Большинство исследователей социальной
структуры общества сходится на важности
(в целях обеспечения политической
стабильности в обществе) скорейшего
формирования так называемого "среднего
класса" и в то же время не реалистичности
быстрого выполнения этой задачи.
Следует отметить, что четкого, единого
определения категории "средний
класс" нет. Главным образом это
обусловлено методологическими
трудностями фиксации границ данной
социальной категории. В мировой
практике принадлежность к "среднему
классу" принято устанавливать
на основе обладания личностью средним
статусом и престижем. При этом основным
методологическим критерием выступает
размер дохода индивида, позволяющий
ему иметь и поддерживать определенный
средний стандарт потребления. Если
взять этот критерий за основу оценки,
то можно утверждать, что к началу
радикальных общественных трансформаций
в России "средний класс" был
вполне сложившимся. В середине 80-х
годов квалифицированные рабочие,
интеллигенция, управленческий персонал
занимали весьма весомые позиции
в социальной структуре страны. Мировоззренческие
установки, нравственные ценности, связанные
с получением стабильного высокого
дохода на основе высококвалифицированной
профессионально-трудовой деятельности,
отличали эти группы населения от
других его категорий.
В социальной сфере действуют два
типа механизмов регулятивных воздействий
- спонтанный и сознательный. Причем
на какой бы стадии развития ни находилось
общество, оно не в состоянии абсолютно
освободиться от стихийной силы случая,
но соотношение сознательного и
стихийного в управлении бывает различным.
Спонтанный механизм управления социальной
сферой проявляется в неупорядоченном
воздействии сложной и противоречивой
совокупности факторов, условий на
процессы воспроизводства населения,
их переплетения, столкновения. Эти
воздействия пробивают себе дорогу
как общая тенденция, имеющая
вероятностный, стохастический, характер
(например, демографические процессы
рождаемости, смертности, брачности
и т.д.).
Сознательные факторы управления
связаны с целенаправленной социальной
деятельностью людей, которая осуществляется
через специфические общественные
институты (субъекты управления) - систему
органов и организаций, обеспечивающих
сознательное воздействие на социальную
сферу с целью достижения определенных
результатов. На федеральном уровне
это министерства социального профиля
(здравоохранения, образования, социальной
защиты, труда и др.), на региональном
уровне - соответствующие органы управления,
на местном - городские и районные
комитеты, отделы, департаменты, различные
учреждения и службы социальной помощи
на местах. Так, например, в префектурах
округов города Москвы управление социальными
процессами осуществляется Префектом
и его заместителем через посредство
Управления социального развития, ведающее
вопросами образования, охраны здоровья
населения, социального обеспечения
и социальной защиты населения, культуры,
досуга и спорта, молодежи и развития
семьи, профилактики правонарушений, охраны
окружающей среды, занятости и помощи
безработным, поддержки и развития
общественной активности различных
социальных групп. Каждое из направлений
социального развития в любом
округе Москвы непосредственно обеспечивается
специализированными управлениями
и отделами.
На социальные процессы в обществе
на всех его уровнях оказывают
свое влияние также политические,
общественные и религиозные организации.
Степень эмансипации каждого конкретного
общества от стихийного воздействия
случая, равно как и сила, эффективность
его противодействия стихийным
факторам носят конкретно-исторический
характер. Границы целенаправленного
воздействия на социальную среду, его
содержание, цели и принципы зависят
от сущности общества, господствующих
в нем экономических отношений,
политических институтов. Сознательное
управление осуществляется в интересах
класса или социальной группы, господствующих
экономически. В соответствии со своими
интересами господствующая общность создает
систему общественных институтов, органов
и организаций, призванных осуществлять
управленческие, регулятивные воздействия
на общество. При этом остается настоятельной
необходимостью совершенствование
управления социальным воспроизводством
действительной жизни, что, в свою очередь,
обусловливает требования к социальному
познанию существенных, устойчивых связей,
выражающих инвариантный способ организации
социальной сферы в определенную
целостность, характеризующих способы
сохранения ее стабильности и развития,
учету в управлении социальной сферой
уникального и случайного.
2.ПОСТРОЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная сфера характеризуется
качественно и количественно
определенными свойствами, и ее можно
изучать по определенным характеристикам.
Выделив социальную сферу из общего
контекста социальной действительности,
можно более системно и конкретно
представить предмет нашего исследования.
