Понятие и сущность культуры. Субкультура и контркультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе я бы хотела рассмотреть феномен субкультуры и контркультуры в массовом сознании, раскрыть понятия, а так же соотнести их.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
Понятие и сущность культуры…...………………………...4
Субкультура………………………………………………....7
Контркультура……………………………………………...12
Заключение…………………………………………………17
Литература………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

                     Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Пензенский  государственный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: социология

на тему: «Понятие и сущность культуры. Субкультура и контркультура» 
 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнила:

                                                                          Студентка гр 08 ЗИЖ 62

                                                            Рыбакова Ю. О.

                                                    Проверил:

                                                        Чернюк П. Д. 
 

                                                         
 
 
 

Пенза 2010г.

                                      Содержание

Введение……………………………………………………..3

Понятие и сущность культуры…...………………………...4

Субкультура………………………………………………....7

Контркультура……………………………………………...12

Заключение…………………………………………………17

Литература………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

                                     Введение 

     Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется  под влиянием таких факторов, как  возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

     Иногда  группа активно вырабатывает нормы  или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и  ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры— хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

     Элементы  как субкультуры, так и контркультуры  обнаруживаются в культуре современной  молодежи в России.

     В данной контрольной работе я бы хотела рассмотреть феномен субкультуры  и контркультуры в массовом сознании, раскрыть понятия, а так же соотнести их. 
 
 
 
 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и сущность культуры 

     Термин  культура – латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Одно из них, наиболее часто встречается в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученые  обществоведы понимают все виды преобразовательской деятельности человека и общества, а также ее результаты.

     Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; в месте с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, преобразовываются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства и т.д. Например, наши знания в электронной технике относятся к  духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре. Однако как созданные произведения материальной культуры поступают на «конвейер» они становятся явлением цивилизации. Таким образом, степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.

     Итак, культура является существенной характеристикой  жизни общества, и, следовательно, она  неотделима от человека как социального  существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им  языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициями, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д. И не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.    

     По  мнению антропологов, культура состоит  из четырех элементов.

     1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

         В языке жителей Тробриандских  островов одно слово обозначает  шесть различных родственников:  отца, брата отца, сына сестры  отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца  и сына сестры отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

         Это различие между двумя языками  объясняется тем, что для жителей  Тробриандских островов необходимо  слово, охватывающее всех родственников,  к которым принято относиться  особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

         Таким образом, изучение слов  языка позволяет человеку ориентироваться  в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

     2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

         Каждая культура формирует определенные  представления о взаимосвязях  между понятиями, относящимися  к сфере реального мира и  к сфере сверхъестественного. 

     3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

         Разные культуры могут отдавать  предпочтение разным ценностям  (героизму на поле боя, художественному  творчеству, аскетизму), и каждый  общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

     4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. 
 
 
 
 

Субкультура 

     Культура 1) совокупность достижений человечества в производственном, общественном и  умственном отношении. 2) Высокий уровень  чего-нибудь; высокое развитие, умение.»

     «Суб… Первая часть сложных слов в значении

     1)        находящийся под чем-нибудь или около чего-нибудь;

     2)        подчиненный кому-чему-нибудь;

     3)        не основной, не главный.»

     /С.И.Ожегов/ «

     Определение культуры может быть чисто функциональным. Культура делится на объективную и субъективную.

     Объективная культура включает в себя систему  социальной организации, политическую структуру, психологию, философию и  т.д.

     Субъективная  культура это то, что заложено в  сознании человека, это определенная система убеждений.

     Г.Хофштеде (G.Hofstede) определил культуру как коллективное программирование сознания.

     Вот некоторые свойства культуры·        

     культуре  обучаются бессознательно (базовые  ценности закладываются до 10-ти лет);

     ·        передается с помощью символов (литературные тексты, живопись, музыка и т.п.);

     ·        культура динамична, хотя глубинные ее процессы происходят очень медленно (как пример могут служить ценности любой культуры);

     ·        каждая культура избирательна (заключает в себя те тенденции, явления, образы и т.д., которые делают мир предсказуемым для представителей той или иной культуры);

     ·        этноцентризм тенденция провозглашать ценности своей группы как ценности для всех людей.

      Все эти свойства культуры также применимы  к понятию «субкультуры», которая появилась в результате сильного удара супериндустриальной революции, которая буквально расколола общество. Благодаря огромному выбору продуктов и культурных изделий появляется и огромный выбор социальных структур. И новые субкультуры, такие как хиппи, битники, теософисты, компьютерщики, культуристы и мн.др., врываются в наше существование. Можно сказать, что мы живем при «субкультурном взрыве». Почему же происходит такое деление общества на различные социальные группировки? Психологи и социологи объясняют это тем, что все мы подвержены глубокому влиянию, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем, осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера. Рост субкультур наиболее показателен в профессиональном мире. Много субкультур появилось среди специалистов различных профессий. Тут видна тенденция развития субкультур в тесной связи с развитием науки и технологий. Научная общественность может показаться единым целым, но в действительности она состоит из огромного числа фрагментов.

     Научная общественность пересекается с формальными  организациями и движениями, появляется все больше и больше специализированных журналов, проводятся различные конференции и встречи и т.д. Но эти «открытые» отличительные особенности сочетаются также со «скрытыми» отличиями. Например исследователи рака и астрономы не просто занимаются разными вещами, они говорят на разных языках, у них совершенно разные типы личности, они думают, одеваются и живут по-разному. Эти отличия очень часто пересекаются с межличностными отношениями. Ученые какой-либо специальности стремятся к отличительным особенностям, присущим их клану. Они объединяются в маленькие субкультурные общества, работают над престижем этих обществ, их также заботит благоприятное мнение других людей, заботит их внешний вид, политические убеждения, образ жизни.

Информация о работе Понятие и сущность культуры. Субкультура и контркультура