Потребности в условиях жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Ученые сходятся лишь в том, что признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Соответственно чем выше потребности у человека, тем больше требуется усилий для их удовлетворения. В любом случае вся деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей и улучшение условий жизни.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей.
Для работника сферы сервиса данная тема является очень важной. Вся наша работа основана на удовлетворении потребностей человека. Актуальность же данной темы заключается в том, что потребности человека безграничны, так как по мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие и по сей день нет ни одной полной классификации потребностей человека.

Содержание

Введение
1. Потребности. Общие понятия и классификация потребностей
1.1 Общие понятия
1.2 Особенности потребностей человека
1.3 Классификации потребностей человека
2. Уровень жизни. Общие понятия. Расчет потребительской корзины
2.1 Общие понятия
2.2 Потребительская корзина и ее расчет
2.3 Неравенство благосостояния
3. Зависимость потребностей от уровня жизни людей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 78.06 Кб (Скачать)

     Значительно труднее удовлетворить запросы  в жилье. Чем в стране ниже затраты  на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется  повышенным качеством жилья и  высокой степенью обеспеченности им. Жилье является «товаром престижного  спроса», поэтому люди стремятся  приобрести комфортабельные дома и  квартиры не только ради удобства, но и  общественного положения. Однако существует и иная позиция. С этой позиции  потребность в жилище является одной  из базовых потребностей человека, поскольку основным назначением  жилища, прежде всего, является защита от неблагоприятных факторов внешней  среды природного, социального и  техногенного характера.

     Уровень жизни (благосостояние) населения —  сложное социально-экономическое  понятие. Знания об уровне жизни прежде всего дает анализ условий (потребностей), удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности.

     Все потребности в своих главных  чертах определяются социально-экономическими условиями. Вместе с тем они зависят  и от естественных, и от физиологических  факторов. Поэтому наряду с уровнем  развития производства при изучении потребностей нельзя не учитывать особенности  внешней среды, в первую очередь  природно-климатические условия, а  также особенности структуры  населения (по возрасту, полу, характеру  трудовой деятельности). Наконец, определенную роль в формировании потребностей играют социальная принадлежность и место  проживания (город, село), а также  связанные с этим особенности  культуры. Складывающиеся таким образом  потребности становятся основой  формирования непроизводственного  потребления, определяемого как  процесс удовлетворения потребностей.

     Уровень жизни зависит и от таких факторов, как условия труда, отдыха, состояние  окружающей среды и др., влияние  которых на уровень жизни измерить пока не удается. Эти и подобные им признаки чаще учитываются в характеристиках образа и качества жизни, хотя в отличие от уровня жизни данные понятия еще не устоялись. В-третьих, в определении обращается внимание на исторический характер потребностей, их изменчивость во времени.

     Со  временем роль отдельных факторов в  формировании потребностей меняется. По мере развития производительных сил  способы удовлетворения потребностей населения становятся все более  многообразными, растет роль внешней  среды. Правда, рост производительных сил позволяет сглаживать влияние последней на потребности. Тем не менее все отчетливее проявляется специфическая проблема взаимоотношений человека с внешней средой. Решение экологических проблем (обеспечение чистого воздуха, тишины и т.д.) становится не менее важной задачей, чем удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

     Вместе  с тем сохраняют свое влияние  и физиологические факторы формирования потребностей, поскольку остается их первооснова — свойства, имманентные  человеку как высшей форме саморазвивающегося организма, который для своего воспроизводства  должен питаться, одеваться, общаться с людьми и природой и т.д. И  хотя значение этих факторов со временем относительно уменьшается, их влияние  никогда не исчезнет, так как никогда  не исчезнут названные свойства.

 

      Заключение

 

     По  данной работе можно сделать следующие  выводы:

    1. Существует множество классификаций потребностей. У каждого ученого есть своя точка зрения на потребности человека, как следствие сколько ученых, столько и классификаций.
    2. Ни одна ныне существующая классификация не смогла полностью отразить весь спектр потребностей человека. Потребности человека безграничны и индивидуальны.
    3. Сводные показатели уровня жизни влияют на состав и расчет потребительской корзины и как следствие на величину пенсий, стипендий, пособий и других выплат нетрудоспособному населению.
    4. Неравенство благосостояния может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому государство регулирует различия в доходах разных социальных групп (в основном налогообложением)
    5. Уровень жизни зависит от таких факторов, как условия труда, отдыха, состояние окружающей среды, а также от физиологических факторов формирования потребностей. Со временем соотношение этих факторов меняется.
    6. Чем выше уровень жизни человека, тем больше он начинает удовлетворять культурные и другие нематериальные потребности.

 

      Список литературы

 
 
      1. Книги, учебные  пособия
  1. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008.
  1. Орлов С.Н. Человек и его потребности: Уч. пособие. – СПб: Питер, 2007.
  2. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2005.
  3. Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004.
  4. Человек и его потребности: Уч. пособие./ Под ред. К.М. Оганяна Спб.: СПбТИС, 2007.
  5. Шиповская Л. П. Человек и его потребности. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  6. Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб.: Питер, 2008.
      1. Интернет
  7. Бытие человека. Потребности и способности человека// Обществознание – проект для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://humanitar.ru/page/ch2_2
  8. Глоссарий.ru. (Электронный ресурс). - Режим доступа: www.glossary.ru
  9. Доход на душу населения// Википедия – свободная энциклопедия (Электронный ресурс). -
  10. Закон Энгеля// Экономический словарь (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/caeii_yiaaess.html
  11. Индекс развития человеческого потенциала// Википедия – свободная энциклопедия. (Электронный ресурс). - Режим доступа:
  12. Мотивация// Википедия – свободная энциклопедия. (Электронный ресурс). - Режим доступа:
  13. Разрыв в уровне жизни между Москвой и провинцией сохраняется// ИноСМИ - все что достойно перевода. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/inrussia/20060523/227658.html
  14. Человек как предмет общей психологии// PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознания и саморазвития». (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/genec01/txt04.htm

Информация о работе Потребности в условиях жизни человека