Понятие, основные характеристики и классификация переговорного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

У большинства людей термин "переговоры" ассоциируется с ситуациями, относящимися к сфере бизнеса или дипломатических контактов. Однако если задуматься, то правильнее будет рассматривать переговоры как "стиль поведения, с которым мы сталкиваемся и используем сами каждый день". Поэтому во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, понятие "переговоры" используется для характеристики любого процесса общения, в рамках которого люди пытаются согласовать какие-либо действия, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы.

Содержание

Введение
1. Раскрыть содержание понятий: переговорный процесс, межличностные переговоры, международные переговоры, переговорное пространство, дискуссия, аргументация, контраргументация.
2. Сравнить содержательные основания классификации переговоров; сравнить формальные основания классификации переговоров.
Литература

Работа содержит 1 файл

Теория и практика переговорного процесса Воронцов.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Южный Федеральный Университет

Институт  по переподготовке и  повышению квалификации

Преподавателей  гуманитарных и социальных наук

Отделение «Регионоведение»

 

Контрольная работа по курсу  
 

«Теория и практика переговорного процесса» 
 

«Понятие, основные характеристики и классификация

переговорного процесса» 
 
 
 
 
 
 

Срок  сдачи по учебному плану 15.12.2008 г. 

Выполнил:

Студент 4-го курса ОЗО

Паустовский Сергей Семенович 

Преподаватель:

Д.В. Воронцов

Результат проверки:

____________________________

(зачет-незачет; дата; подпись преподавателя) 

Работа  сдана и зарегистрирована в деканате:

______________________________________

(дата; подпись  методиста ОЗО) 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2008/2009 уч. год

Тема 1.  Понятие, основные характеристики и  классификация переговорного процесса.  

План

Введение

  1. Раскрыть содержание понятий: переговорный процесс, межличностные переговоры, международные переговоры, переговорное пространство, дискуссия, аргументация, контраргументация.
  2. Сравнить содержательные основания классификации переговоров; сравнить формальные основания классификации переговоров.

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    У большинства людей термин "переговоры" ассоциируется с ситуациями, относящимися к сфере бизнеса или дипломатических  контактов. Однако если задуматься, то правильнее будет рассматривать переговоры как "стиль поведения, с которым мы сталкиваемся и используем сами каждый день". Поэтому во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, понятие "переговоры" используется для характеристики любого процесса общения, в рамках которого люди пытаются согласовать какие-либо действия, договориться о чем-либо, решить спорные вопросы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Раскрыть  содержание понятий:
 

«Переговорный процесс» - это понятие, которое характеризуется следующими признаками:

 
Переговорный  процесс как форма  взаимодействия.

    Переговоры - неотъемлемая часть деловых контактов, успех которых зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров, которая вряд ли может быть представлена в виде некоего исчерпывающего набора готовых рецептов. Чтобы грамотно и уверенно вести переговоры, важно понимать, в чем состоит их специфика, какие цели ставят перед собой участники, какова общая модель переговорного процесса.

    Необходимо  учитывать и тот факт, что переговоры, имеющие место как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта, обязательно предполагают общение участников. Следовательно, переговорный процесс включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (общение как восприятие, обмен информацией и взаимодействие). Пренебрежительное отношение участников к любой из этих сторон переговоров создает дополнительные препятствия на пути к достижению соглашения.  

Переговорный процесс как разновидность общения. 

    Переговоры  как одна из разновидностей общения  имеют ряд отличительных особенностей.

    Важная  особенность переговоров состоит  в том, что они ведутся в  условиях ситуации с разнородными интересами сторон, т. е. их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными.

    Сложное сочетание многообразных интересов  делает участников переговоров взаимозависимыми. В этом заключается еще одна особенность переговорного процесса. Его участники ограничены в своих возможностях односторонним путем реализовать собственные интересы. Если кто-то из оппонентов решил, добиваясь цели, воспользоваться имеющимися каналами влияния на руководство фирмы, то это вызовет обострение отношений с коллегой, ухудшение морально-психологического климата в группе и может привести к конфликту. И чем больше стороны зависят друг от друга, тем важнее для них договориться путем переговоров.

    Взаимозависимость участников переговоров позволяет  говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.

    Итак, переговоры в деловом общении - это процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения. 

    Таблица - Классификация переговоров (по Ф. Чарльзу Икле)  

 

Тип Характеристика Результат
Переговоры, направленные на продолжение существующих соглашений Наличие предыдущих договоренностей  Подтверждение статус-кво, либо небольшие изменения  в отношениях
Переговоры  с целью нормализации отношений  Конфликтная ситуация Преодоление конфликтов
Переговоры с целью достижения перераспределительного соглашения Одна сторона  требует изменений в свою пользу за счет другой стороны  В зависимости  от соотношения сил 
Переговоры  в целях заключения нового соглашения Появление новых  партнеров  Установление  новых отношений и обязательств между сторонами
Переговоры, ориентированные на получение косвенных  результатов  Результаты  не отражаются в соглашении, возможно отсутствие соглашения Установление  контактов, выявление точек зрения, оказание влияния на общественное мнение
 
 

«Межличностные переговоры» - это понятие, которое характеризуется следующими признаками:  

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества. В общении реализуются  социальные отношения людей.  

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми; интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника); перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.  

Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме). 

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной  коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. 

Причиной  плохой коммуникации могут быть: стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в  результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное; плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости нашего взгляда; отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий; пренебрежение фактами, то есть, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность; неверный выбор стратегии и тактики общения. 
 

«Международные переговоры» - это понятие, которое характеризуется следующими признаками:  

Институт  международных переговоров 

Основной инструмент управления международными отношениями,  главный метод установления, поддержания и развития отношений между государствами, обеспечения  мировой торговли,   культурных и научных связей в двустороннем, групповом, региональном и глобальном масштабах.

История и основные этапы становления  института  международных переговоров. Важнейшие политические конференции  в истории мировой дипломатии. Возрастание роли переговоров и  усложнение их механизма  в ХХ веке и начале ХХ1века.

Влияние процессов глобализации на институт международных переговоров. Рост числа  и разновидностей субъектов международных  переговоров в эпоху  глобализации.

Главные потоки  международных переговоров  в современных условиях, их определяющие векторы. 

Разновидности и формы международных  переговоров.  

Межгосударственные  переговоры, деловые переговоры фирм и неправительственных организаций.

Двусторонние  и многосторонние переговоры.   

Межгосударственные  переговоры на высшем и высоком уровне. Переговоры и консультации «на рабочем уровне». Переговоры «на близком расстоянии». «Челночная дипломатия». Переговоры путем обмена письмами, нотами, меморандумами и др.

Многосторонние  переговоры, конференции и международные  организации - основные инструменты поиска и согласования решений в глобальном масштабе.  Решения всемирных конференций и их роль в формировании новых концепций, принципов и норм международного общения.

Общественные  и научные форумы, семинары, симпозиумы, консультации. Переговоры частных фирм и  их роль в мировом переговорном процессе. 

3.Участники (субъекты) международных переговоров.  

Полноправные  участники переговоров. Наблюдатели  на переговорах.

Представители международных организаций на переговорах. 

Институт  посредников и виды «добрых услуг» на переговорах.

Допуск  к межгосударственным переговорам  представителей «воюющих сторон» и  национальных меньшинств, заслушивание мнений    общественных организаций, экспертов, консультантов.

Особенности международных деловых переговоров, роль и формы участия транснациональных корпораций в международном переговорном процессе и влияние международных неправительственных организаций на обсуждение мировых проблем. 
 

«Переговорное пространство» - это понятие, которое характеризуется следующими признаками:  

Информация о работе Понятие, основные характеристики и классификация переговорного процесса