Построение эмпирической модели социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:54, реферат

Описание работы

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Структура социальной сферы ……………………………………………… 4
2. Построение эмпирической модели социальной сферы ………………….. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 23
Список используемой литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ.docx

— 40.56 Кб (Скачать)

• показатели социальной инфраструктуры;

• показатели, характеризующие социальные процессы (обучение, медицинское и  бытовое обслуживание и т.п.);

• показатели социальной структуры.

Возможно, более универсальным, теоретически и операционально перспективным  является подход к группировке показателей  со стороны потребностей, когда человек  и его деятельность по удовлетворению потребностей выступят как систематизирующий  признак всей совокупности условий  развития социальной сферы, социального  воспроизводства дифференцированного  социального объекта как главной  функции социальной сферы. Их состав и иерархия характеризуют человека как личность, а также степень  развитости общества. Для целей интегральной оценки воспроизводства человека и  общества возможна такая типология  потребностей, которая позволила  бы дать характеристику структуры, объема этих потребностей и уровня их удовлетворения как с позиции субъектов социальной деятельности, так и с учетом требований общества. Она могла бы выглядеть  следующим образом.

Потребности:

• в трудовой деятельности;

• в социально-политической деятельности;

• в социально-потребительской  деятельности;

• в культурно-духовной деятельности.

Каждая из этих групп потребностей может быть развернута в определенный набор операциональных показателей, интерпретируемых под углом зрения соотношения потребности и ее удовлетворения. Процедура измерения  потребностей фиксирует и столь  универсальный показатель, как удовлетворенность  личности своим социальным статусом.

В этом случае одним из возможных  вариантов системы социальных переменных, рассматриваемой в качестве единого  комплекса показателей для общностей  разного уровня, могла бы стать  система показателей, состоящая  из пяти разделов, характеризующих  отношения человека, группы в этих четырех сферах деятельности и описывающих  субъект социальной сферы. Эти блоки-разделы  охватывают наиболее существенные отношения, сферы деятельности и формы поведения  людей по обеспечению своей жизнедеятельности  и могут быть представлены показателями занятости, структуры безработицы, размера среднедушевого дохода, имущественного статуса, социальной инфраструктуры, включенности населения в общественно-политические процессы, удовлетворенности людьми различными сторонами своей жизни, а также социально-демографическими, социально—профессиональными, социально-этническими  показателями населения и т.п. Предложенную нами систему показателей нельзя считать окончательной, требуется  дальнейший их анализ и обсуждение.

В поисках средства для определения  всего спектра явлений социальной сферы необходима выработка общих  оценок ее состояния, а также оценок ее отдельных компонентов. Полагаем, что интегральными показателями состояния социальной сферы общества могли бы быть показатели, характеризующие  единство коренных потребностей жизни  людей со способом их удовлетворения, например: потенциал социальной сферы, уровень и качество жизни семей, уровень социальной защищенности населения, социальное самочувствие людей, социальная напряженность и т.д., - а также более конкретные, связанные с объективной и субъективной оценкой степени удовлетворенности потребностей личности, социальных групп в жилье, медицинском и бытовом обслуживании, образовании, культурно-духовном общении, политическом участии.

Система индикаторов, фиксирующих  достигнутый уровень развития социальной сферы, как правило, представляется группами показателей объективных  и субъективных, нормативных и  фактических, оптимальных и минимальных, теоретических и эмпирических. Построив таким образом систему показателей  можно утверждать, что она представляет собой своеобразную модель социальной сферы, которой присущи измерительные  качества.

Наряду с показателями, характеризующими социальную сферу общества, необходима также система показателей, относящихся  к социальным общностям меньших  масштабов (поселению, коллективу и  т.п.). Социальные отношения, социальное развитие каждой из них имеет свои особенности. Но при этом, согласно основным методологическим принципам, имеет и много общего с построением  системы показателей для социальной сферы в целом. Процедуры и  системы показателей здесь не тождественны, однако им свойственна  известная однопорядковость. При  построении последовательных и взаимодополняющих  систем показателей социальной сферы  региона, коллектива должно быть выделено и воплощено в конкретных операциональных  формах как общее, так и различное  для каждого из этих уровней. На каждом из них выделяются сквозные показатели. Полученные на одном уровне при суммировании они образуют значения показателей  для более высокого уровня. При  этом на каждом из уровней выделяются показатели специфические только для  данного типа социальных совокупностей  жизнедеятельности и воссозданием структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов. Компоненты неравноценны с точки  зрения их места и роли в целостном  жизнесуществовании населения, самореализации целей и интересов той или иной группой, но и невзаимозаменяемы, как структурные элементы социальной сферы.

