Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:04, реферат
Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу.
Питирим Сорокин
(1889-1968) - русский
и американский социолог. Представитель
позитивистской ориентации в
русской социологии. Сам себя
Сорокин считал представителем
эмпирического неопозитивизма
Творчество Сорокина принято делить на два периода: русский и американский. Его основные работы: русского периода - "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913); "Система социологии" (1920); американского - "Социология революции" (1925); "Социальная мобильность" (1927); "Современные социологические теории" (1928); "Систематическая антология сельской социологии" (1930-1932); "Социальная и культурная динамика" (1937-1941); "Общество, культура и личность" (1947) и мн. др.
Значимость фигуры Сорокина все еще адекватно не оценена ни в американской, ни в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль "заокеанского наставника", "страстного русского оратора". На исторической же родине имя ученого вплоть до недавнего времени попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.
О собственном мировоззрении
начала 20 ст. и стремлении интегрировать
гуманитарное знание своего времени
в единую, унифицированную систему
многими годами позже сам Сорокин
напишет: "С философской точки
зрения, возникающая система взглядов
была разновидностью эмпирического
неопозитивизма или критического реализма,
основывающейся на логических и эмпирических
научных методах познания. Социологически
это был некий синтез социологии и взглядов
Спенсера на эволюционное развитие,
скорректированный и подкрепленный теориями
Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де Роберти,
Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М.
Ростовцева, П. Кропоткина - из русских
мыслителей; Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля,
М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето
и других - из числа западных ученых. Политически
- это мое мировоззрение представляло
из себя форму социалистической идеологии,
основанной на этике солидарности, взаимопомощи
и свободы".
В историко-социологической
литературе традиционно, хотя, видимо,
не вполне справедливо, принято разграничивать
два периода в творчестве ученого
- русский и американский. Конечно же, "оба"
Сорокина довольно непохожи друг на друга
по кругу анализируемых проблем, по характеру
использования материала, по степени зрелости
и самостоятельности создаваемых теорий.
Однако очевидно то, что интегральная
сущность всех работ Сорокина всегда оставалась
неизменной. Более того, все его мировоззрение
было пронизано философией интегрального
синтеза и на уровне сциентистских программ,
и на уровне жизненной философии. Пожалуй,
в глобализме - главное отличие между молодым
и зрелым ученым.
Центральным понятием
для творчества социолога становится
"ценность". Конечно же, многие
мыслители и до него размышляли о
природе ценностей, но, пожалуй, никому
до него не удалось показать систематизирующую
и методологическую значимость ценностной
теории в социологии.Первоначально
теоретико-методологические построения
ученого-социолога
осуществлялись в духе неопозитивистско-
Через какие-то несколько лет эта на вид довольно наивная схема быстро разбухает и обретает законченный логический вид. В книге "Система социологии" Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела:
В "Системе социологии"
Сорокин предлагает пять принципов
построения
социологии:
Питирим Сорокин формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть "переменные" величины. В результате "коллективному рефлексу" Питирим Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку Питирима Сорокина в его "Социологии революции" (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).
Обоснованный в
"Системе" концептуальный подход
получает свое дальнейшее развитие в "Социальной
мобильности". Согласно Питириму Сорокину,
социальная
мобильность есть естественное состояние
общества и включает в себя не только социальные
перемещения индивидов или групп, но и
социальных объектов (ценности), то есть
всего того, что создано или видоизменено
человеком. Мобильность различается по
направленности (восходящая и нисходящая),
по форме (коллективная и индивидуальная),
по интенсивности и масштабности. Вертикальную
мобильность он рассматривает в трех аспектах,
соответствующих трем формам социальной
стратификации (политическая, экономическая
и профессиональная): внутрипрофессиональное
или межпрофессиональное перемещение,
политическая циркуляция и продвижения
по "экономической лестнице". При
этом С. четко различал социальную мобильность
в так называемые "нормальные" периоды
относительной общественной стабильности
и в периоды социальной дезорганизации
(войны, революционные периоды, голод и
т.д.). Если в "нормальные времена мобильность
является процессом постепенным, регулируемым
определенными и твердыми правилами",
то в периоды великих бедствий... поступательность,
упорядоченность и строго контролируемый
характер мобильности существенно нарушается...
Иными словами, приобретает черты хаоса".
Для Питирима Сорокина,
как, впрочем, и для многих исследователей
до и после него, очевиден внеисторический
динамизм социальной стратификации. Абрис
и высота социальной стратификации - вневременные,
нормативные черты стратификации, а их
флюктуации не содержат никакого однонаправленного
движения. Социальная стратификация -
это постоянная характеристика любого
организованного общества. Изменяясь
по форме, социальная стратификация существовала
во всех обществах, провозглашавших равенство
людей. Феодализм и олигархия продолжают
существовать в науке и искусстве, политике
и менеджменте, банде преступников и демократиях
уравнителей, словом - повсюду. По мысли
С., история показала, что нестратифицированное
общество с "подлинным" равенством
всех членов есть
миф, никогда не могущий быть реализованным
на практике, оставшийся лишь хоругвию
эгалитаристов и левых радикалов.
В гарвардский период интегралистские тенденции и настроения в творчестве С. окончательно оформляются в единую модель, что нашло отражение в первую очередь в его четырехтомной "Социальной и культурной динамике".
В частности, все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от случайностных и временных агрегатов (типа толпы), характеризуемых отсутствием ясных и пролонгированных связей между людьми, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри оциосознательных "эго"-конституирующих общество членов. Поэтому любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система суть единовременное культурное качество.
Скрытые в социосознательных
индивидах и обществах культурные качества
обнаруживаются во всех достижениях человеческой
цивилизации, сохраняясь также и в дискретные
периоды культурной истории (войны, революции,
общественные бедствия). эмпирические
исследования культурных качеств (значений,
норм, ценностей) позволяют выявить весьма
длительные периоды истории, в течение
которых проявляются относительно близкие
и даже идентичные культурные образцы
- виды деятельности, мысли, творчества,
верований и т.п. Эти продолжительные образцы
культурной жизни, несмотря на всевозможные
и случайные девиации, эмпирически устанавливаются
лишь потому, что сами суть продукт логико-значимых
культурных систем. При этом логико-значимые
культурно-ценностные системы - детерминанты
культурного качества - формируются под
воздействием "двойственной" природы
человека - существа мыслящего и существа
чувствующего. Преимущественное качество
тем самым совпадает с одним из полюсов
ценностно-культурной шкалы. Если основной
акцент сделан на чувственной стороне
человеческой природы, то, соответственно,
детерминируется чувственный образец
культурных ценностей; на воображении
и разуме - нечувственный. Причем и в том,
и в другом случае полностью не нейтрализуются
противоположные мотивы поведения, мышления.
При условии же баланса чувственных и
рациональных стимулов формируются особые
идеалистические культуры. Перегруппировка
всех классов ценностей, значений, норм
в этом ключе, их открытие в ходе исторического
исследования показывают удивительное
сочетание с ценностными классами, выработанными
древнегреческой философией, а именно:
ценности, происходящие в результате познавательной
деятельности (Истина); эстетического
удовлетворения (Красота); социальной
адаптации и морали (Добро); и, наконец,
конституирующая все остальные ценности
в
единое социальное целое (Польза). Любую
социально значимую человеческую активность
можно объяснить посредством этих четырех,
поистине универсальных категорий. Игнорирование
их или подмена другими объясняющими факторами
неизбежно ведет к сциентической неудаче
искусственного перевода этих категорий
на язык других и менее
адекватных терминов.
Интегральный подход
в равной мере применим при описании
индивидуального типажа или культурной
ценности. В самом деле, любой
индивид вписан в систему культурных ценностей
- значений - норм, а его бессознательные
мотивы и биосознательные стимулы контролируются
и подчиняются его социосознательному
"эго". Также и культура становится
интегральной лишь тогда, когда общество
добивается успеха, балансируя и гармонизируя
энергию людей, отданную на службу Истине,
Красоте, Добру. Подобный "интегрализм"
характеризуется логико-значимой взаимосвязью
всех существенных компонентов личности
или культуры. Модель"интегральной"
культурной сверхсистемы - результирующая
систематического и гармонизирующего
ценностного образца - дает значительно
больше для полноценного и адекватного
определения и описания культуры, нежели
традиционные оциологические, антропологические
или культурологические методы. По С.,
базовые факты
социологии ментальны по своей природе,
а посему могут быть поняты лишь в категориях
человеческого социокультурного универса,
как чего-то целого. Отсюда вытекают три
отличительные системы истины: истина
веры, разума и чувств. Все они частью ложны,
частью истинны. Интегральная истина ближе
всего стоит к абсолютной истине.
Дескриптивный анализ
социальной жизни должен быть подчинен
исходному примату культурных ценностей
даже в таких аспектах социального
бытия,
где, как может показаться с первого взгляда,
отсутствует прямое восхождение к культурным,
ценностным системам. К примеру, понятия
"группа", "роль", "класс",
"стратификация", "социальное действие"
и им подобные приобретают научную обоснованность
лишь тогда, когда интерпретируются как
переменные культурных сверхсистем, конгруэнтных
связей ценностей - норм - знаний. В силу
этого новая философия истории должна
исходить из тезиса о том, что в пределах,
заданных относительно
константными физическими условиями (климат,
географическое положение и т.п.), наиважнейшим
фактором социокультурных изменений (динамики)
становится распад той или иной доминантной
культурной сверхсистемы - "идеациональной",
"идеалистической", "чувственной".
Именно в этом смысле тождественны социология
и философия истории, ибо они концентрируют
свое внимание на проблематике генезиса,
эволюции, распада и кризиса доминантных
систем, в результате чего проясняется
вопрос:как, почему и когда происходят
те или иные социокультурные изменения?
Современное состояние
западной культуры Питирим Сорокин
диагностировал как кризисное, которое,
однако, вовсе не виделось ему в
духе
шпенглерианского субъективизма - как
конец ее исторического существования,
смертная агония всей западной цивилизации.
Его главное пророчество звучало примерно
так: мы живем, мыслим, действуем в конце
сияющего чувственного дня, длившегося
шесть веков. Лучи заходящего солнца все
еще освещают величие уходящей эпохи.
Но свет медленно угасает, и в сгущающейся
тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступающих
сумерках. Ночь этой переходной
эпохи начинает опускаться на нас, с ее
кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими
ужасами. За ее пределами, однако, различим
рассвет новой великой идеациональной
культуры, приветствующей новое поколение
- поколение людей будущего.