Понятие социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:14, контрольная работа

Описание работы

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства.

Содержание

1. Понятие социального государства……………………………стр. 3
2. Социальная политика: цели, функции
и основные направления……………………………………..стр. 16
Список литературы…………………………………………….стр. 22

Работа содержит 1 файл

КР Социология.docx

— 41.83 Кб (Скачать)

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип  возмещения ущерба одинаково реализуются  через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности  и, соответственно, разные способы перераспределения  общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное  отношение в обществе.

С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать  критика государства всеобщего  благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута  как практика государства всеобщего  благоденствия, так и его теоретические  и идеологические основы.

Направленность усилий государства  всеобщего благоденствия на обеспечение  единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

В целом этот - пятый - этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Эффективность сложившейся системы  перераспределения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального  страхования теряет свою универсальность  и перестает быть эффективным  для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие  новых способов компенсации; традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства.

Кризис системы солидарного  страхования, лежащей в основе государства  всеобщего благоденствия, заключается  в том, что принципы солидарности и справедливости основываются на представлении  о случайности и равновероятности всевозможных рисков для всех граждан, что не соответствует современным реалиям.

Страхование, реализующееся через  социализацию рисков, не может быть применимо к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, засухи, крупные техногенные  аварии и др.) и к рискам, которым  подвержена значительная часть общества (длительная безработица, пенсионное обеспечение  и др.). Усиливающаяся дифференциация общества привела в конце XX в. к сегментации системы страхования, развитию корпоративных и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. Повышение роли вертикального перераспределения между группами граждан с различными доходами вопреки изначально заложенному в страховании горизонтальному перераспределению и разрыв связи между величиной взносов и уровнем социальных выплат, а также предоставление пособий группам населения, вообще не платившим социальных взносов, породило негативное отношение к принципам социального страхования. Ухудшение экономической и демографической ситуации, стремление государства стимулировать экономику за счет снижения обязательных социальных взносов приводит к недостаточности страховых социальных фондов, наполнение которых в критической ситуации государство вынуждено брать на себя, что ведет к искажению принципов финансирования социальных выплат и замене принципа солидарности принципом возмещения ущерба.

Все более широко признается, что  солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, некоторые  авторы сделали вывод, что страхование - это не более чем миф.

С середины 90-х годов начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме  снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всеобщего  благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется  на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Начавшийся в середине 90-х годов  этап развития социального государства  можно обозначить как период либерального социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций  социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции  как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана труда и здоровья людей;
  3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  10. забота о сохранении мира в обществе.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

Становление социального  государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления, являются:

  1. Демократическая организация государственной власти.
  2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
  3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

  1. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  2. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Исходя из этого можно  сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная политика: основные понятия, цели, принципы и направления

 

Социальная политика государства  представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения, повышение  благосостояния и создание системы  социальных гарантий.

Цели социальной политики:

1) обеспечение условий повышения уровня жизни населения;

2) поддержание социальной справедливости  в обществе;

3) нейтрализация негативных последствий  функционирования рыночной экономики;

4) создание системы социальной  защиты населения.

Социальная политика реализуется  посредством создания гарантий в  формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечения занятости населения, повышения уровня жизни, решения  проблем социальной справедливости.

Основными принципами социальной политики являются равенство и социальная справедливость. Социальное равенство  означает одинаковое положение людей  в обществе, общие исходные условия  экономической деятельности людей. Социальная справедливость предполагает соответствие благ, получаемых человеком  или социальной группой в обществе пропорционально их заслугам и вкладу в общее благосостоянием.

Основные проблемы социальной политики: обеспечение эффективной занятости  и создание условий для роста  благосостояния всего населения, определение  минимальной заработной платы и  соотношения с прожиточным минимумом, сокращение численности людей, живущих  за чертой бедности.

Важнейшими направлениями социальной политики являются: государственная  политика занятости, регулирование  доходов населения и его социальная защита, социальная ориентация экономики.

Социальная ориентация экономики  — социальное подчинение хозяйства  задачам развития личности.

Политика занятости предполагает:

1) меры государства по стимулированию  роста занятости, самозанятости и увеличению числа рабочих мест посредством использования льготного налогообложения, льготного кредитования, компенсаций инвестиций на прирост рабочих мест (или убытков от их сохранения);

2) расширение форм и условий  для подготовки и переподготовки  работников;

3) активное использование в государственном  и негосударственном секторах  экономики гибких форм занятости;

4) социальную защиту безработных.

Методы и меры по регулированию  занятости делятся на две группы: активные и пассивные. Первая группа представляет собой совокупность методов  и мер по созданию дополнительных мест и сфер занятости путем устройства общественных работ, подготовки и переподготовки кадров, усиления мобильности и занятости  населения. Ко второй группе относятся  выплаты пособий по безработице.

Социальное партнерство – согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

Важнейшим направлением социальной политики является политика формирования и регулирования  доходов населения.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной  заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфляционной спирали "цена-зарплата".

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для  обеспечения стабильности рыночного  общества, правительство стремится  избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

В условиях переходной экономики показатели социального развития ухудшаются. На первое место выступают проблемы обеспечения минимальных доходов  населения, организации рынка труда, охраны здоровья, адресной поддержки  бедных.

Информация о работе Понятие социального государства