Понятие образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

В доиндустриальный период образование было ориентировано главным образом на сохранение и воссоздание культуры, опыта и знаний предыдущих поколений. Далее, в индустриальном обществе образование становится активным элементом, ключевым фактором общего прогресса, культурных и социальных изменений. Также, образование дает невиданную ранее отдачу. Прирост национального дохода за счет капиталовложений в сфере образования достигает 40-50%.

Содержание

Введение 3
1. Понятие образование 4
2. Система образования. 5
3. Зарубежные системы образования 7
4. Предмет и объект социологии образования. 8
5. Социология образования как самостоятельная отрасль 9
6. Современная социология образования 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.75 Кб (Скачать)

Современные ученые называют такие задачи социологии образования:

  • изучение потребностей в образовании, понимание и оценка ее роли в жизни общества и личной жизни человека;
  • оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;
  • анализ отношение общества и тех, кто учится, до образования, выявления ее социальной ценности;
  • выявление роли образования как фактора социального статуса;
  • определение степени влияния образования на динамику моральных потребностей и интересов.

Вместе с тем система  народного образования имеет  различные уровни и формы, у каждой из которых - свои особенности, цели, задачи.

Например, в Украине образование как социальная система существует на 3-х уровнях: дошкольная, школьная(начальное и среднее), высшее; и в 2-х формах - непрофессиональная (дошкольные детские учреждения, средние школы, кружки и т.п.) и профессиональная (обучение на рабочих местах, курсы профессиональной подготовки, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты, университеты, курсы повышения квалификации, магистратура, аспирантура, докторантура).

Изучая образование как  социальную систему, социология исследует социальные принципы, на которых должна базироваться образование, чтобы удовлетворять требования сегодняшнего дня, а именно:

  • всеобщности, или демократизации, что обеспечивает доступность образования любым социальным и этническим слоям населения;
  • непрерывности и преемственности, что означает подражания и связь всех ступеней обучения, стимулирования процессов повышения квалификации и восстановления образованности, обеспечения сквозного и интегрированного характера образования;
  • широкого профилирования, что предусматривает гуманитаризацию, фундаментализацию и многопрофильность обучения;
  • гуманизации, что тяготеет к усилению целенаправленного влияния на развитие личности, формирование ее человеческих качеств;
  • интенсификации, что нуждается мобильной обработки информации и подбора необходимого для обучения, формирование механизма внутреннего самообновления;
  • институциональной рефлексии, что означает гибкость, способность системы образования реагировать на требования, диктуемые социальным прогрессом человечества и этническими особенностями общества;
  • инновационности, обеспечивающей опережающее развитие образования в процессе общего социального прогресса;
  • элитарности, что означает селекцию, качественный отбор лиц для обучения по уровню их природных способностей, таланта, интеллекта, а также структурная дифференциация системы образования;
  • формирования свободного образовательного пространства, что закладывает возможности дальнейшей демократизации образования, свободного выбора соответствующих форм, средств, направлений обучения и т.д.

6. Современная социология образования

 

Социологические исследования свидетельствуют, что продолжает оставаться невысокой устойчивость профессиональных интересов молодежи. Более половины выпускников меняют профессию, сотни  тысяч специалистов с высшим и  средним специальным образованием работают на должностях, не требующих  такого уровня подготовки. С развитием  рыночных отношений эта тенденция  усиливается.

Следует заметить, что всегда ценились у специалиста его духовность, общечеловеческие качества, тяготение  к ценностям мировой культуры. Система образования, сложившаяся  в советское время, способствовала формированию более «профессионального кретинизма», что несовместимо с ценностями гражданского общества. Гуманизация высшего образования - одно из основных направлений ее совершенствования.

В последние десятилетия под  влиянием новой социокультурной реальности социальный институт образования подвергся большим изменениям. Процессы дифференциации привели к тому, что в самостоятельные социальные институты превратились такие структуры системы образования, как высшее образование, непрерывное образование, дистанционное образование, образование для «третьего возраста», дополнительное образование и др. Процессы глобализации и усиление рыночных тенденций в современном обществе способствовали развитию образовательных учреждений всех уровней как социальных организаций, что несколько сместило акцент в ряде функций социального института образования. Все это способствовало актуализации социологических исследований системы образования, которые опираются и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях на объективные данные.  

Современная западная социология образования  изобилует множеством подходов. Функционалистская, структуралистская, феноменологическая и радикально-гуманистическая парадигмы эффективно исследуют актуальные вопросы развития социального института образования на макро и микро уровнях, предлагая радикальные или эволюционные пути решения возникающих социальных проблем в системе образования. Составляющие их структурный функционализм, неомарксизм, марксистский структурализм, теория конфликта, либеральные и неоконсервативные теории, сменяя друг друга, рассматривают особенности системы образования, перемены, происходящие в современной системе образования, анализируют сущность системы образования на современном этапе развития общества и ее влияние на него. Активизируются социокультурные, социотехнологические, организационные, социально-политические, социокоммуникативные  исследования образования, появляются соединения социологических исследований с культурологическими и антропологическими, предпринимаются попытки использования постмодернистских философских и социологических дискурсов к анализу современных инноваций в процессе образования (диверсификация культурного окружения системы образования и самих учебных заведений, мультикультурность и космополитичность современного социального мира, включение в образование глобальных информационных технологий).

Отечественная социология к современному периоду также накопила множество  подходов к исследованию феномена, системы и социального института  образования: институциональный, системный, социокультурный, организационный, социокоммуникативный. Чаще всего используются три подхода:

  • институциональный, представители которого рассматривают образование как социальный институт. Институциональное рассмотрение образования подразумевает выявление его связей с производством, наукой, культурой, другими социальными институтами, системами и подсистемами, их функциональных взаимодействий;
  • социокультурный, исследующий состояние и динамику социокультурных процессов в сфере образования, а также законы, принципы, механизмы и технологии учения как социокультурной деятельности;
  • системный, при котором образование понимается как одна из подсистем общества, выполняющая определенные функции. Такой подход широко распространен и в западной социологии образования наряду с институциональным.

 

 

Заключение

 

Таким образом, социология образования  – отрасль социологии, исследующая образование как социальный институт и социальный феномен, его функционирование в обществе и взаимосвязи со всеми общественными структурными элементами. Социология образования является одновременно как теоретической, так и эмпирической, как фундаментальной, так и прикладной наукой, использующей весь арсенал общесоциологических методов. Социология образования имеет свой объект и предмет исследования, свое проблемное поле, категории и установки и развивается в постоянном контакте с другими дисциплинами, как входящими в круг социологии (социология культуры, социология науки, социология личности, социология труда, социология организаций), так и находящимися за ее пределами (педагогика, психология, философия, экономика, политология и т. д.).

Современная социология образования  постоянно расширяет свой предмет  исследования. Связано это, с одной  стороны, с развитием самой науки, а с другой – с постоянными изменениями общества, которые оказывают влияние на развитие и функционирование системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
  2. Налетова И.В. Социология образования. Тамбов, 2002.
  3. www.banauka.ru/3857.html

(Статья 28. Образование как предмет изучения социологии)

  1. www.psyworld.ru/students/texts/sociologobrazovanya.htm

(Социология образования)

  1. www. socio-research.ru

(Предмет социологии образования и основные направления исследований)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие образование