Понятие образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

В доиндустриальный период образование было ориентировано главным образом на сохранение и воссоздание культуры, опыта и знаний предыдущих поколений. Далее, в индустриальном обществе образование становится активным элементом, ключевым фактором общего прогресса, культурных и социальных изменений. Также, образование дает невиданную ранее отдачу. Прирост национального дохода за счет капиталовложений в сфере образования достигает 40-50%.

Содержание

Введение 3
1. Понятие образование 4
2. Система образования. 5
3. Зарубежные системы образования 7
4. Предмет и объект социологии образования. 8
5. Социология образования как самостоятельная отрасль 9
6. Современная социология образования 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.75 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

1. Понятие образование 4

2. Система образования. 5

3. Зарубежные системы образования 7

4. Предмет и объект социологии образования. 8

5. Социология образования как  самостоятельная отрасль 9

6. Современная социология образования 12

Заключение 14

Список использованной литературы: 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное образование  представляет собой многоступенчатую систему, которая дает возможность человеку постоянно работать и осваивать ранее накопленные человечеством знания и навыки. Она стала определяющим фактором в процессе социализации личности, формировании ее социального статуса, который определяется прежде всего престижностью профессии.

Мой выбор пал на данную тему, так как образование в наше время играет одну из главных ролей в жизни человека. Полученное образование в значительной мере определяет дальнейшую карьеру человека, его место в жизни. Образование постепенно становится доступной широким слоям населения.

Социальные институты образования  зарождаются в Древней Индии, Древнем Риме, где в школах за определенную плату учителя обучали  детей из аристократических семей. При таких условиях определяющую роль в обучении и воспитании детей продолжала играть семья. В доиндустриальный период образование было ориентировано главным образом на сохранение и воссоздание культуры, опыта и знаний предыдущих поколений. Далее, в индустриальном обществе образование становится активным элементом, ключевым фактором общего прогресса, культурных и социальных изменений. Также, образование дает невиданную ранее отдачу. Прирост национального дохода за счет капиталовложений в сфере образования достигает 40-50%.

Несмотря на то, что десятилетия  развития постиндустриального, информационного общества несколько подкорректировали положение – современное высшее образование в гораздо большей степени само трансформировалось под влиянием нового социума – оно остается основным социальным местом, где создается и развивается наука.   

    1. Понятие образование

 

Образование - многозначное понятие. Прежде всего - это определяющий компонент культуры, что обеспечивает преемственность и воспроизведения накопленных знаний, опыта, традиций. В этом контексте образование можно рассматривать и как процесс учебной и воспитательной деятельности, и как результат этого процесса. Причем образование - это не просто деятельность, а деятельность особым образом организованная, с определенной иерархией ролей и нормативным регулированием.

Образование как результат  такой деятельности - это усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, развитие личности. Результаты могут быть реальными - фактическая образованность, уровень знаний, качества личности и  формальными - наличие аттестата, удостоверения, диплома, удостоверяющих факт окончания учебного заведения, защита диссертации и т.д.

Образование - это также канал информации в информационной системе, один из факторов прогресса.

Следовательно, образование  является сложным социальным феноменом, и изучает этот феномен много  наук. Отечественная наука наибольшее внимание уделяет изучению содержания, цели и организации образовательной  деятельности, методов и процедур обучения, системы управления и т.д.

Социология  образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт, ее функции в обществе и взаимосвязь с другими социальными институтами, образовательные учреждения как социальные организации, социальную политику в сфере образования.

Образование бывает формальной и неформальной. Формальное образование предусматривает наличие специальных учреждений, школ для осуществления процесса обучения, а также подчинение его определенным официальным предписаниям, которые воплощают культурные стандарты, политические установки соответствующего общества.

Под  неформальным образованием  понимают стихийное, несистематизированный усвоения индивидуальных знаний и навыков в процессе общения с социальным окружением - друзьями, знакомыми, коллегами - в процессе самосовершенствования, индивидуального привлечения к культурным ценностям, усвоения информации из книг, периодических изданий, радио, телевидения и др. Неформальное образование играет немаловажную роль в социализации личности, но она является вспомогательной относительно формального образования. Социология изучает прежде всего формальное образование.

 

2. Система образования.

