Понятие и сущность культуры. Субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе я бы хотела рассмотреть феномен субкультуры и контркультуры в массовом сознании, раскрыть понятия, а так же соотнести их.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
Понятие и сущность культуры…...………………………...4
Субкультура………………………………………………....7
Контркультура……………………………………………...12
Заключение…………………………………………………17
Литература………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Субкультура, явление присущее не только научным  и финансовым кругам, является частью хобби, игр, видов спорта и развлечений. Можно видеть как пример любителей серфинга или парашютного спорта. Данные субкультуры демонстрируют нам то, что досуг может служить основой истинного образа жизни.

     Парашютисты имеют свой собственный маленький мир, как и планеристы, битники, гонщики и мотоциклисты. Каждый из них представляет субкультуру, базирующуюся на досуге. Можно ожидать, что в будущем различные субкультурные группы будут разрушать работающее общество не ради материальной выгоды, а ради чистого развлечения. Мы уже видим, что это происходит на примере компьютерных взломщиков, «хакеров» - любителей компьютерных сетей. Также интересен пример фрагментации общества по сексуально-семейным мнениям. Создаются субкультуры, основанные на супружеском статусе. Это в основном относится к Западному обществу, но определенные элементы этого движения заметны и в России. Мортон Хант, крупный специалист в области семейных отношений описывает то, что он называет «мир прежде женатых». «Эта группа, - говорит Хант, - является субкультурой со своими собственными механизмами совместного существования, своими собственными моделями регулирования раздельной или в разводе жизни, своими собственными возможностями для дружбы, социальной жизни и любви». Если члены подобной субкультуры отдаляются от своих женатых друзей, они очень быстро становятся изолированными от тех, кто еще в «брачной жизни» и стремятся к созданию своих собственных социальных ячеек со своими местами для встреч, со своим собственным отношением ко времени, со своими сексуальными воззрениями и обычаями.

     Примечательный  факт состоит в том, что субкультуры  возникают в основном в крупных  мегаполисах, и это обусловлено  большим количеством населения. Хиппи представляют собой прекрасный пример. В середине пятидесятых на Калифорнийском побережье появилась группа писателей, художников и разной прочей богемной молодежи. Их окрестили «битами» или «битниками», основными признаками которых были: прославление нищеты джинсы, сандалии, лачуги; пристрастие к негритянскому джазу и жаргону; интерес к восточному мистицизму и общий антагонизм к основанному на технологии обществу. Несмотря на широкое освещение в прессе, битники оставались крошечной сектой до той поры, пока не появилась лизергиновая кислота (ЛСД).

     В последствии субкультуры битников и «кислотная» субкультура слились  в большую группу движение хиппи. Появившееся в конце 70-х годов  движение хиппи явило собой вызов  обществу и еще одну попытку молодых людей найти свое «я». Это движение, стало популярным в бывшем СССР в начале-середине 80-х годов. В эпоху «железного занавеса» хиппи являли собой «антиобщественную, морально неустойчивую группу «тунеядцев» и «юродивых». Но в то же время для определенной молодежи той поры это было единственным выходом из серой реальности, это давало возможность общения единомышленников, это позволяло читать интересные книги, слушать серьезную музыку и т.д. Но век хиппи был не долог. Ибо по мере того, как скорость изменения во всех аспектах нашего общества возрастает, субкультуры тоже живут более короткой жизнью. Поэтому существует процесс, благодаря которому субкультуры плодятся во все усиливающемся темпе и умирают, чтобы освободить место для новых субкультур.

     В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.

     Можно предположить, что чем больше субкультурных  групп в обществе, тем больше потенциальная  свобода индивидуальности. Доиндустриальные сообщества представляли собой модель коллективной культуры. Один австралийский исследователь писал: «Когда народ племени выбирает какую-то вещь, мы должны все согласиться с выбором это то, что мы называем кооперацией». Но с точки зрения западного человека это называется подчинением. Член племени прекрасно осознает, что ему больше некуда идти. Его общество монолитное, это то, что социологи называют «недифференцированностью». По мере развития общества постоянно происходит социальная эволюция и дифференация. Этот процесс происходит во всем мире. И нельзя недооценивать влияние субкультур на развитие, воспитание и образ жизни миллионов и миллионов людей, не зависимо от цвета кожи, образования, религиозных убеждений.

     Все мы подвержены глубокому влиянию  со стороны субкультур, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Все мы ищем индивидуальности, причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера. И чем больше выбор, тем труднее поиск. 
 
 
 
 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контркультура

    Контркультура - понятие в современной культурологии и социологии, используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".

     Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру. Первоначально контркультура появилась как развитие альтернативных идеологий «новых левых» (Г. Маркузе, Э. Фромм и т.д.). Идеологическая основа контркультуры, по Роззаку, строилась на «новой левой» социологии Ч. Миллса, фрейдо - марксизме Г. Маркузе, гештальт - анархизме П. Гудмена, а также на творчестве таких идеологов контркультуры как Т. Лири, Н. Браун, А. Уотс. Соответственно постулаты выше перечисленных исследователей и использование определенного набора средств, в основном наркотического характера, и составляют контркультурное сознание. Источниками, определившими стиль мышления идеологов контркультуры, стали также философские концепции Ницше, Кьеркегора, Фрейда, тексты Кафки, Гессе, Керуака и Кизи.

