Поддержка родителей и детей с особыми потребностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3

1. Психологическая помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии ……………………….………….……………………….….……….. 4

2. Подходы к организации помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии ………………………………………………….…… 9

Заключение ……..…………………………………………..……………12 Список использованной литературы ……………………………....…... 13

Работа содержит 1 файл

Поддержка родителей и детей с особыми потребностями.docx

— 29.27 Кб (Скачать)
  1. Создание более широкой сети консультативных пунктов

     Здесь родители смогут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами (в яслях, студиях, во дворе и т.п.);

  1. организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа.

     Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения как можно большего количества нуждающихся детей, а также для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей проблемного ребёнка. В Министерстве общего и профессионального образования РФ рассматривается инструктивно-методическое письмо (1997), составленное сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО (Л.И.Плаксиной, Е.А.Стребелевой, Н.Д.Шматко), в котором предлагается подобная форма коррекцйонно-воспитательной помощи проблемным детям раннего возраста.

     Консультативные службы и группы кратковременного пребывания детей могут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательных комплексах (ясли-сад, реабилитационных центрах и дошкольных эстетических и развивающих студиях, а также в детских поликлиниках. Это позволит использовать помещения данных учреждений и работающих там специалистов по раннему возрасту (в отдельных случаях можно привлекать недостающих специалистов на договорных условиях).

     В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение детей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощи использовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе, яслей) желателен психолог и врач-консультант психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений для проблемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо достаточное количество дошкольных дефектоло-гов широкого профиля.

  1. Помощь психолога

     В задачу психолога могут входить следующие направления работы: индивидуальное психологическое обследование детей, определение общего уровня психического развития, выявление структуры нарушения (т.е. выделение сохранных и формирующихся с задержкой психических функций). По результатам психологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметры психического развития, которые требуют большего внимания, участвует в разработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные особенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость, устойчивость внимания и т.п.). Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой может привести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям в, проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

  1. Работа дефектолога может быть направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

     Для успешной и полноценной деятельности консультативных пунктов и дошкольных учреждений необходимо оснащение их мебелью; наборами специально подобранных  методических пособий-игрушек, учитывающих  особенности развития детей, а также  необходимой множительной техникой. Набор игрушек и пособий для  яслей или консультативных групп  каждого профиля должен разрабатываться  психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения  развития детей.

     На  консультативных пунктах предполагается проведение следующей работы: психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста; проведение развивающих занятий (индивидуальных и в малых группах — по 2 или 3 ребенка); чтение лекций для родителей; проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие  родителей; обучение родителей игровым  занятиям с детьми в домашних условиях; демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т.п. 
 
 

 

       Заключение 

     Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной и психологической поддержки  поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями.

     Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной и психологической  поддержки семей с детьми-инвалидами, определенная трансформация массового  сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском  аспекте, динамичный рост числа центров  реабилитации детей с ограниченными  возможностями.

     Проблема  детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение  ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе  его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более  жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. 

 

       Список использованной литературы 

      
  1. Морозова Е.И. Новые подходы к организации  помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста  М., 1998 г.
  2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //  Дефектология №3, 1999 г., с 30-36
  3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики //  Дефектология №3, 2002 г. с 90 – 96
  4. Щебланова Е. И. Трудности в обучении школьников М.,  2003 г.

Информация о работе Поддержка родителей и детей с особыми потребностями