Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:49, курсовая работа
Сложные процессы системных трансформаций, продолжающиеся в настоящее время в России, затронули практически все слои общества, разрушив существовавшую многие десятилетия и уже успевшую устояться систему социальной стратификации.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ В РОССИИ
1.1 Понятия беспризорности и безнадзорности
1.2 История образования и развития понятия беспризорности
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Правовые основы системы профилактики беспризорности
2.2 Деятельность социальных служб по реабилитации беспризорных и безнадзорных детей
Заключение
Список используемой литературы
Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни.
Дальнейшее
развитие государственная система
призрения получила при Петре I, который
поощрял открытие приютов, куда принимали
незаконнорожденных с соблюдением
анонимности происхождения. Один из
первых в России крупных сиротских
государственных домов был
Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».
В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при Александре I смертность в воспитательных домах доходила до 75%.
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.
Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами.
К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.
В эту эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы.- 22. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. - 2007. - №7. - С. 91-96.
В России
беспризорность приняла угрожающий
характер после 1-й мировой войны
и Октябрьской Революции 1917 (к 1922
насчитывалось около 7 млн. беспризорных).
Проблемами беспризорности занимались
Государственный совет защиты детей
(1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос
РСФСР, комиссия по улучшению жизни
детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия
ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные
инспекции на местах, «Фонд имени
В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным
детям» (1924). Опытные педагоги стремились
создавать беспризорным детям максимальные
возможности для нормального
развития, проявления самостоятельности,
инициативы, полезной творческой деятельности.
В 1926 приняты Положение о
Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие.
В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921?1922 годах - 540 тысяч детей. Применялись такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.
Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.
Через
200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей,
рассчитанных на прием от 50 до 100 детей
одновременно, в первый год целенаправленной
государственной борьбы с беспризорностью
прошло более 540 тысяч детей. Несмотря
на очевидные трудности
Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны.
К концу
1940-х гг., беспризорность заменили терминами
«детская безнадзорность» и «
Модель
советского «счастливого детства» эпохи
сталинизма представляла собой слаженный
государственный механизм воспитания
советских граждан. Государство
не давало автономии семьи и за
невыполнение обязанностей по воспитанию
детей могло повлечь применение
предусмотренных законом
Другую
часть этой модели составляли детские
учреждения (колонии, специальные детские
дома и т.д.), которые изымали, наказывали,
перевоспитывали, возвращали обратно
в «советское детство» тех детей,
чье поведение не вписывалось
в рамки официальной концепции
детства (беспризорных и безнадзорных,
совершавших проступки и
Дома
ребенка, детские дома также не всегда
могли обеспечить детям - беспризорникам
прохождение всех этапов «эталонной»
социализации, поскольку находились
в тяжелом материально-бытовом
положении. Все это способствовало
распространению аномального
Новый
всплеск беспризорности наблюдается
в России с начала 1990-х годов. В
документах Совета Федерации причинами
возникновения и роста
Таким
образом, детская беспризорность и
безнадзорность и их решения - явления
не новые в нашей стране. Накоплен
опыт по формированию системы реабилитации
безнадзорности и беспризорности детей.
Важнейшей задачей современного
российского государства
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА БЕСПРИЗОРНОСТИ
2.1 Правовые основы системы профилактики беспризорности
Ключевыми
задачами в решении проблем детской
безнадзорности и беспризорности, предотвращения
социального сиротства в
Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 3. Семейный кодекс РФ. - М.: Юрист, 2000, 2. Гражданский кодекс РФ. - М.: Норма, 2001
В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.
В 2010 г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В целях
совершенствования правового
и
некоторые законодательные
Также
ведется работа над проектами
Федеральных законов «Об опеке
и попечительстве» и «О внесении
изменений в некоторые
, направленных
на повышение эффективности
В целях
совершенствования нормативно-
Информация о работе Понятие детской беспризорности и пути её сокращения