     По  Т. Роззаку, контркультура - это «социокультурный феномен, противостоящий культуре современного буржуазного общества». Причем противостояние это должно носить открытый, революционный характер. Тотальное разрушение западной рациональности осмысливается Роззаком в связи с феноменом молодежного бунта. В бунте молодежи, студенчества он видит действительную культурную альтернативу.

     После введения термина, в западной социологии (преимущественно в американской) возникли определенные дискуссии по данной проблеме. Так, кроме Роззака, определение контркультуры давали Ч. Рейч, Д. Йингер, Г. Дэвис. Ч. Рейч, автор знаменитой книги «Зеленеющая Америка» (1970) не обособлял контркультуру и говорил, что она является частью современной культуры Запада. Особое внимание он уделял невербальной коммуникации в ней. Он представляет альтернативу современному обществу в виде «революции сознания». Это революция нового поколения. Его протест и бунт, его культура, одежда, музыка, наркотики, образ мыслей и освобожденный стиль жизни - форма несогласия и отказа. Для своего успеха эта революция не потребует насилия, с ней бесполезно бороться насилием. Ее цель – «созидание нового, более гуманного общества, нового свободного человека». Молодежь, по мнению Рейча, создает «новую форму общества - с другой шкалой приоритетов, с другим пониманием власти и процесса принятия решений». Чем резче старое поколение отвергает новую культуру, тем больше растет среди молодежи «чувство общности».

     В западной социологии нет единого мнения по поводу определения контркультуры. Все они сходятся только в одном, что она имеет определенное влияние на культурную жизнь общества.

     Ряд исследователей уделяло большое  внимание содержательному анализу  контркультуры. Так, Теодор Роззак замечал, что деятели различных ветвей контркультуры опирались на:

     1. отрицание индивидуально-личностного начала западной культуры;

     2. культивирование безличного, коллективно-анонимного начала;

     3. возражение против принципа самотождественности

человеческого "Я";

     4. отказ от традиционно-христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы;

     5. неприятие протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности;

     6. возведение в культ бесцельного  времяпрепровождения. 

     Несколько другие мировоззренческие ориентации контркультуры называет М.Б. Смит:

     ·индивидуализм - в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;

       вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;

       ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит, как «пусть все будет наружу»;

     ·акцент на ситуации «здесь и теперь», отказ от планирования своей жизни;

       гедонизм – «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь и теперь»;

       иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.

     Американский исследователь  Д. Хейден, говоря о причинах, приведших  к появлению контркультуры, противопоставляет  процесс становления контркультуры движению молодых рабочих. Она возникла в результате разочарования значительной части молодежи в ценностях западной культуры, в «американском образе жизни», в научно - техническом прогрессе вообще, который «не означает дальнейшего прогресса общества». Молодежная контркультура показала, что даже если материальное процветание кому - то и обеспечено, то оно «не гарантирует процветания духовного», не дает ни нравственных ориентиров, ни смысла жизни.

     В советской и российской литературе контркультура трактуется как особый сложный феномен, который, развиваясь, формируется в противоречивое социокультурное явление, охватывающее «не только идеологизированные и стихийно непосредственные формы критического, оппозиционного сознания, но и сферу практических взаимоотношений, культурных установлений, художественного творчества».

     В работе Ю. Н. Давыдова и И. Б. Роднянской «Социология контркультуры» (1980), контркультура трактуется как выражение «одного из глубочайших кризисов культуры, капиталистического Запада, поразившего ее механизм социализации, передачи практически - жизненных, морально - этических и мировоззренческих установок от одного поколения к другому».

     Они также выделяют следующие личностные характеристики, формируемые контркультурой:

     1. Формируемый контркультурой тип  личности лишен стремления, силы, способности к волевому самоутверждению и самоопределению.

     2. Отмечается установка на размытую, аморфную, растекающуюся и хаотическую  чувственность.

     3. Неприятие всякой упорядоченности,  организованности жизни ее суровой  необходимости, непреклонности ее  внутренних закономерностей.

     4. Импульсивный, взрывчатый, иррациональный характер поведения, сознательно противопоставляемый последовательности и устремленности, связанности и осмысленности поведения.

     5. Своеобразный гедонизм, который  можно было бы назвать "мистическим  гедонизмом".

     Многие их определения работают и сегодня. Контркультура в статье Попцова И. Г. «Контркультура как реакция на ситуацию культурного шока» предстает как единый социокультурный комплекс, основной целью которого является преодоление, на основе новых (противоположных) ценностей и норм, ситуации культурного шока. Реакция на культурный шок может быть разнообразной, в зависимости от многих факторов, в том числе и от количества субъектов, попавших в ситуацию культурного шока. Если культурный шок испытывает целая группа людей, объединенных общими признаками, то есть субкультура, то мы можем говорить о явлении контркультуры как реакции на переживаемый культурный шок.

     В настоящее время термин контркультура, в том аспекте, в котором он рассматривался ранее, теряет свой смысл. В быстро меняющемся мире, в период постоянных технологических и духовных изменений, представляется необходимым выработка новых положений и принципов контркультуры.

     Контркультура, как показали последние десятилетия, не смогла заполнить образовавшийся в мире к концу XX века духовный вакуум, ставший причиной распространения многих пороков общества, в том числе преступности и наркомании. В целом она воспринимается массовым сознанием как явление чуждое и даже враждебное. Однако, как реакция на кризисные явления современного социума, контркультура реально влияет на социокультурные процессы. Отрицание потребительских идеалов и поиски новых форм духовной самореализации личности - в этом общественный смысл и значение контркультуры. Эти явления заслуживают самостоятельного научного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и сущность культуры. Субкультура и контркультура