При этом как внешние, явные характеристики
социальной сферы, так и внутренние,
сущностные ее признаки в равной мере
реальны и, в принципе, доступны эмпирическому
анализу.
Построение модели социальной сферы
позволит с научной обоснованностью
судить о реальном характере и
содержании ее изменений, вырабатывать
практические рекомендации для корректировки
развития в соответствии с основными
задачами и целями общества. Систематические
и регулярно повторяющиеся измерения,
сравнение происходящих изменений
в социальной сфере, опирающиеся
на эти представления о ее модели,
дадут возможность осуществлять
управление социальными процессами,
планирование, прогнозирование динамики
ее развития.
В основе измерения признаков социальной
сферы лежит социальный показатель.
Проблема показателя активно разрабатывается
в социологии. Мы под показателем
социальной сферы понимаем качественные
и количественные характеристики состояния,
тенденций и направлений ее функционирования
и развития и исходим из того,
что социальная сфера общества как
объект социологического исследования
характеризуется множеством отдельных
признаков, являющихся единичным проявлением
каждого из ее свойств. Эти признаки
могут фиксироваться той или
иной группой показателей, замеряться
статистическими и социологическими
методами. Целостность, единство многообразного
набора тех или иных групп показателей
социальной сферы, фиксирующих с
помощью научных методов измерения
количественно и качественно
процесс социального воспроизводства
населения, не является застывшей величиной,
поскольку сама социальная сфера постоянно
пребывает в самодвижении и развитии.
При этом принципиально важно определить
источник ее самодвижения, поскольку он
составляет основу научного подхода к
конструированию целостной совокупности
показателей и превращает их множество
в научно обоснованную систему. Социальная
сфера, представленная с количественной
стороны множеством отдельных признаков,
может быть выражена различными системами
показателей в зависимости от того, какой
признак будет взят в качестве системообразующего.
При этом следует иметь в виду, что показатель
представляет собой субъективный образ
содержания измеряемого признака социальной
сферы. Его субъективность определяется
тем, что он является продуктом мыслительной
деятельности социолога, с одной стороны,
и несет в себе содержание ценностных
представлений, норм и установок населения,
с другой стороны.
Вполне очевидно, что попытка
найти искомым сущностным признакам
абсолютно равноценные эмпирические
эквиваленты обречена на неудачу, ибо
явление и сущность никогда не
бывают идентичны. Поэтому наша задача
сводится к построению такой эмпирической
модели социального объекта, в которой
его сущностные признаки получили бы,
пусть частично, научно достоверное
эмпирическое отражение. Такая модель
призвана интегрировать в себе системное
множество социальных показателей,
причем это множество представляется
в модели изоморфной важнейшими своими
характеристиками как реальному
объекту исследования, так и теоретическим
сущностным представлениям о нем. Важно
теоретическую концепцию социальной
сферы осознать в качестве теоретической
модели проектирования системы показателей,
которая адекватно могла бы измерить
признаки социального воспроизводства
населения. В этом случае эмпирическая
модель могла бы рассматриваться
как средство научной проверки правильности
ее теоретических выводов. В системе
показателей нам также необходимо
реализовать принцип целостности
деятельности населения по обеспечению
своей жизни и воспроизводству себя как
субъектов социальных отношений. Только
это позволит обеспечить непротиворечивость
научной цели и метода.
Вместе с тем, как и любая
социологическая модель, наша система
показателей должна отвечать требованиям
статистического анализа, демонстрировать
проявления массовидных социальных
объектов. Искомая модель призвана
также обеспечивать адекватное отражение
качественной и количественной характеристик
признаков в статике и динамике,
в том числе и под влиянием
управленческих воздействий.
Социальная сфера представляет
собой чрезвычайно сложный, многоконтурный
динамичный объект. Поэтому ее анализ
требует применения целого комплекса
социальных показателей, достаточно полно
и объемно отражающих ее свойства.
Способ отбора показателей определяется
множеством признаков социальной сферы,
входящих в область их определения,
а число - желанием обеспечить целостность
отражения объекта и целевую
направленность социологического исследования.
Под системой социальных показателей
обычно понимают совокупность более
или менее независимых друг от
друга, но взаимозаменяемых данных, отражающих
социальные явления и процессы. Надо
сказать, что суть выстраивания системы
показателей состоит в мысленном
расчленении предмета исследования
на множество элементов и превращении
их в измеряемые показатели при воспроизведении
в них не только многогранности социальной
сферы, но и ее целостности.
