Понятие общества в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей.

Содержание

1.Понятие общества в социологии…………………………………….3

2.Общество как социальная система…………………………………...6

3.Типологии общества…………………………………………………15

4.Список литературы…………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Социология.сделан.docx

— 51.89 Кб (Скачать)
  • регулирующие  репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные  связи и др.);
  • воспитания, образования, обучения, производства;
  • обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
  • регулирующие деятельность в сфере культуры.
 

По  характеру организации  различают формальные и неформальные институты.

Деятельность  формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе. Не менее важную роль, особенно в сфере  межличностного общения в малых  группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения  задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы  в виде устава. 

Каждый  институт включает в  себя:

  • определённую сферу деятельности;
  • группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
  • организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
  • материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.
 

Социальные  институты отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

  1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
 
  1. Политические  институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
 
  1. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
 
  1. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.
 
  1. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
 
  1. Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений.
 
 

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает  во времена революций или быстрых  социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты  либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых  социальных задач. Но формирование общественных институтов требует времени. В итоге  люди сталкиваются с серьёзными трудностями  неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. 

Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления, как социальный статус. 

Социальный  статус – это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях – авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п. 

Существуют  различные виды статусов: 

  • Личный  статус – положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
 
  • Социальный  статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).
 

У каждого человека в обществе имеется  не один статус, а  скорее статусный  набор – совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает необходимость выделять главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. 

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый  статус (положение, которое человек  достигает благодаря своим собственным  усилиям). Таким образом, социальная стратификация – это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован  из геологии, где он обозначает вертикально  расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация – определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими. 

В социологической  науке можно встретить различные  концепции (теории) социальной стратификации. Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-не собственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”. 

Американский  социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию по шести показателям: 

  1. престиж, профессия, власть и могущество;
  2. уровень дохода;
  3. уровень образования;
  4. степень религиозности;
  5. положение родственников;
  6. этническая принадлежность.
 

Французский социолог Ален Турен (р. 1925) считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации. Кроме названных концепций выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения. 

С точки  зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются  более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому  более массовые, легко заменяемые.

Российский  социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации.

Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям  неравенства: 

  • неодинаковые  доходы,
  • уровень образования,
  • доступ к власти,
  • престиж профессии.
 
 

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми  или сходными признаками, относятся  к одному слою, или страте. Неравенство  здесь является символическим. Оно  может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные  пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень  образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле  жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности. Указанные критерии принимаются  за основу типологизации социальной стратификации.

Выделяют  стратификации: 

  • экономическую (доходы),
  • политическую (власть),
  • образовательную (уровень образования),
  • профессиональную.
 

Каждую  из них можно представить в  виде вертикально расположенной  шкалы (линейки) с нанесёнными делениями. В экономической стратификации  делениями измерительной шкалы  выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или  за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое  место на шкале экономической  стратификации он и занимает. 

Политическую  стратификацию трудно строить по единому критерию – такого в природе  не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной  иерархии от президента и ниже, посты  в компаниях, организациях, посты  в политических партиях и т.д. либо их комбинации. 

Образовательная шкала строится по количеству лет  обучения в школе и вузе – это  единый критерий, свидетельствующий, что  в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его  уровней, квалификации. Человек, имеющий  начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или  университета – в середине, а  получивший степень доктора или  профессора – наверху. 

Исходя  из стратификационных теорий, в социологии принято различать четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. 

Самый жёсткий тип –  рабство. Раб – человек, являющийся собственностью другого человека. Такая форма собственности существовала один раз в истории. 

Более мягкий тип – касты. Принадлежность к касте была пожизненной, закреплялась религиозно, но не экономически или политически. Собственность на человека отсутствовала. Касты основывались на пожизненном прикреплении к одной профессии. 

Сословия – юридическое закрепление положения человека в социальной иерархии. Переход из низшего сословия в высшее возможен ещё при жизни, но при исключительных обстоятельствах. Так, в России за особые заслуги перед отечеством человеку мог быть пожалован дворянский титул. 

Классы, появившиеся позже всех, знаменуют  переход к открытому обществу. Принадлежность к классу никак не оформляется. Существует свободный  переход из одного класса в другой. Доход становится главным определителем  социально-экономического положения  в обществе. Описанная выше четырёхмерная  модель социальной стратификации характеризует  именно современное общество. 

Информация о работе Понятие общества в социологии