Понятие детской беспризорности и пути её сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации.

Содержание

Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ В РОССИИ
1.1 Понятия беспризорности и безнадзорности
1.2 История образования и развития понятия беспризорности
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Правовые основы системы профилактики беспризорности
2.2 Деятельность социальных служб по реабилитации беспризорных и безнадзорных детей
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

5.Курсовая беспризорность готово.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

24.07.2007 года принят Федеральный закон  «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях»- 5. ФЗ РФ от 24.07.2007 г. №210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ от административных нарушениях» // Российская газета. - 2007. - 30.07

(в части  установления административной  ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  в области образования). Законом,  в частности, предусматривается  введение ответственности за  правонарушения, связанные с приемом  граждан в образовательные учреждения  или отчислением (исключением)  граждан из образовательных учреждений, переводом обучающихся из одного  образовательного учреждения в  другое и т.д.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, принимают  участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую  и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной  ситуации, восстановлении социального  статуса несовершеннолетнего; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению  ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.- 25. Магульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: Международный центр финансово - экономического развития, 2007. - с. 221

В соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» и Федеральным  законом «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного  общего образования. На уровне субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся  в образовательных учреждениях.-7. Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 г. №116 г. Москвы «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» // Российская газета. - 2007. - 28.02.

Федеральными  органами исполнительной власти Российской Федерации принимаются системные  меры по развитию современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.

Так, в  целях организационно-методического  обеспечения деятельности субъектов  Российской Федерации в сфере  социальной зашиты и социального  обслуживания несовершеннолетних, находящихся  в трудной жизненной ситуации, и в соответствии с пунктом 6 протокола  оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 02.12.2006, утвержденного  Президентом Российской Федерации (от 15.12.2006 N Пр-2174), Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, совместно с заинтересованными  министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические материалы  из опыта работы субъектов Российской Федерации по вопросам социальной адаптации  выпускников детских интернатных  и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний; комплекс мер, включающий мероприятия по профессиональной ориентации и подготовке несовершеннолетних, трудоустройству, решению жилищных вопросов, постинтернатной адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, нормативно-правовому регулированию деятельности регионов по улучшению положения несовершеннолетних.

Вышеуказанные материалы направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  для использования в работе по разработке и реализации региональных программ социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной  ситуации.- 8. Указ Президента РФ от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Российская газета. - 2007. - 29.03.

2.2 Деятельность социальных служб по реабилитации беспризорных и безнадзорных детей

Социальные  и экономические проблемы российского  общества существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом чего является нарушение  нормального процесса социализации ребенка, рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения  в детской и подростковой среде  наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди  несовершеннолетних.

Учет  безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних предельно затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного места  жительства, постоянного институционализированного  занятия и т.д. Их цифра постоянно  колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.

В основном это дети из неблагополучных семей, где родители ведут асоциальный  образ жизни (алкоголики, наркоманы), воспитанием детей не занимаются. Ребенок без надзора более  подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного социального опыта и своевременное выявление, изъятие из такой «семьи», применение мер, направленных на успешную социализацию, его социальную адаптацию - является важнейшей задачей.

Выстраивание  работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей  и подростков и их устройство в  специализированные учреждения для  несовершеннолетних, организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого  временного этапа жизни ребенка  к условиям реальной действительности.- 11. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей // Социальная педагогика. - 2009. - №1. - С. 64-78.

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной  ситуации, испытывают недостаток внутренних ресурсов для изменения как себя лично, так и ситуации в целом. Именно поэтому для своей адаптации  и интеграции они нуждаются в  социально организованном влиянии, направленном на активное включение  в социум, соответствующее потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние, направленное на успешный процесс  социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется, согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации.

Анализ  нормативно-правовых документов свидетельствует  о том, что большинство из них  направлены на профилактику данного  явления. Процесс социализации, в  частности социальной адаптации  несовершеннолетних, регламентирован  плохо и в основном признается лишь как данная необходимость. Это актуализирует проблему социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних как особой социальной группы с целью их успешной интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества. Вместе с тем существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех ее возрастных этапах. Для решения этой проблемы в стране разрабатываются государственные программы по переводу детей из приютов под опеку или на воспитание в семью. Современная система государственных учреждений для таких детей неэффективна с точки зрения и адаптации к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора своей взрослой социальной роли.- 20. Ершова Н.М.Опека, попечительство, усыновление. - М.:Формат, 2003. - 295с

Для улучшения  сложившейся ситуации, для повышения  эффективности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних необходима реализация следующих мер:

- разработка  и внедрение программ и методик,  направленных на профессиональную  адаптацию подростков в условиях  специализированных учреждений;

- более  тесное межведомственное взаимодействие, координация и сотрудничество  социальных учреждений, организаций  и служб в работе с категорией  безнадзорных и беспризорных  несовершеннолетних.

Выше  перечисленные меры реализуются  на муниципальном уровне управления, непосредственно на уровне учреждений. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том  числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.- 18. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 365 с. 

Заключение

Главным образом, в курсовой работе удалось:

- раскрыть  понятия «безнадзорность» и «беспризорность»  детей и подростков;

- рассмотреть  детскую беспризорность и безнадзорность  в истории России: проблемы и  пути решения;

- рассмотреть  профилактику беспризорности и  безнадзорности несовершеннолетних;

- показать  организацию социальной работы  с несовершеннолетними в учреждениях  социальной реабилитации.

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых - детская безнадзорность и  беспризорность. Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, - социально-экономическая  трансформация общества, изменения  привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным  фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей в области  образования, оздоровления, получения  профессии и жилья, неоперативное  решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей.

В РФ сложилась  тревожная ситуация: дети из числа  беспризорных все более активно  вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках  порнофильмов. Получили распространение  общественно опасные деяния, связанные  с использованием беспризорных детей  в мероприятиях, которые могут  причинить существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют  непристойный или откровенно сексуальный  характер, нарушают духовно-нравственные нормы общества.

Растущая  из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических  потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество  факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать  своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание  своим детям. В основательно дезорганизованном  обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия  с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в  область платных услуг, также  требует затрат со стороны семьи.

Проблема  безнадзорности и беспризорности тесно  смыкается с такими негативными  явлениями, распространенными в  среде несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

В Российской Федерации объектами первичной  работы являются дети и подростки, которые  не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время  в социально-опасном положении.

Объектом  вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Работа в отношении таких  детей нацелена на развитие форм общественного  и государственного воздействии  с целью коррекции поведения  и социальной адаптации детей, находящихся  в зоне социального риска.

Работа  с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными  учреждениями, а также специализированными  социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.

Информация о работе Понятие детской беспризорности и пути её сокращения