Эта система несводима к экстенсивному
расширению статистики, функционирующей
в сфере управления и призвана
фиксировать самые необходимые
черты социального объекта, диагностировать
его состояние. Сущность системы
показателей социальной сферы проявляется
в содержании функций ее отдельных
элементов и не может быть представлена
слишком простым рядом показателей,
не позволяющим адекватно выявить
характеристики социальной сферы, а
также слишком сложным, поскольку
это затрудняет возможность разделения
существенных и несущественных признаков,
оперирования всей совокупностью этих
показателей. Такая система должна быть
многомерной. Степень и характер многомерности
при этом варьируется в зависимости от
конкретных задач исследования.
Целостность системы эмпирических
показателей социальной сферы вырастает
из признаков социальной сферы, поведения
населения, в основе которого лежат
нормы и ценности, присущие конкретному
обществу. Она выступает средством
превращения социологической теории
социальной сферы в практическое
средство управления социальным воспроизводством
населения и поддержания гармонии
развития населения с условиями
воспроизводства, где ценности и
нормы поведения этого населения
раскрывают сущность его активности.
Проектирование системы показателей
имеет свои корни в субъективном
и объективном основаниях, представленных,
с одной стороны, социологической
теорией социальной сферы, а с
другой - самой социальной сферой. Наша
же задача - спроектировать систему
показателей, соединив объективное
и субъективное, разрешив противоречие,
сложившееся между ними.
Подчеркнем еще одно важное положение
для построения системы показателей
социальной сферы. Социальная сфера
имеет несколько уровней в
своей организации: макроуровень - уровень
общества; мезоуровень - региона; микроуровень
- предприятия, семьи. Каждый из них
имеет свой набор компонентов. Поэтому
в системе показателей социальной
сферы должны прослеживаться связи
как по вертикали - между показателями
разного уровня, так и по горизонтали
- между показателями одного уровня.
В основу выделения и систематизации
социальных показателей мы предлагаем
положить следующие методологические
подходы:
• четкое выделение социальной сферы
как системного объекта, в рамках
которого и должны "работать" социальные
показатели, обеспечивая адекватное
отражение статики и динамики
проявлений социальной сферы, а также
выделение объектов, составляющих ее среду;
• выделение системы социальных
показателей, их дифференциация сообразно
природе измеряемых ими социальных
явлений (объектов);
• выделение системообразующего основания
всей системы социальных показателей,
определение методического, инструментального
подхода к измерению социальных
процессов;
• учет динамики развития и измерения
самих социальных показателей;
• определение главных и дополнительных
методов получения социальных данных.
Проблема выявления и анализа
важнейших свойств социальной сферы
через систему показателей содержит
внутренние противоречия, обусловленные
самой природой социальной сферы, совокупностью
ее функций. Главная из них - обеспечение
воспроизводства, развития, саморегуляции
поведения социальных субъектов, регуляция
их взаимодействия прежде всего в
общественном потреблении материальных
и духовных благ, необходимых им
для производства собственной жизни.
Уже в реализации этой функции
видится множество самых различных
противоречий (индивидуальные и групповые
различия в характере и наборе
потребностей, их объеме и т.п.).
С другой стороны, социальная сфера
выступает как непосредственный
производитель многих видов товаров
и услуг, объемы и качество которых
далеко не всегда способны удовлетворить
запросы и ожидания потребителей.
Следует напомнить о некоторых
производных функциях социальной сферы
(социально-адаптивная, социально-культурная,
социально-защитная и др.), чтобы
понять, как сложен и динамичен
механизм функционирования социальной
сферы и как обширна система
показателей этого процесса.
Определенную трудность представляет
выражение качественных характеристик
через количественные показатели, свойства
целого - через совокупность частных
характеристик, изменений - через стабильную
систему, непрерывный социальный процесс
- через фиксацию ограниченного, конечного
числа состояний, сумму показателей.
Важным методологическим принципом
системообразования показателей социальной
сферы является их типологическая классификация
применительно к структурным
и функциональным характеристикам
сферы. Основой такой классификации
может выступить выделение систематизирующего
признака, системы признаков социальной
сферы, включенных в предмет исследования.
В связи с этим возможны различные
подходы к группировке показателей
состояния или развития социальной
сферы. Если в качестве такого признака
принять функции ведущих элементов
социальной сферы, то нам представляется,
что ее свойства как целого можно
раскрыть через следующие основные
группы показателей: