Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:30, реферат
В доиндустриальный период образование было ориентировано главным образом на сохранение и воссоздание культуры, опыта и знаний предыдущих поколений. Далее, в индустриальном обществе образование становится активным элементом, ключевым фактором общего прогресса, культурных и социальных изменений. Также, образование дает невиданную ранее отдачу. Прирост национального дохода за счет капиталовложений в сфере образования достигает 40-50%.
Введение 3
1. Понятие образование 4
2. Система образования. 5
3. Зарубежные системы образования 7
4. Предмет и объект социологии образования. 8
5. Социология образования как самостоятельная отрасль 9
6. Современная социология образования 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 16
Оглавление
Введение 3
1. Понятие образование 4
2. Система образования. 5
3. Зарубежные системы образования 7
4. Предмет и объект социологии образования. 8
5. Социология образования как самостоятельная отрасль 9
6. Современная социология образования 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 16
Современное образование представляет собой многоступенчатую систему, которая дает возможность человеку постоянно работать и осваивать ранее накопленные человечеством знания и навыки. Она стала определяющим фактором в процессе социализации личности, формировании ее социального статуса, который определяется прежде всего престижностью профессии.
Мой выбор пал на данную тему, так как образование в наше время играет одну из главных ролей в жизни человека. Полученное образование в значительной мере определяет дальнейшую карьеру человека, его место в жизни. Образование постепенно становится доступной широким слоям населения.
Социальные институты
Несмотря на то, что десятилетия развития постиндустриального, информационного общества несколько подкорректировали положение – современное высшее образование в гораздо большей степени само трансформировалось под влиянием нового социума – оно остается основным социальным местом, где создается и развивается наука.
Образование - многозначное понятие. Прежде всего - это определяющий компонент культуры, что обеспечивает преемственность и воспроизведения накопленных знаний, опыта, традиций. В этом контексте образование можно рассматривать и как процесс учебной и воспитательной деятельности, и как результат этого процесса. Причем образование - это не просто деятельность, а деятельность особым образом организованная, с определенной иерархией ролей и нормативным регулированием.
Образование как результат такой деятельности - это усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, развитие личности. Результаты могут быть реальными - фактическая образованность, уровень знаний, качества личности и формальными - наличие аттестата, удостоверения, диплома, удостоверяющих факт окончания учебного заведения, защита диссертации и т.д.
Образование - это также канал информации в информационной системе, один из факторов прогресса.
Следовательно, образование является сложным социальным феноменом, и изучает этот феномен много наук. Отечественная наука наибольшее внимание уделяет изучению содержания, цели и организации образовательной деятельности, методов и процедур обучения, системы управления и т.д.
Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт, ее функции в обществе и взаимосвязь с другими социальными институтами, образовательные учреждения как социальные организации, социальную политику в сфере образования.
Образование бывает формальной и неформальной. Формальное образование предусматривает наличие специальных учреждений, школ для осуществления процесса обучения, а также подчинение его определенным официальным предписаниям, которые воплощают культурные стандарты, политические установки соответствующего общества.
Под неформальным образованием понимают стихийное, несистематизированный усвоения индивидуальных знаний и навыков в процессе общения с социальным окружением - друзьями, знакомыми, коллегами - в процессе самосовершенствования, индивидуального привлечения к культурным ценностям, усвоения информации из книг, периодических изданий, радио, телевидения и др. Неформальное образование играет немаловажную роль в социализации личности, но она является вспомогательной относительно формального образования. Социология изучает прежде всего формальное образование.
Система образования включает в себя ряд звеньев: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования,
то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его
трудолюбия, многие другие нравственные
качества закладываются еще в
раннем детстве. Особую значимость приобретает
анализ ориентированности общества
на поддержку дошкольных форм образования,
на готовность родителей прибегать
к их помощи для подготовки детей
к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни.
Для познания специфики этой формы
образования особо значима
В отличие от дошкольного образования
и воспитания, которое охватывает
не каждого ребенка, средняя общеобразовательная
школа ориентирована на подготовку
к жизни всего без исключения
подрастающего поколения. При этом
социология образования нацелена на
изучение ценностей общего образования,
на ориентиры родителей и детей,
на их реакцию на внедрение новых
форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы
Особое место занимает исследование
профессионального образования
— профессионально-
В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.
Сегодня социология образования — одна из активно развивающихся отраслей как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Эмпирические исследования главным образом проводят преподаватели, привлекая студентов.
Кроме того, поскольку вопросы, касающиеся
уровня образования респондентов, включались
и включаются практически во все
социологические анкеты, то постепенно
накапливается огромная эмпирическая
информация, затрагивающая
В мире известны американская, японская, французская, немецкая, шведская и другие системы образования. Хотя все они и отличаются друг от друга, является, однако, общие тенденции их развития: децентрализация управления образованием, углубление дифференциации видов и форм образования и др.
В настоящее время в Европе разрабатываются общие для нескольких государств программы развития образования, которые основываются на взаимных контактах университетов разных стран и создают своеобразный образовательное пространство для общения преподавателей, обмена опытом, обмена студентами, стажерами. Европейские социологи интересуются в своих исследованиях в основном ролью образования в профессиональном продвижении, социальной мобильностью как фактором, который обеспечивает уравнивания в правах различных социальных групп. Особое внимание уделяется взаимодействия высшей школы с социальным центром, перспективам выпускников на рынке труда, роли образования в социализации личности.
Предметом изучения американской
социологии образования является формализованные
образовательные учреждения (школы,
колледжи, университеты), учебные процессы,
которые в них происходят, связи,
которые сложились между ними
и другими социальными
Социологию образования
интересуют социальные характеристики
образования, влияние на него социальных
институтов, социальной макро- и микросреды.
Социология представляет собой целостную
систему социологических
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет: " социология образования имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования
является сфера образования как
социальное явление; люди, их объединения
и организации в системе
Социология изучает
Социология образования, как отдельная отрасль общей социологии, начинает складываться на рубеже XIХ-ХХ веков. Ее основателями по праву можно назвать Э. Дюркгейма и Л.Ф. Уорда. Большое влияние на становление социологии образования оказали теории М. Вебера, К. Маркса, П. Сорокина, М. Шелера, К. Маннгейма, Д. Дьюи. Все они в той или иной степени обращали внимание на значимость образования для развития и функционирования общества, подчеркивали социальную сущность образовательного процесса.
Одновременно с появлением первых теоретических социологических концепций образования, социология образования формируется и как академическая дисциплина. Первые курсы социологии образования были прочитаны в американских университетах: в 1898 году – Э. Россом курс социологии для учителей, в 1901 году – Д. Снедденом «Образование и общество», в 1902 году – Д. Холлом «Социология образования», в 1907 – Т. Сузалло «Образовательная социология». К 1914 году в американских университетах преподавалось уже 14 курсов, посвященных социологическому изучению проблем образования, издавалось 3 ежегодника на данную тему, активно велись дискуссии о предмете, методах и методологии социологии образования.
Специфику социологического подхода к образованию можно выразить в следующем: