Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:31, реферат
Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения. Во-первых, понятие «социальные изменения» не очень привычно. До сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д.
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие, виды и формы социальных изменений …… ……………………....5
Основные концепции социальных изменений………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………..20
В
русле социального
1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при специализации в конкретных сферах производства и управления;
2) массовое производство товаров на широкий рынок;
3) механизация и автоматизация производства и управления;
4) научно-техническая революция.
С точки зрения этой теории, основные характеристики крупной промышленности обусловливают форму поведения людей не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.
В 60-е годы теория индустриального общества получает развитие в теории постиндустриального общества. Д. Белла. С его точки зрения, общество в своем развитии проходит следующие стадии:
- доиндустриальное общество;
- индустриальное общество;
- постиндустриальное общество.
Основные характеристики обществ, выделяемых Д. Беллом.
Критерии | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Основная сфера деятельности | Сельское хозяйство | Промышленность | Сфера услуг |
Наиболее влиятельная социальная группа | Землевладельцы, священники | Промышленники, банкиры | Ученые, менеджеры-консультанты |
Специфические формы социальной организации | Церковь, армия | Корпорации, банки | Университеты |
Социальная стратификация | Сословия, касты, рабство | Классы | Профессиональные группы |
Социальный статус индивида определяется | Властью | Деньгами | Знаниями |
Теории
индустриального и
Основоположниками теории революционного преобразования общества были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе. Человечество в своем развитии проходит пять формаций:
· первобытнообщинную;
· рабовладельческую;
· феодальную;
· капиталистическую;
· коммунистическую.
Переход
от одной формации к другой осуществляется
на основе социальной революции. Социальная
революция – это коренной качественный
переворот во всей социально-экономической
и политической системе общества.
Экономической основой
По
К. Марксу, революция — это качественный
скачок, результат разрешения коренных
противоречий в базисе общественно-экономической
формации между отсталыми
Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.
История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.
Эволюционистские
и революционистские теории основываются
на идее общественного прогресса. Среди
критериев прогресса
Циклические теории. Наряду с теориями, признающими возможность прогрессивного развития общества, имеют место теории, отрицающие его. Это так называемые циклические теории (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Циклические теории отрицают возможность бесконечного прогрессивного развития, акцентируют внимание на многолинейности и многонаправленности развития общества и культуры. В рамках этих теорий выделяются определенные типы культурных и социальных систем, подчеркивается их своеобразие, а в некоторых случаях выдвигается идея замкнутости, локальности культур и цивилизаций.
Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского подразделяет все народы на исторические и неисторические. Неисторические народы – это тупиковые ветви в развитии общества, они не в состоянии решать свою судьбу, следовательно, они не в состоянии выработать свои культурно-исторические типы. Н. Данилевский насчитывает 13 культурно-исторических типов, созданных историческими народами: египетский, китайский, ассиро-вавилонский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский, перуанский, европейский, славянский. Культурно-исторические типы различаются по сочетанию в них четырех основных элементов:
1) религиозного,
2) политического,
3) культурного,
4) экономического.
Многие типы одноосновны, то есть в них преобладает какой-то один элемент: в европейском – религиозный, в греческом – культурный, в романо-германском – экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать четырехосновным типом. По мнению Н. Данилевского, Западная цивилизация прошла стадию расцвета, будущее же принадлежит славянскому типу.
Каждый культурно-исторический тип, если он не погибает насильственной смертью, проходит четыре фазы своего развития:
1. Бессознательный период, когда народы еще не вышли на историческую арену и пребывают в форме «этнографического материала.
2.
Период государственного
3. Период расцвета.
4. Период упадка.
По А. Тойнби всемирная история – это воспроизводство и гибель регионально несовместимых друг с другом цивилизаций. При объяснении причин становления и развития цивилизаций решающая роль принадлежит «ответу» народов на «вызов», брошенный им обстоятельствами. По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы или личности. Основной критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения.
Теория культурно-исторических типов используется в исследовании своеобразия и взаимодействий локальных культур.
Теория модернизации. Модернизация – это переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Суть модернизации связывают с распространением по всему миру ценностей и достижений индустриального общества – рационализма, расчетливости, урбанизации, индустриализации.
Индустриализация – создание крупного машинного производства.
Урбанизация – переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
Различают два вида модернизации.
1.
Органическая модернизация
2.
Неорганическая модернизация
Неорганическая
модернизация предполагает, что страна
догоняет более передовые страны
и заимствует у них передовые
технологии. Модернизация совершается
путем закупки зарубежного
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Именно такой вид модернизации присутствует в постсоветских обществах.