Понятие социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:14, контрольная работа

Описание работы

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства.

Содержание

1. Понятие социального государства……………………………стр. 3
2. Социальная политика: цели, функции
и основные направления……………………………………..стр. 16
Список литературы…………………………………………….стр. 22

Работа содержит 1 файл

КР Социология.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

Показатели результативности социальной политики - уровень и качество жизни.

Уровень жизни - это обеспеченность населения необходимыми материальными  и духовными благами и степень  удовлетворения потребностей людей  в этих благах.

Для оценки уровня жизни используется система показателей, которая включает объем, качество потребляемых благ и  услуг, реальные доходы населения, размеры оплаты труда, общественные фонды потребления, объем, накопленного имущества, денежных сбережений, уровня труда, продолжительность рабочего и свободного времени и т.д.

В целях поддержки малообеспеченных слоев населения и нейтрализации  негативных последствий функционирования рыночной экономики используется система  социальной защиты, представляющая собой  часть политики государства, стремящегося обеспечить нормальные условия жизни  членам общества, прежде всего тем  группам населения, которые находятся  в сложном материальном положении.

Реализация системы социальной защиты предполагает комплекс мер по регулированию уровня жизни, которые  включают обеспечение условий для  повышения благосостояния каждого  члена общества за счет личного трудового  вклада; гарантию минимальной оплаты труда и ее совершенствование; регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой минимального потребительского бюджета (МПБ); компенсацию, адаптацию и индексацию доходов; оказание социальной помощи бедным, безработным; денежные выплаты из доходов общественного потребления (пенсии, пособия, стипендии); обеспечение льгот, связанных с условиями труда, предоставлением жилья; возможность бесплатного образования, бесплатного медицинского обслуживания; дифференцированное налогообложение предприятий и населения.

Для определения категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, выявляющие черту бедности, которая отражает уровень доходов, необходимый, чтобы  поддерживать минимальный уровень  жизни.

Прожиточный минимум включает такой  набор товаров и услуг в  стоимостной форме, который является предельно допустимым при достигнутом  уровне экономического развития.

Социальный минимум включает минимальные  нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных потребностей.

Физиологический минимум предполагает затраты на удовлетворение основных потребностей и оплату услуг в  относительно короткий период времени (без приобретения одежды, обуви  и других промышленных товаров).

Прожиточный минимум рассчитывается, исходя из потребительской корзины, представляющей собой набор продовольственных  и непродовольственных услуг, необходимых  для удовлетворения потребностей среднестатистической семьи, и обеспечивающей поддержание  минимального уровня жизни.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой расходы  на приобретение набора потребительских  товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей людей.

Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице. Нужно помнить, что минимальный  потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и  неработающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы  к труду, что может привести к  люмпенизации определенной части общества.

Социальная защита малообеспеченных слоев населения проявляется  в виде денежных выплат, предоставления благ и услуг в натурально-вещественной форме, а также различных льгот, пособий, помощи на дому больным и  престарелым, частичной (полной) оплате коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты из социальных общественных фондов потребления в Республике Беларусь это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство  и многое другое.

Следует помнить, что выплаты из общественных фондов потребления практически  лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим  воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей  функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели. Сегодня при существующей неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие весьма затруднительно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий широким слоям населения для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И.- Социальное государство - Учебник, Москва: Дашков и К, 2003.- С. 414.
  2. Григорьева И.А.- Социальная политика: взаимодействие государства, общества и человека. – Санкт- Петербург, 2005.- С. 40.
  3. Калашников С.В.- Функциональная теория социального государства.- Москва, 2002.- С. 188.
  4. Нечаева Е. Г.- Социальное государство: правовое понимание и практика.- Москва, 2007.- С. 26.
  5. Бочаров Н. П.- От социальных ценностей к социальному государству.- Москва: Луч, 1997.- С. 174.
  6. Бобков В. Уровень и доступность социальных гарантий // Человек и труд. — 2008. — № 1. — С. 55-62.
  7. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социологические исследования. — 2002. — № 10.— С. 22-37.
  8. Калашников С. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд. — 2007. — № 10.— С. 47-55.
  9. Лапин, Н.И. Тревожная стабилизация: состояние и тенденции российского общества// Обществ, науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 39-53.
  10. Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. — 2007. — №2. — С. 142— 150.

 


Информация о работе Понятие социального государства