Поддержка родителей и детей с особыми потребностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3

1. Психологическая помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии ……………………….………….……………………….….……….. 4

2. Подходы к организации помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями в развитии ………………………………………………….…… 9

Заключение ……..…………………………………………..……………12 Список использованной литературы ……………………………....…... 13

Работа содержит 1 файл

Поддержка родителей и детей с особыми потребностями.docx

— 29.27 Кб (Скачать)

      Поддержка родителей и детей  с особыми потребностями 

      Введение  ………………………………………………………………….. 3

     1. Психологическая  помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии ……………………….………….……………………….….……….. 4

      2. Подходы к организации помощи  семьям, воспитывающих детей с  отклонениями в развитии ………………………………………………….…… 9

    Заключение  ……..…………………………………………..……………12 Список использованной литературы ……………………………....…... 13 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение

 

     Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к  проблемам современной семьи. Традиционно  семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное  развитие и социальную адаптацию  ребенка. Внимание ученых объясняется  не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии  значительных трудностей в развитии этого социального института. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с  отклонениями в развитии, которым  характерен высокий уровень проявления "проблемности".

     Существенные  изменения, происшедшие в последние  десятилетия в России в плане  гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи. Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами.

     Родители  детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в  создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального  партнерства. Особую важность приобретает  проблема создания психоло – педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

      Целью данной контрольной работы является рассмотрение проблем семей, имеющих  детей с особыми потребностями  на примере семей с детьми с  отклонениями в развитии. 

       

     1. Психологическая  помощь семьям, имеющим  детей с отклонениями  в развитии 

     Согласно  традиции, сложившейся в нашей  стране, проблемы семьи, воспитывающей  ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве  случаев исключительно через  призму проблем самого ребенка. Считается  достаточным ограничиться методическими  рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися  воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. Проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей "социальной ниши" следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей.

     Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков калечества и т.д.).

     Начало  изучению эмоциональных характеристик  родителей больных детей было положено за рубежом. Большинство западных авторов описывают широкий диапазон невротических и психотических  расстройств у родителей аномальных детей. Среди рассматриваемых проблем  у исследователей вызывает интерес  степень выраженности и длительности эмоционального стресса, тенденция  к социальной изолированности и  отчужденности таких семей, проблема стабильности семьи и изменившегося социального статуса родителей.

     В своем исследовании Ткачева В.В. выделила три группы матерей: невротичный  тип, авторитарный тип, психосоматический  тип, — которым оказались свойственны  специфические индивидуально-типологические характеристики. Автор выделяет наиболее типичные особенности, характерные  для каждой из выделенных групп.

     1. Для родительницы невротичного типа характерны: пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами; проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.

     2. Для матерей авторитарного типа  характерны: активная жизненная  позиция, стремление руководствоваться. своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов), стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

     неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно частое использование жестких  форм наказания (окрик, подавление личности, избиение).

     3.Для  матерей психосоматического типа характерны черты, как первой, так и второй групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубочайшая депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.

     Выявленная  при обследовании родителей специфика  личностных нарушений и определила систему мер, направленных на их коррекцию. С целью осуществления этих мер  была разработана методика психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей  с недостатками в развитии. В методике выделяется два направления работы: педагогическое (воздействие средствами педагогики) и психокоррекционное, которое, в свою очередь, представлено индивидуальной и групповой формами.

     Педагогическое  направление ставит своей целью  переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка путем приобщения ее к работе с ребенком через возможность личного участия в его развитии. Мать больного ребенка обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Достижение психотерапевтического эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе, т.е. психологическое воздействие осуществляется средствами педагогики. Этот процесс проводится под руководством психолога с помощью педагогических и психологических средств. Реализация этой задачи предполагает проведение психологом индивидуальных занятий с ребенком, в которых участвует и его мать.

     В процессе ведения занятий с больным  ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следующие  цели:

     1) обучение матери специальным коррекционным и методическим, приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

     2) обучение матери специальным  воспитательным приемам, необходимым  для коррекции личности аномального  ребенка;

     3) коррекция внутреннего, психологического  состояния матер;

     4) коррекция взаимоотношений между  матерью и ее ребенком.

     Ориентируясь  на эти цели, психолог решает следующие  задачи: коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких, как  агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные, желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной  самооценкой, и формирование продуктивных форм взаимоотношений социуме; формирование матерью проблем ее ребенка, а  именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие про- блем , и позиции противопоставления себя социуму и переходу в позицию взаимодействия; постепенное исключение гиперболизации проблем- ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка; постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировка матери с позиции бездействия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком; коррекция взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям); коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанное с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его "маленьких" успехов; переконструирование иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка (ценно только то, что он есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его); осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за его недуг в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка; повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка; трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

     Формы работы с матерями:

     1. Демонстрация матери приемов  работы с ребенком.

     2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение  домашних заданий со своим  ребенком.

     3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

     4. Реализация творческих замыслов  матери в работе с ребенком.

     В работе психолога с матерями можно  выделить три этапа:

     Первый  этап направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог должен убедить мать больного ребенка в том, что именно в ней очень нуждается ее малыш, что, кроме нее, этим процессом заняться некому.

     Второй  этап. Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Психолог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог. .

     Третий  этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

     Психолог  проводит индивидуальные занятия с  ребенком, приглашая на них также  и его мать. Приобщение матери больного ребенка к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения. Осуществление продуктивной занятости матери позволяет ей реализовать  необходимую потребность в деятельности вообще и в деятельности с ребенком в частности, а также освобождает  ее от асоциальной или деформирующей  психику формы миропонимания (чувства  собственной вины, вины предков и  т.д.), возникшей вследствие стресса.

     2. Подходы к организации  помощи семьям, воспитывающих  детей с отклонениями  в развитии 

     В настоящее время стало чрезвычайно  актуальным создание широкой консультативной  психолого-педагогической и медицинской  помощи детям раннего возраста. Назрела  необходимость в разработке новых  форм взаимодействия дошкольных и специальных  учреждений с семьями, самостоятельно воспитывающих детей раннего  возраста.

     В качестве новых форм взаимодействия семьи и детских учреждений, имеющих  высококвалифицированных специалистов по раннему детству, а также в  плане расширения консультативной  психолого-педагогической помощи детям  раннего возраста может быть предложено следующие:

Информация о работе Поддержка родителей и детей с особыми потребностями