в конце XVIII и  Начале XIX

века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены,

связанные с  переходом от традиционного к  современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической

жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем Образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

    Отцами социологии,  ее классиками можно по праву назвать основоположника позитивизма, французского  ученого Огюста Конта, английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера и германского ученого публициста Карла Маркса. Огюст Конт впервые ввел понятие социология в научный оборот.

                                

        II Биография О. Конта   

 

  Конт родился 19 января 1798 года в городе Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками. Но сам Конт довольно рано отошел от принятых в своей семье ценностей и стал приверженцем идеалов Великой Французской революции.

    Девяти лет Огюст отдан был в лицей в Монпелье интерном. Любопытно, что уже в этой школе мальчик обнаружил некоторые особенности своего нравственного склада. Он питал отвращение ко всякому внешнему авторитету и регламенту и подчинялся лишь умственному и нравственному превосходству. Эту особенность Конт сохранил до конца дней своих и ее, можно сказать, положил в основание всей своей социальной схемы. После окончания лицея в 1814 году он поступает в Политическую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

    В это время Конт активно изучает математику, читает много трудов по философским, экономическим и социальным проблемам. Своим поведением он как бы стремился доказать правильность французской пословицы: « Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости».

    В 1817 году Огюст Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Изначально их отношения носили дружеский характер, и Конт, в принципе является одним из участников школы сенсимонизма. Но впоследствии их отношения портятся и заканчиваются разрывом в 1824 году.

    В 1826 году Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции потом были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновлены лишь в 1829 году. С 1830 по 1842 Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х он обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, он проповедует позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. И в 1847 году он провозглашает Религию Человечества, а в 1848 – создает Позитивистское общество. В последние годы жизни он провозглашал себя первосвященником Религии Человечества и занимался разработкой нового религиозного учения и культа. Умер Огюст Конт 5 сентября 1857 года в Париже.

     Огюст Конт никогда не занимал прочных позиций в академической системе Франции того времени, он всего лишь довольствовался ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе и в Коллеж де Франс и еще давал частные уроки…в последние годы жизни он в основном жил на средства, собираемые его сторонниками-позитивистами.

    В его жизни было две женщины, которые оказали на него непосредственное влияние и вместе с Контом вошли в историю социологии. Первой женщиной была его жена – Каролина Массен. Появление Каролины в своей жизни Конт расценивал, как самую серьезную ошибку, совершенную ним. Из-за частых конфликтов с женой, душевная болезнь Конта часто обострялась, и, в конце концов, они расстались. Вторую же женщину Конт боготворил до конца своих дней, хоть и познакомился с ней за год до ее смерти. Ее звали Клотильда де Во, и Конт прославил ее в предисловии к своей четырехтомной работе «Система позитивной политики» и даже разработал особые ритуальные действа, посвященные ей, и неуклонно и тщательно исполнял их.

    На философские воззрения Конта большое  влияние  оказали  идеи  Монтескье  и Кондорсе  о  естественно   закономерном   развитии   общества.   Многое   он позаимствовал у Сен-Симона.

    Стиль сочинений Конта отличается растянутостью изложений, громоздкими фразами и частыми повторами. Его совершенно не волновала красота стиля изложения мыслей. Но в то же время он стал автором многих афоризмов и девизов. Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, что заменяем» и другие.

    Конт был чрезвычайно неуравновешенным человеком и страдал психическими недугами, хотя в целом, его нельзя назвать умалишенным. Говоря о личности Конта, нужно сказать, что этот выдающийся человек был «маргиналом», человеком «на грани», на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, наукой, религией и утопией.

 

           III Позитивистская социология О. Конта 

    Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное,  точное.  Сам  Конт  «позитивный» определял в 5 смыслах:

    1. Реальное - противоположность химерическому.

    2. Полезное - противоположность бесполезному.

    3. Достоверное - противоположность сомнительному.

    4. Точное - противоположность смутному.

    5. Положительное - противоположность отрицательному.

    Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать,  а  организовывать.

    Основные труды О.Конта:

 «Курс позитивной  философии» в 6-ти томах (1830-1842).

 «Рассуждение  о духе позитивной философии» 1844г.

 «Позитивистский  катехизис» 1851г.

«Система  позитивной  политики,   или   трактат,   устанавливающий   религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.) 

    Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий.

    О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать “Научную Библию” будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д.

    Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Первые изучают самые общие и самые простые явления, имеющие самую отдаленную связь с человечеством. Последняя же, социология, наоборот, имеет дело с явлениями наиболее сложными, наиболее специальными и конкретными, наиболее тесно связанными с человеческими интересами. В начале этого научного ряда Конт ставит еще математику, как науку, занимающуюся самыми общими и наименее сложными явлениями. Конт находит, что предложенная им классификация наук, во-первых, совпадает с естественным распределением знаний, принимаемых учеными в различных отраслях изучения природы; во-вторых, соответствует действительному историческому ходу развития наук; в-третьих, указывает относительную степень совершенства различных наук; в-четвертых, — чему Конт придает особенно большое практическое значение, — она определяет общий план рационального образования.

    Всякую данную науку можно плодотворно изучить, лишь изучив предварительно те основные науки, которые предшествуют ей в ряду классификации; так, тот, кто хочет посвятить себя позитивному изучению явлений общественной жизни, должен изучить предварительно астрономию, физику, химию и биологию. На этой же мысли должно быть построено и будущее воспитание человечества.

    В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт положил идею “социальной системы”, т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям.

    Социология распадается на два больших отдела — статику и динамику. Первая занимается изучением условий существования общества; вторая — условий их непрерывного движения, или, иначе сказать, первая имеет дело с порядком, а вторая — с прогрессом обществ.

    Конт начинает анализ “социальной статики” с семьи, видя в ней основную клеточку социального организма. Семья выступает у Конта спонтанным источником морального воспитания, естественной базой политической организации. Распад семьи равносилен гибели общества. Семья - это первичная, естественно складывающаяся, основанная на силе чувств форма объединения людей, из которой вырастают более широкие общности: племя, народ и др. Свои социальные качества индивид приобретает, прежде всего, в семье. Будучи наиболее стабильной ячейкой общества, семья выполняет самые важные функции: социализации, сохранения культурного наследия, согласования устремлений различных поколений, способствуя равновесию между традицией и новаторством.

    Наряду с семьей основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естественных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль. Конт считал, что экономические связи сами по себе не гарантируют стабильности общества, не могут обуздать разрушающее влияние эгоизма и агрессивности. Они должны быть дополнены политическим принуждением. Но и этого недостаточно для нормального функционирования общества, так как устойчивая социальная связь предполагает определенное единство верований, убеждений и социальных чувств. Это совершенно необходимое согласие обеспечивается религией и церковью.

    Общий механизм социальной интеграции (порядка) и структура общества вытекают, таким образом, из антропологической концепции человека как преимущественно эгоистического существа, склонного к агрессии, руководствующегося скорее чувствами, чем разумом. Это обстоятельство делает необходимым существование специальных институтов, регулирующих поведение индивидов как бы изнутри, через мир чувств и эмоций. Конт приходит к убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием - “позитивная философия”. Такая религия объединит разум и чувства. Конт с большим энтузиазмом и педантичностью разрабатывал культ новой религии, систему обрядов, освящавших все важные события в жизни.

Информация о работе Позитивистская социология О. Конта