Социальная сфера как объект социологического анализа может  быть представлена системой эмпирических показателей, замеряемых статистическими  и социологическими методами. Построение эмпирической модели социальной сферы  связано с выполнением ряда требований и обеспечением определенных методологических подходов к ее проектированию. К  числу таких требований мы относим: изоморфность важнейших характеристик  модели как реальному объекту  исследования, так и теоретическим  сущностным представлениям о нем; реализация принципа целостности деятельности населения по обеспечению своей  жизни и воспроизводству себя как субъектов социальных отношений  определенного качества и содержания; соответствие требованиям статистического  анализа; обеспечение адекватного  отражения качественных и количественных характеристик признаков в статике  и динамике; фиксация лишь самых  необходимых черт социальной сферы  для диагностирования ее состояния; учет многомерности и многоуровневости социальной сферы.

В основу выделения и систематизации социальных показателей положены следующие  методологические подходы: четкое выделение  социальной сферы как системного объекта, в рамках которого и должны "работать" социальные показатели; обеспечение адекватного отражения  статики и динамики проявлений социальной сферы, а также выделение объектов, составляющих ее среду; выделение системы  социальных показателей, их дифференциация сообразно природе измеряемых ими  социальных явлений (объектов); выделение  системообразующего основания всей системы социальных показателей; определение  методического, инструментального  подхода к измерению социальных процессов; учет динамики развития и  измерения самих социальных показателей; определение главных и дополнительных методов получения социальных данных.

В качестве методологического принципа системообразования показателей социальной сферы принята их типологическая классификация с позиции деятельности человека, группы по удовлетворению потребностей. Такой подход к группировке потребностей является наиболее универсальным, теоретически и операционально перспективным, поскольку  дает характеристику человека как личности, степени развития общества, а также  всей совокупности условий развития социальной сферы, социального воспроизводства  дифференцированных субъектов. Для  оценки социального воспроизводства  человека, группы принята типология  потребностей, характеризующая структуру, объем и уровень их удовлетворения как с позиции субъектов социальной деятельности, так и с учетом требований общества. Она отражает потребности  социальных субъектов в социально-трудовой, социально-политической, социально-потребительской, социокультурной деятельности и  развертывается в определенный набор  операциональных показателей, интерпретируемых под углом зрения соотношения  потребности и ее удовлетворения. Процедура измерения удовлетворения потребностей фиксирует и столь  универсальный показатель, как удовлетворенность  личности своим социальным статусом. Система индикаторов, фиксирующих  достигнутый уровень развития социальной сферы представляется группами показателей - объективных и субъективных, нормативных  и фактических, оптимальных и  минимальных, теоретических и эмпирических.

Построенная таким образом модель социальной сферы позволит с научной  обоснованностью судить о реальном характере и содержании ее изменений, вырабатывать практические рекомендации для корректировки развития в  соответствии с основными задачами и целями общества.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальную сферу как сложный, многоконтурный, динамичный объект можно, исходя из особенностей социологического анализа, представить как систему, обладающую необходимым набором  компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого порядка. К ним мы относим, социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, а также процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную  базу регулирования потребительского поведения населения, людей. В качестве критерия, позволившего отграничить  системные элементы социальной сферы  от среды, приняты функции каждого  из них в создании систематизирующих  свойств социальной сферы.

Понимание каждого компонента социальной сферы невозможно вне деятельности людей. Совместная деятельность людей  по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности являются субстанциональной  основой социальной сферы.

Пределом анализа социальной сферы, ее первичным элементом является понятие "потребность" индивида, группы - то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет  свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность  данного элемента обусловлена также  и тем, что ему присуще характерное  для социальной сферы основное противоречие — между растущими потребностями  субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие является главным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального  субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы  в целом. Именно потребность и  есть концентрация, сгусток присущих социальной сфере противоречий, которые  обусловливают ее специфику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М.: Академический проект, 2003.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория  систем: Учебник для студентов  вузов. — М.: Высшая школа, 2006. —  511 с.

3. Калабухова, Галина Валентиновна. Информационно-социологическое обеспечение  органов управления социальной  сферой региона : автореф. дис. . канд. социол. наук / Г. В. Калабухова ; Московский государственный социологический  университет .— Москва : [МГСУ], 1996 .— 26 с.

4. Симанков В.С., Луценко Е.В. Адаптивное  управление сложными системами  на основе теории распознавания  образов. — Краснодар: Техн. ун-т  Кубан. гос. технол. ун-та, 1999. —  318 с.

5. Садовский В.Н. Основания общей  теории систем. Логико-методологический  анализ. — М.: Наука, 1974. — 279 с.

6. О'Коннор, Макдермотт И. Искусство  системного мышления: необходимые  знания о системах и творческом  подходе к решению проблем.  — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 —  256 с.

7. Сурмин Ю.П. Теория систем  и системный анализ: Учеб. пособие.  — К.: МАУП, 2003. — 368 с.

8. Системный анализ: краткий курс  лекций / Под ред. В.П. Прохорова.  — М.: КомКнига, 2006. — 216 с.

 

 


Информация о работе Построение эмпирической модели социальной сферы