Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа
Целью данной работы является анализ критериев определения инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы.
Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Предметом исследования является деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы.
Введение
1. Понятие инвалидности и ее причины
1.1. Понятие инвалидности
1.2. Причины инвалидности
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы
2.1. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы
2..2. Порядок проведения медико-социальной экспертизы
2.3. Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы
2.4. Критерии определения групп инвалидности
3. Реабилитация инвалидов
3.1. Понятие реабилитации инвалидов
3.2. Решение проблем инвалидности в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ЛАИШЕВСКИЙ ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Право и организация социального обеспечения»
ТЕМА « Понятие и установление инвалидности»
Студент III курса
Очной формы обучения
Турнин Александр Викторович
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Кузьмина Ирина Владимировна
Дата предоставления работы
«20» марта 2013 г.
ЛАИШЕВО
2013
Содержание
Введение
1. Понятие инвалидности и ее причины
1.1. Понятие инвалидности
1.2. Причины инвалидности
2. Нормативно-правовое
обеспечение деятельности
2.1. Задачи
и организация деятельности
2..2.
Порядок проведения медико-
2.3. Классификация
и временные критерии, используемые
при осуществлении медико-
2.4. Критерии определения групп инвалидности
3. Реабилитация инвалидов
3.1. Понятие реабилитации инвалидов
3.2. Решение
проблем инвалидности в
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения.
По оценке Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации, в связи с
неблагоприятной социально - экономической
ситуацией в ближайшие годы ожидается
дальнейшее увеличение числа инвалидов.
Это свидетельствует о
В стране происходят
коренные изменения в подходах к
определению и решению проблем
инвалидности в соответствии с международными
нормами. В настоящее время инвалидами
признаются не только лица, у которых
снижена или утрачена трудоспособность,
но и лица, имеющие другие ограничения
жизнедеятельности (самообслуживания,
передвижения, общения, обучения). Это
повлекло изменение государственной
политики в отношении инвалидов:
усиление реабилитационной направленности,
структурную реорганизацию
Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений Минздрава и Минтруда зависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.
Данная тема для исследования является весьма актуальной и своевременной, и ее результаты будут реально способствовать социальной интеграции инвалидов в общество.
Целью данной работы является анализ критериев определения инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы.
Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы и назначения последующей индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Предметом исследования является деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы.
Данная работа структурно состоит из трех взаимосвязанных глав, и для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: в первой главе необходимо дать понятие инвалидности и назвать причины, приводящие к инвалидности. Во второй главе необходимо охарактеризовать задачи и организацию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; раскрыть классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, описать порядок проведения медико-социальной экспертизы, охарактеризовать критерии определения инвалидности. В третье главе дать понятие реабилитации инвалидов и обозначить возможные пути решения проблемы инвалидности в нашей стране.
1. Понятие инвалидности и ее причины.
1.1. Понятие инвалидности.
Исторически понятия «инвалидности» и «инвалид» в России связывались с понятием «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье- заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость – показатель нездоровья) и «больной – инвалид».
Последствия таких подходов
создавали иллюзию мнимого
Специалисты долгое
время рассматривали понятие
«инвалидность», отталкиваясь преимущественно
от биологических предпосылок,
расценивая ее возникновение
в основном как следствие
Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может – определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной».
Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.
С начала 90-х годов традиционные
принципы государственной политики,
направленной на решение проблем
инвалидности и инвалидов в связи
со сложной социально-
В начале 90-х годов положение
в области социальной политики, и
в частности в области
Положение изменилось в лучшую сторону, после того, как Конституция РФ, провозгласила, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (ст. 41).
Данное положение признает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах1, а также ст. 2 Протокола №1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно - гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Медицинская помощь включает
профилактическую, лечебно - диагностическую,
реабилитационную, а также меры социального
характера по уходу за больными,
нетрудоспособными и
Конституция РФ также закрепила, что «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (п.1. ст. 39). Это конституционное положение характеризует Россию, как социальное государство.
Как отмечают авторы, комментария к Конституции РФ, социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию. Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права2.
Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26) и др.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, нашла дальнейшее отражение в Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»3 (далее закон о Социальной защите).
Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Этот закон устанавливает
систему гарантированных
В ряду этих мер - медицинская реабилитация инвалидов, создание возможностей получения общего и профессионального образования, обеспечение занятости и условий труда, адекватных их возможностям, льготы при пользовании жилой площадью, транспортным обслуживанием, санаторно-курортным лечением и др.
Таким образом, принятие Конституции способствовало развитию законодательства о социальном обеспечении. Оно пополнилось нормами, учитывающими разнообразные потребности граждан, нуждающихся в социальной защите.
В соответствии со статьей 1. Закона о Социальной защите, - инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Расшифровка данного определения происходит через его структурные элементы:
Здоровье - состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезни или анатомических
Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
Ограничение жизнедеятельности (далее по тексту ОЖД) - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.