 

Система образования включает в себя ряд звеньев: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в  раннем детстве. Особую значимость приобретает  анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать  к их помощи для подготовки детей  к труду и рациональной организации  своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы  образования особо значима позиция  и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми —  воспитателей, нянечек, медицинских  работников, а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования  и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная  школа ориентирована на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. При этом социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых  форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни  — это одна из важнейших проблем  социологии.

Особое место занимает исследование профессионального образования  — профессионально-технического, среднего специального и высшего профессионального. Для социологии образования важно  знание мотивов учащихся и студентов, эффективность обучения, оценка возможностей трудоустройства выпускников и  роль образования в их будущей  взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества.

В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее  время наблюдаются следующие  процессы:

1)  коммерциализация — расширение платной основы обучения;

2)  элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

3)  регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;

4)  децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

Сегодня социология образования —  одна из активно развивающихся отраслей как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Эмпирические исследования главным образом проводят преподаватели, привлекая студентов.

Кроме того, поскольку вопросы, касающиеся уровня образования респондентов, включались и включаются практически во все  социологические анкеты, то постепенно накапливается огромная эмпирическая информация, затрагивающая междисциплинарную  проблематику. В социологию образования  стекаются данные из смежных областей: социологии молодежи, социологии труда, социологии культуры, исследований социальной структуры и т. д.  

 

    1. Зарубежные системы образования

 

В мире известны американская, японская, французская, немецкая, шведская и другие системы образования. Хотя все они и отличаются друг от друга, является, однако, общие тенденции  их развития: децентрализация управления образованием, углубление дифференциации видов и форм образования и  др.

В настоящее время в  Европе разрабатываются общие для  нескольких государств программы развития образования, которые основываются на взаимных контактах университетов  разных стран и создают своеобразный образовательное пространство для общения преподавателей, обмена опытом, обмена студентами, стажерами. Европейские социологи интересуются в своих исследованиях в основном ролью образования в профессиональном продвижении, социальной мобильностью как фактором, который обеспечивает уравнивания в правах различных социальных групп. Особое внимание уделяется взаимодействия высшей школы с социальным центром, перспективам выпускников на рынке труда, роли образования в социализации личности.

Предметом изучения американской социологии образования является формализованные  образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), учебные процессы, которые в них происходят, связи, которые сложились между ними и другими социальными организациями.

 

4. Предмет и объект социологии образования.

 

Социологию образования  интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную  систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого  уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая  образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет: " социология образования имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования  является сфера образования как  социальное явление; люди, их объединения  и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов  образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных  учебных занятий, где в ходе таких  занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его  социальной природы.

 

5. Социология образования как  самостоятельная отрасль

 

Социология изучает образование  как относительно самостоятельную  социальную систему, целью которой  является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное  на овладение ими определенных профессиональных и научных знаний, моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которых определяется политическим строем общества, социально-экономическим  уровнем его развития.

Социология образования, как отдельная  отрасль общей социологии, начинает складываться на рубеже XIХ-ХХ веков. Ее основателями по праву можно назвать Э. Дюркгейма и Л.Ф. Уорда. Большое влияние на становление социологии образования оказали теории М. Вебера, К. Маркса, П. Сорокина, М. Шелера, К. Маннгейма, Д. Дьюи. Все они в той или иной степени обращали внимание на значимость образования для развития и функционирования общества, подчеркивали социальную сущность образовательного процесса.

Одновременно с появлением первых теоретических социологических концепций образования, социология образования формируется и как академическая дисциплина. Первые курсы социологии образования были прочитаны в американских университетах: в 1898 году – Э. Россом курс социологии для учителей, в 1901 году – Д. Снедденом «Образование и общество», в 1902 году – Д. Холлом «Социология образования», в 1907 – Т. Сузалло «Образовательная социология». К 1914 году в американских университетах преподавалось уже 14 курсов, посвященных социологическому изучению проблем образования, издавалось 3 ежегодника на данную тему, активно велись дискуссии о предмете, методах и методологии социологии образования.

Специфику социологического подхода  к образованию можно выразить в следующем:

  • процесс образования рассматривается в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые образцы поведения (социальные роли и статусы);
  • образование понимается как один из основных социальных институтов общества, который выполняет определенные функции;
  • система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей специфической социальной структурой, то есть совокупностью взаимосвязанных социальных позиций, подсистем, учреждений.

Информация о работе Понятие образование