Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:04, реферат
Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу.
В 1960 Питирим Сорокин
публикует свое культурно-конвергенциональное
кредо-эссе "Взаимная конвергенция
Соединенных Штатов и СССР к смешанному
социокультурному типу" (1960), написанное
в атмосфере довольно напряженных советско-американских
отношений. Эссе начиналось со следующих
слов: "Западные лидеры уверяют нас,
что будущее принадлежит капиталистическому
("свободное предпринимательство")
типу общества и культуры. Наоборот, лидеры
коммунистических наций уверенно ожидают
победы коммунистов в ближайшее десятилетие.
Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями,
я склонен считать, что если человечество
избежит новых мировых войн и сможет преодолеть
мрачные критические моменты современности,
то господствующим типом возникающего
общества и культуры, вероятно, будет не
капиталистический и не коммунистический,
а тип специфический, который мы можем
обозначить как интегральный. Этот тип
будет промежуточным между капиталистическим
и коммунистическим строем и образом жизни.
Он объединит большинство позитивных
ценностей и освободится от серьезных
дефектов каждого типа". Согласно логике
его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны,
упадок капиталистической системы, а с
другой - неспособность экономической
и политической системы коммунизма удовлетворить
жизненные потребности людей. Последняя
складывается в периоды великих бедствий
(голод, война, революции, депрессии), однако
когда социальная опасность минует и сходит
на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная
тенденция детоталитаризации и реконверсии
к менее регламентированной и более свободной
жизни. Этот социальный закон, по Питириму
Сорокину, выражается в том, что степень
государственного вмешательства в жизнь
общества варьируется пропорционально
масштабам и характеру бедствия. И если
в будущем великие катаклизмы удастся
преодолеть, то "коммунистические"
и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно,
будут приходить в упадок. Речь у ученого-социлога,
однако, идет не только о
политических переменах и сближении двух
стран. Он считает, что фундамент конвергенции
заложен в близости систем ценностей,
праве, спорте и досуге, изящных искусствах,
экономике, семейных и брачных отношениях
и даже в религиях обеих держав. Советские
философы безвозвратно ушли от ортодоксального
марксизма в интерпретациях
человека и общества, в то время как материалистическая
идеология и философия все активнее проникают
в общественную и приватную жизнь
американцев. Иными словами, по Питириму
Сорокину, конвергенция заключена не только
в реверсивном движении России к образцу
американской демократии, но и в
усилении тоталитарных элементов в США.
Завершая свое эссе, он утверждал, что
конвергенция, безусловно, приведет к
образованию
смешанного социокультурного типа, который
при заданных условиях может перерасти
в "блистательный интегральный порядок
в обеих державах, так же, как и во всей
человеческой вселенной".
Профетическая интенция
свойственна социологии эпохи модерна.
Провозвестник новой