Понятие общества в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей.

Содержание

1.Понятие общества в социологии…………………………………….3

2.Общество как социальная система…………………………………...6

3.Типологии общества…………………………………………………15

4.Список литературы…………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Социология.сделан.docx

— 51.89 Кб (Скачать)

Социальная  мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной страты (сословия, класса) в другую и в зависимости от направления бывает восходящей и нисходящей. Если индивид переходит из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, то это – горизонтальная мобильность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типологии общества 

В истории  развития человеческой цивилизации  существовало и существует большое  количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

• примитивные  общества – социальная дифференциация выражена слабо.

• промежуточные  общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

• современные  общества – отделение правовой системы  от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической  избирательной системы. 

В социологической  науке распространена типологизация обществ на:

  1. дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать)
  2. письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).
 

Типологии по способу производства:

  • Охотников и собирателей. Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин. Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными». Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши. Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
  • Огородничества- — разновидность маломасштабного, не промышленного, кустарного земледелия, состоящая в возделывании небольших участков земли, разнообразной геометрической формы и уклона, с последующим выращиванием на нём овощей, фруктов, ягод и других огородных растений. Участок возделываемой земли в огородничестве называется — огород. Участники возделывания огородов называются — огородники.
  • Скотоводство — доминирующая отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении крупного рогатого скота для получения молока, говядины и кожевенного сырья, а также в качестве тягловой силы.В зависимости от основной направленности деятельности скотоводческие хозяйства разделяются на молочные, мясомолочные и мясные. В зависимости от типа хозяйствования различают кочевое скотоводство (наиболее древнее), полукочевое (или отгонное) и стойловое, преобладающее в наше время.
  • Земледелие — это наука и отрасль сельскохозяйственного производства, основанная на использовании земли с целью выращивания сельскохозяйственных культур.
  • Индустриальное. Индустрия (лат. industria - деятельность, усердие) — сфера деятельности, сектор экономики, включая производство, сбыт товаров какого-то рода (в том числе и услуг как товара), сопряжённые секторы и потребительская аудитория.
 

По уровню управления и степени социального  расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества - число уровней управления и степень социального расслоения.

  1. Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство. Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных. Это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
  2. Сложные общества - это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются без личностными, неродственными. Благодаря относительно высокому уровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развивается социальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты, сословия, слои, возникает государство, в котором функционирует специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически, политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождение государства. Простые общества относятся к до государственным образованиям.
 
 

Следующий подход, названный формационным, принадлежит  К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое. 

  • Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.
  • Рабство — нахождение некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей (рабовладельцев). Рабовладелец целиком владеет личностью своего раба на правах собственности. Будучи собственностью другого, раб не принадлежит самому себе и не вправе собой распоряжаться без разрешения своего хозяина.
  • Феодализм (от лат. feudum — лен) — социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и крестьян, экономически зависящих от них; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.
  • Капитализм — система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
 
 

Социально-политическими  науками выделяются общества «до» гражданские  и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с «до» гражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу.

  В истории человечества  он выделяет:

  1. Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому мало восприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
 
  1. Индустриальное  общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д..
 
  1. Постиндустриальное  общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных. Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  • Вебер М. «Основные  социологические понятия» Москва 1990.
 
  • Горбунова М.Ю. «Общая социология»
 
  • Руткевич М.Н. «Общество как система» СПб 2001.
 
  • Бороноев А.О «О предмете социологии как общей науки об обществе» 1991
 
  • А.И. Кравченко  Социология: Общий курс: Учебное  пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 271 с.
 
  • Андрей  Ермолаев «Выборочный метод в  социологии». Методическое пособие. Москва 2000. - 25 с.

Информация о работе Понятие общества в социологии