Понятие межэтнического конфликта. Причины, типы и формы межэтнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий.
Межэтнический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, две трети всех конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими.

Работа содержит 1 файл

конфликты в обществе.docx

— 34.57 Кб (Скачать)

     Культурные  различия между конфликтантами и отсутствие единых для них правил взаимодействия в конфликте способны сильно осложнить его протекание. Если конфликтующие стороны придерживаются разных ценностных ориентации и разных принципов поведения, то каждая начинает обвинять другую во всех грехах, потому что считает недопустимым и бесчестным сам образ мыслей и действий другой стороны. Это значительно ухудшает перспективы на конструктивное решение конфликта. 

     Сложившиеся в культуре правила честной борьбы обычно требуют, чтобы конфликтующие  стороны в какой-либо сфере человеческой деятельности применяли друг против друга лишь те средства, которые  соответствуют данной сфере. Скажем, в торговле борьба между фирмами  за рынок сбыта должна вестись  посредством улавливания запросов и вкусов потребителей, повышения  качества товара, улучшения рекламы  и т. п. А в науке борьба между  сторонниками разных взглядов должна вестись посредством научной  аргументации этих взглядов.  
 

     Но  нередко бывает, что одна из конфликтующих  сторон отступает от правил честной  борьбы, прибегая к средствам, взятым из каких-то других областей, — например, к административным, идеологическим, политическим, а то и криминальным способам силового давления на конкурента. 

     В сталинские времена возникло несоответствие между культурой научного мышления и насаждавшейся сверху идеологизированной культурой большевизма. Это несоответствие однажды констатировал сам Сталин в реплике, которую он бросил выдающемуся ученому-биологу Н. Вавилову, когда тот занял по какому-то научному вопросу позицию, не понравившуюся вождю: «Так думаете вы, профессора, а мы, большевики, думаем иначе!» Подразумевалось, что большевики, конечно же правы, а профессора заблуждаются. Мнение, что большевистская идеология дает какой-то «золотой ключик», способный открыть двери к решению научных проблем, было господствующим в когорте воспитанных партией научных работников, ставших «красными профессорами». В результате научные истины стали устанавливаться не только и даже во многих отраслях науки не столько путем исследований и корректных, уважительных по отношению к оппоненту дискуссий, как того требует культура научного труда, а совсем иначе — в парткомах и органах НКВД, совершенно неоправданными, зависящими от конъюнктурных вненаучных обстоятельств решениями малосведущих партийных руководителей. Это привело к тяжелейшим последствиям для советской науки. Были изгнаны из научных учреждений многие подлинные ученые, их место заняли люди типа академика Лысенко. А в итоге оказались отброшенными от переднего края мировой науки обществоведение, биология, психология, предана анафеме кибернетика, пострадали и другие отрасли науки. 

     Когда исчезает единство норм, регламентирующих поведение конфликтующих сторон, конфликты становятся особенно опасными и разрушительными. Даже в среде  уголовников принято соблюдать  какие-то правила при столкновении врагов. Криминальный мир создает  свою субкультуру, девиантное (отклоняющееся от социокультурных норм) поведение тоже имеет свои нормы. «Воры в законе» не только соблюдают их, но и вершат свой суд над их нарушителями. «Беспредел» — отсутствие всяких норм — страшен даже для самых отпетых преступников. 

     Особую  сложность представляет проблема конфликта  в условиях межкультурных различий. Здесь же мы отметим лишь, что  у каждого народа есть культурные особенности, незнание которых способно спровоцировать конфликт. 

     Своими  особенностями отличается характер конфликтных ситуаций в современной  России. Сложность социально-экономической  обстановки, распад культурного пространства СССР, практически полное отсутствие государственной поддержки развития культуры — все это создало  почву не только для возрастания  конфликтности в обществе, но и  для значительного ослабления нормативности  поведения, в том числе и поведения  в конфликтных ситуациях. В сравнении  с европейско-американскими традициями в нашей стране особенно сказывается на протекании и разрешении конфликтов низкий уровень правовой культуры. Это проявляется в неупорядоченности и противоречивости законодательных актов, в недостатках системы судопроизводства, которые усиливают и без того прочно укоренившееся в русских традициях недоверие к суду, в юридической малограмотности граждан, среди которых лишь немногие умеют защищать свои законные права и считают нужным это делать (мало кто решается пройти полный цикл мытарств, о которых рассказано в приведенной выше ситуации № 3).  
 

     Наличие культурной специфики, определяющей особенности  конфликтного поведения в разных странах, — явление, представляющее большой интерес для культурологии. Но вместе с тем существуют некоторые универсальные черты и закономерности поведения людей в конфликте, так или иначе проявляющиеся в различных культурных условиях.


Информация о работе Понятие межэтнического конфликта. Причины, типы и формы межэтнических конфликтов