Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:25, доклад
Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
ВВЕДЕНИЕ.
Современная ситуация
в Республике Беларусь, характеризующаяся
экономическим кризисом, снижением
уровня жизни, растущей бедностью населения
требует тщательного анализа
всех сторон жизни людей, в том
числе молодежи. Очевидно, что успешное
реформирование государства возможно
только при активном участии молодежи.
Это требует новых подходов к разработке
и осуществлению молодежной политики.
В связи с этим возникает необходимость
периодического исследования молодежи,
сбора достоверной информации об ее жизни,
потребностях и интересах. Только на основе
объективных данных о положение молодежи
может быть осуществлена молодежная политика.
И именно молодежь
в сложившийся социально-
На сегодняшний
день в Республике существует большое
количество министерств и ведомств,
которые в той или иной степени принимают
решения о судьбе молодого поколения.
Однако, не все они осуществляют свою деятельность
в соответствии с единой стратегией. Отсутствие
общей координации и единого центра позволяет
нам рассмотреть реализацию молодежной
политики в республике через анализ деятельности
всех государственных органов, которые,
так или иначе, участвуют в судьбе молодого
поколения.
1. МОЛОДЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь- это
один из скрытых ресурсов общества
и от мобилизации которых зависит его
жизнеспособность.
Общества делятся
на статичные и динамические. Статичные
общества, которые развиваются постепенно
при медленном типе изменений, опираются
главным образом на опыт старших
поколений. Они сопротивляются реализации
скрытых возможностей молодежи. Образование
в таких обществах сосредоточено на передаче
традиций. Такое общество сознательно
пренебрегает жизненными духовными резервами
молодежи, поскольку не намерено нарушать
существующие традиции.
В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Рассматривая
значение молодежи для общества, нужно
выяснить характер потенциала, который
представляет эта молодежь, и формы интеграции,
необходимые для преобразования этого
потенциала в функцию. Или же просто ответить
на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим,
что молодежь- это оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать,
что молодежь прогрессивна по своей
природе. Ведь консервативные и реакционные
движения могут также увлечь молодежь.
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна
по своей природе - она потенция, готовая
к любому начинанию. Быть молодым означает
стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером. И можно утверждать,
что подросток- эта та общественная сила,
которая может осуществить различные
начинания, потому что он не воспринимает
установленный порядок как нечто само
собой разумеющееся и не обладает закрепленными
законом интересами ни экономического,
ни духовного характера. Данная характеристика
молодежи подразумевает необходимость
политической социализации молодежи.
Задача молодежи
внутри страны может заключаться
в том, что она должна положить
конец духовному кризису. В настоящее
время молодежь не может обойтись без
воплощения своих стремлений в жизнь.
И помочь ей в этом может только государство.
Исходя из выше
сказанного, можно сказать, что главная
задача молодежной политики - создание
социально-экономических условий для
реализации молодежью своих функций в
динамическом обществе .
Теперь мы можем
определить значение термина “молодежная
политика”.
Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.
Во-первых, это
очень широкая
------------------------------
------------------------------
Статья 1 - с изменениями,
внесенными Законом от 9 июля
1997 г. N 56-З
Государственная
молодежная политика -- это система
социально-экономических, политических,
организационных и правовых мер, направленных
на поддержку молодых граждан
Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.
------------------------------
------------------------------
Цель молодежной
политики заключается в создании
благоприятных экономических и
политических условий, правовых гарантий,
способных улучшить качество жизни молодежной
популяции (не в ущерб жизнедеятельности
других групп и слоев общества).
Цель определяет
две взаимосвязанные задачи: создание
объективных условий для
Говоря о государственных
мероприятиях, призванных решать проблемы
молодежи, следует подчеркнуть, что
молодежная политика нередко не представляет
собой какой-то законченной системы,
детально регламентирующей взаимоотношения
молодого поколения во всем сложившемся
многообразии современной жизни.
Можно утверждать,
что государственная молодежная
политика - это интегрирование отдельных
программ и проектов, касающихся молодежи,
в единое целое при усилении регулирующей
роли современного государства.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.
Анализ зарубежного
опыта позволяет сделать
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит
молодежную политику через систему
органов управления и координации,
причем, вмешательство государства
тем сильнее, чем слабее активность
региональных “свободных носителей”
молодежных услуг.
Эффективность
реализации программ зависит от учета
интересов, потребностей, желаний молодежи,
ее постоянно меняющихся требований к
качеству образования, трудоустройства,
досуга, сферы услуг.
Происходит переход
от всеобъемлющих, единых, централизованных
общегосударственных (национальных) программ
для всей молодежи к локальным, целевым,
гибким проектам. При реализации, которых
акцент делается на усилиях местных (районных)
органов власти как более приближенных
к конкретным потребителям и учитывающих
демографические, социальные, экономические
и политические особенности и конкретной
территории, где формируется и реализуется
молодежная политика.
3.СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ
ФОРМИРОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Белорусское общество, находящееся на пути трансформации, ведет поиск идей, институтов, социальных организаций, которые обеспечивали бы формирование целостности и стабильности общественных отношений.
Если в начале
пути основной груз проблем как в
разработке стратегии формирования
в Беларуси гражданского общества, так
и практического реформирования в сферах
экономики, политики и культуры брали
на себя представители старшего и среднего
поколений, то в XXI веке он ложится на плечи
молодой когорты. Именно тем, кому сегодня
16-25, придется решать самые трудные задачи.
В условиях, когда
основные потребности человека не могут
быть удовлетворены, практика общественных
отношений вырабатывает различные
пути преодоления данного
--институциональную
или организационно-
--регулятивную
или нормативную (это законодательство
в части молодежного движения и программные
и уставные документы самих организаций);
--коммуникативную
или информационную (это молодежные
средства массовой информации, молодежные
издания и т.д.).
Центром социологических и политических исследований Белгосуниверситета было проведено исследование
"Специфика
становления и развития
Всего в Беларуси
ныне существует около 160 молодежных организаций
и объединений, работающих по различным
направлениям. Следует учитывать, что
количество организаций постоянно меняется:
образуются новые, некоторые прекращают
свою деятельность, происходит разделение
или объединение уже существующих. В последнее
время очень активно идет рост региональных
структур молодежных объединений. И если
республиканские организации имеют больше
возможностей заявить о своей деятельности
в СМИ, например, то в регионах молодые
люди порой даже не догадываются, что рядом
с ними в их провинциальном городе успешно
работает несколько молодежных организаций
и инициатив.
У молодежного движения Беларуси сегодня есть два варианта дальнейшего развития - элитарный и массовый. При элитарном варианте проекты молодежных организаций будут доступны исключительно для узкого круга молодых людей преимущественно в Минске и областных центрах. Но возможен и другой путь - когда молодежные организации будут идти в регионы, области и даже районы, организовывать программы, рассчитанные на широкий круг молодых людей. Среди основных направлений деятельности молодежных организаций Беларуси можно выделить три наиболее развитых.
Наибольшее количество организаций (20,8%) называют основным направлением своей деятельности образование, просвещение, воспитание, 16,8% занимаются социальной защитой и реабилитацией молодежи, и 13,3% - это организации, занимающиеся спортом, туризмом и отдыхом. Все эти направления - области, приоритетные для молодежи, а потому вполне объяснимо, что большинство организаций избрали их в качестве основных. Данные исследования показывают, что, несмотря на ярко выраженную тенденцию увеличения числа молодежных организаций, молодежь не только не стремится войти в их ряды, но и, зачастую, не знает об их существовании. В анкете респондентам был предложен вопрос: "Какие молодежные общественные организации Вы знаете?"