Понятие и установление инвалидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ критериев определения инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы.
Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Предметом исследования является деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы.

Содержание

Введение
1. Понятие инвалидности и ее причины
1.1. Понятие инвалидности
1.2. Причины инвалидности
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы
2.1. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы
2..2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы
2.3. Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы
2.4. Критерии определения групп инвалидности
3. Реабилитация инвалидов
3.1. Понятие реабилитации инвалидов
3.2. Решение проблем инвалидности в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

 ЛАИШЕВСКИЙ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Право и организация социального обеспечения»

ТЕМА « Понятие и  установление инвалидности»

 

 

                                           Выполнил:

Студент III курса

Очной формы обучения

Турнин Александр Викторович

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Кузьмина Ирина Владимировна

Дата предоставления работы

«20» марта 2013 г.

 

 

 

ЛАИШЕВО

2013 

Содержание

Введение

1. Понятие инвалидности  и ее причины

1.1. Понятие инвалидности

1.2. Причины инвалидности

2. Нормативно-правовое  обеспечение деятельности государственной  службы медико-социальной экспертизы

2.1. Задачи  и организация деятельности учреждений  государственной службы медико-социальной  экспертизы

2..2. Порядок проведения медико-социальной  экспертизы

2.3. Классификация  и временные критерии, используемые  при осуществлении медико-социальной  экспертизы

2.4. Критерии  определения групп инвалидности

3. Реабилитация  инвалидов

3.1. Понятие реабилитации инвалидов

3.2. Решение  проблем инвалидности в Российской  Федерации

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

На современном  этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним  из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность  проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного  количества лиц, имеющих признаки ограничения  жизнедеятельности. Так, по оценкам  экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности  населения.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с  неблагоприятной социально - экономической  ситуацией в ближайшие годы ожидается  дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном  уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к  определению и решению проблем  инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых  снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения  жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это  повлекло изменение государственной  политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб  экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и  реабилитационных услуг, оказываемых  инвалидам.

Важная роль в  социальной интеграции инвалидов в  общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений  Минздрава и Минтруда зависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.

Данная тема для исследования является весьма актуальной и своевременной, и ее результаты будут реально способствовать социальной интеграции инвалидов в общество.

Целью данной работы является анализ критериев определения  инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы.

Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Предметом исследования является деятельность государственной  службы медико-социальной экспертизы.

Данная работа структурно состоит из трех взаимосвязанных  глав, и для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи: в первой главе необходимо дать понятие  инвалидности и назвать причины, приводящие к инвалидности. Во второй главе необходимо охарактеризовать задачи и организацию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; раскрыть классификацию и критерии, используемые при осуществлении  медико-социальной экспертизы, описать  порядок проведения медико-социальной экспертизы, охарактеризовать критерии определения инвалидности. В третье главе дать понятие реабилитации инвалидов и обозначить возможные  пути решения проблемы инвалидности в нашей стране.

 

1. Понятие  инвалидности и ее причины.

 

1.1. Понятие инвалидности.

Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались  с понятием «нетрудоспособность» и  «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье- заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость – показатель нездоровья) и «больной – инвалид».

Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного  прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных принц роста абсолютного числа  инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест  линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности.

 Специалисты долгое  время рассматривали понятие  «инвалидность», отталкиваясь преимущественно  от биологических предпосылок,  расценивая ее возникновение  в основном как следствие неблагоприятного  исхода лечения. В связи с  этим социальная сторона проблемы  была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Поэтому основной задачей  врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может – определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной».

Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических  условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось  с точки зрения многопрофильной  реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные  и другие необходимые технологии.

С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем  инвалидности и инвалидов в связи  со сложной социально-экономической  ситуацией в стране утратили свою эффективность. А вместе с тем, инвалидность является одним из важнейших показателей  социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую  состоятельность, нравственную полноценность  общества и характеризует нарушение  взаимосвязей человеком-инвалидом  и обществом. Учитывая тот факт, что  проблемы инвалидов затрагивают  не только их личные интересы, но и в  определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения  и других социальных факторов, можно  констатировать, что их решение лежит  в общенациональной, а не узковедомственной  плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

В начале 90-х годов положение  в области социальной политики, и  в частности в области социального  и медицинского обслуживания трудоспособного  населения и инвалидов было более  чем плачевное. Поэтому нужно  было срочно создавать новые принципы социальной политики, приводить их в соответствие с нормами международного права.

Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция  РФ, провозгласила, что «Каждый имеет  право на охрану здоровья и медицинскую  помощь» (ст. 41).

Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в  соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах1, а также ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Здоровье - это состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной  здоровья понимается совокупность мер  политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание  его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской  помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно - диагностическую, реабилитационную, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной  нетрудоспособности.

Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение  характеризует Россию, как социальное государство.

Как отмечают авторы, комментария  к Конституции РФ, социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых  других, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию. Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права2.

Закрепление в Конституции  гарантий социального обеспечения  является устойчивой традицией Российского  государства и соответствует  положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26) и др.

Государственная политика в  области социальной защиты инвалидов, нашла дальнейшее отражение в  Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации»3 (далее закон о Социальной защите).

Этот закон определяет государственную политику в области  социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с  другими гражданами возможностей в  реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а  также в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Этот закон устанавливает  систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия  для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В ряду этих мер - медицинская  реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального  образования, обеспечение занятости  и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой  площадью, транспортным обслуживанием, санаторно-курортным лечением и  др.

Таким образом, принятие Конституции  способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось  нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.

В соответствии со статьей 1. Закона о Социальной защите, - инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством  функций организма, приводящая к  ограничению жизнедеятельности  и необходимости социальной защиты.

Расшифровка данного определения  происходит через его структурные  элементы:

Здоровье - состояние полного  физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

Ограничение жизнедеятельности (далее по тексту ОЖД) - полная или  частичная утрата лицом способности  или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Информация о работе Понятие и установление инвалидности