Понятие социального института. Виды социальных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является исследование темы «Понятие социального института. Виды социальных институтов».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие «социальный институт» с точки зрения социологов и проанализировать их мнение.
Изучить классификацию социальных институтов.
Узнать основные функции государства.

Содержание

Введение 3
I.Понятие «социальный институт» с разных точек зрения 4
II. Классификация социальных институтов 12
III. Основные функции государства 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

контроха социология управления.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

     В-третьих, институтами называют обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе. Такая точка зрения содержится в  ряде работ по проблемам права, экономике, управления, социологии. К примеру, российские экономисты, придерживающиеся институционального подхода, определяют институты как совокупность норм и правил, обеспечивающих субъекта экономической деятельности информацией, способствующих «формированию совместимых друг с другом ожиданий, обусловливающих, в свою очередь, координацию действий и достижение взаимовыгодного результата» В литературе по управлению под институтами понимают действующую в исторических условиях совокупность социально-экономических норм и правил.9

     Так, С.С. Фролов определяет социальный институт как «организованную систему  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества».10

     М.С. Комаров считает, что социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные  комплексы, посредством которых  направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах –  экономике, политике, культуре, семье  и др.»11

     В.И. Добреньков и А.И. Кравченко также акцентируют внимание на нормативном характере социальных институтов, благодаря которому в обществе обеспечивается законный порядок, люди подчиняются принятым нормам и соблюдают соответствующую дисциплину. «Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения» 12

     Что касается функций социальных институтов, то прежде всего они подразделяются на универсальные и специфические. Первые присущи всем социальным институтам. Среди них принято выделять функции:

      1) упорядочивания, закрепления и  воспроизводства деятельности и  общественных отношений (именно  благодаря институтам деятельность  приобретает устойчивые формы,  достигается стабильность отношений );

     2) регулятивные;

     3) социализации индивидов (в которую  включается и транслирующая функция);

     4) коммуникативные.13

     В силу специфики деятельности, организуемой тем или иным институтом или его  видом, каждая из универсальных функций  более или менее значима. Так, у правовых институтов преобладает  регулятивная функция, поскольку разные отрасли права организуют и регулируют деятельность и отношения во всех сферах социальной жизни. Функция социализации, освоения системы знаний и навыков  действий, норм и образцов поведения  выступает главенствующей для культурных и образовательных институтов.

     К специфическим относятся функции, присущие только какому-либо одному виду институтов. Так, военным и правовым институтам свойственны функции обеспечения безопасности членов общества, защита их жизни и имущества. Институты брака и семьи обеспечивают воспроизводство новых поколений, общества в целом, заботу о детях и ближайших родственниках. Значение экономических институтов заключается в распределении ценностей, организации обмена ими для создания оптимальных условий существования общества, социальных общностей, отдельных индивидов. Религиозные институты призваны организовать деятельность верующих для удовлетворения их религиозных потребностей.14

 

     

II. Классификация социальных институтов

     Как я уже указывала выше, социальные институты удовлетворяют различные потребности социальных общностей и составляющих их индивидов. В зависимости от этих потребностей, от специфики действий и отношений, регулируемых институтами, выделяют их виды. Первым дал классификацию Г. Спенсер, выделивший шесть типов институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.

     В социологии ХХв. Этот подход остается по-прежнему наиболее распространенным. Так, Я. Щепаньский делит институты на экономические, политические, воспитательные и культурные, социальные (общественные) в узком смысле слова, религиозные. Он называет их «главными институтами», регулирующими основные общественные функции, выступающие во всех типах цивилизации, а в качестве критерия классификации указывает содержательные задачи институтов.15

     Пять  главных институциональных порядков выделяет и Ч.Р. Миллз: экономический (институты, организующие хозяйственную деятельность), политический (институты власти), семейный (институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей), военный (институты, организующие законное наследие), религиозный (институты, организующие коллективное почитание богов).16

     В отечественной социологии этот подход к классификации социальных институтов представлен достаточно широко. Так, важнейшими являются экономические  и политические институты, затем  – семья, социально-культурные, правовые институты. 17В зависимости от удовлетворения основных жизненных потребностей выделяются пять главных видов социальных институтов: институт семьи и брака (потребность в воспроизводстве рода); политические институты (потребность в безопасности и социальном порядке); экономические (потребность в средствах существования); институты образования в широком смысле, включая науку и культуру (потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, в подготовке кадров); институт религии (потребность решения духовных проблем, поиска смысла жизни.18

 

III. Основные функции государства

     Важнейшими  функциями государства всегда были обеспечение территориальной целостности, защита поданных от внешней опасности, разработка законов, регулирование  на их основе отношений между группами и общностями. Основной функцией государства, в которой выражается его сущность, является упорядочение и изменение (улучшение) частной, коллективной, общественной жизнедеятельности людей. Речь идет об управлении делами общества, упорядоченности как деятельности входящих в него групп и общностей, так и отношений с другими государствами. К основным функциям современного государства, в которых проявляется его сущность как субъекта управления обществом, относят следующие.

  1. Функция обеспечения целостности и сохранности общества. Она выступает как политическая в силу того, что конечная цель политики определяется как создание условий для спокойного и гармоничного функционирования общества.
  2. Функция социальная, заключающаяся в обеспечении на всей территории государства прав и свобод каждого человека и гражданина. «Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия, - писал И.А.Ильин, - и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе». В содержание этой функции входит не только провозглашения прав и свобод человека, но и создание условий для его воспроизводства и развития в рамках различных социальных общностей, для самореализации личности. Именно эта функция государства находится в поле зрения социологии управления.
  3. Функция экономическая, состоящая в создании организационно-правовых предпосылок для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества и обеспечения экономической самостоятельности страны
  4. Функция поддержания свободы, суверенитета страны в рамках мирового сообщества. Внешняя функция государства включает в себя укрепление сотрудничества с возможно большим числом государства, всемерное содействие развитию международных структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах.

     Реализация  государством названных функций  предполагает целую систему государственных институтов. Они относятся к институтам управления, однако спектр последних достаточно широк и не может быть сведен только к государственным. Если выделять институты управления, то можно назвать, помимо институтов государственного управления, институты регионального, муниципального управления и менеджмента. Они различаются по содержанию, масштабу процессов, сферам деятельности и отношений, на упорядочение которых направлены. Рассмотрим некоторые институты.

     Институты социального управления регулируют, координируют действия субъектов управления и управляемых субъектов в  области разработки, принятия и реализации решений, касающихся жизненно важных потребностей населения, взаимоотношений между  социальными общностями. К этим институтам относятся, в частности, нормативно-правовые системы, обеспечивающие создание и  функционирование государственных  и муниципальных органов и  учреждений, реализующих основные направления  социальной политики. Для ее осуществления  на уровне муниципальных образований  создаются учреждения, выполняющие  как функции управления, так и  саму работу по решению социальных проблем, удовлетворению потребностей населения. Деятельность этих учреждений и их сотрудников также регулируется специфическими институтами управления.

     Институты муниципальной службы регламентируют профессиональную деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления, устанавливают их полномочия на решение вопросов местного значения и ответственность за осуществление этих полномочий.

     Социальная  защита – один из наиболее интенсивно развивающихся в России социальных институтов. Она предполагает создание условий для нормальной жизнедеятельности  населения, включающих прежде всего благоприятную окружающую среду, охрану материнства и детства, оказание помощи семье, охрану здоровья, содействие занятости, регулирование заработной платы и доходов, обеспечение жильем, регулирование права собственности, материальное обеспечение и обслуживание нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

     В итоге для осуществления государственного управления создаются как институты, обеспечивающие взаимодействие управляемых  субъектов и субъектов управления, воздействие последних на объект управления, так и институты, организующие деятельность самих субъектов управления.19

 

     

Заключение

    В ходе данной контрольной работы я  попыталась рассмотреть понятие «социальный институт» с точки зрения социологов и проанализировать их мнение, а также я изучить классификацию социальных институтов и узнала основные функции государства. В результате проведенного мною исследования по теме «Понятие социального института. Виды социальных институтов», можно сделать ряд выводов.

     Социальный  институт – стандартизованная форма удовлетворения важнейших потребностей общества. Регулируется сводом социальных норм.

     Социальный  институт – гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, агентств), которые опираются  на персонал, аппарат управления и  особые процедуры или практики.

     Социальный  институт – постоянно развивающаяся  система.

     В социологии выделяют пять главных видов  социальных институтов: институт семьи  и брака (потребность в воспроизводстве  рода); политические институты (потребность  в безопасности и социальном порядке); экономические (потребность в средствах  существования); институты образования  в широком смысле, включая науку  и культуру (потребность в получении  знаний, в социализации подрастающего  поколения, в подготовке кадров); институт религии (потребность решения духовных проблем, поиска смысла жизни.

     С моей точки зрения, при анализе  институциональной структуры современного общества обращение к историко-генетическому  аспекту исследования социальных институтов позволяет «пролить свет» на становление  того или иного вида института, выявить  влияние одних на появление и  функционирование других (например, государственных  – на религиозные, семейно-брачные, экономические и др.).

     Таким образом, важнейшим критерием классификации  социальных институтов служит дифференциация деятельности и общественных отношений, «вызывающая к жизни» тот или  иной вид социального института, наделенный специфическими функциями.

 

     

Список  использованной литературы

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С.Б. Социологический словарь. - М: Казан, 2000. – 420с.
  2. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловска. М: Урал, 1999. – 150с.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М: Медиум, 1995. - 323с.
  4. Бергер П. Приглашение в социологию. – М: Аспект-пресс, 1996. - 168с.
  5. Василенко А.И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. - М: Логос 2001. – 345с.
  6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М: Инфра, 2001. – 627с.
  7. Здоровский Г.Е. Общая социология. М: Юнити, 2004. – 261с.
  8. Комаров М.С. Введение в социологию. - М: Наука 1994. – 317с.
  9. Осипов. Г.В., Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща. Российская социологическая энциклопедия. -  М: Инфра-М, Норма, 1998. -  221с.
  10. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М: Стратегия ,2000. – 311с.
  11. Смелзер Н. Социология. – М: Феникс, 1994. – 688с.
  12. Фролов С.С. Основы социологии.  – М: Юристь, 1997. – 201с.
  13. Шаститко А. Условия и результаты формирования институтов //Вопросы экономики. 1997. - 90с.
  14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М: Прогресс, 1996. – 187с.

Информация о работе Понятие социального института. Виды социальных институтов