Первый этап социологии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть первый этап развития социологии в России.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать общую характеристику первого этапа развития социологии в России;

Содержание

Введение.............................................................................................................2
1. Общая характеристика развития первого этапа социологии в России....4
2. Характеристика ведущих социологических школ первого этапа развития социологии в России........................................................................................6
Заключение......................................................................................................29
Литература.......................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Социология-Первый этап социологии в России.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Последние четыре категории названного ряда стали  основой его теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое внимание 28. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания”, с этого начинается развитие цивилизации .29

Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость  от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям. Философия зависит от науки, искусство — от науки и философии, практическая деятельность (деятельность государства, экономика, политика, разные исторические события), в свою очередь, зависит от науки, философии и искусства. По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М.М.КОВАЛЕВСКОГО

В конце XIX в. в русской социологии зарождается  плюралистический подход к обществу, наиболее полное выражение нашедший в работах М.М. Ковалевского. Это  было связано с тем, что географический детерминизм, биологическое и психологическое направления не смогли объяснить существующие проблемы и не получили широкого распространения. Стало очевидным, что для решения сложных социологических проблем недостаточно учитывать какой-то один фактор или момент, появилась необходимость рассматривать сразу всю совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов.

Основное  внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими  науками, сравнительно-историческому  методу, многофакторности социального  развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.

Он считал, что социология “является синтезом результатов, полученных конкретными  общественными науками” .30 Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы “раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой” .31

Он считал также — что социология,— это  наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. По мнению Ковалевского: “Социолог устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими” . Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ  МАРКСИЗМ

Параллельно с субъективной социологией и  плюралистическими идеями Ковалевского и даже в борьбе с ними в России развивались и получали широкое  распространение идеи марксистской социологии.

Теоретиком  ортодоксального марксизма был  Георгий Валентинович ПЛЕХАНОВ (1856—1918) — крупный мыслитель-марксист, деятель  мирового революционного движения, один из основателей социал-демократической  партии в России и первый продолжатель (после Энгельса) и пропагандист идей Маркса. Плеханов первый в истории социологии теоретик-марксист, предпринявший серьезно аргументированную критику идеологии народничества.

Основные  его работы: “Социализм и политическая борьба” (1883), “Наши разногласия” (1884), “Очерки по истории материализма” (1894), “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” (1895), “К вопросу о роли личности в истории” (1898), “Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии” (1905), “Пролетарское движение и буржуазное искусство” (1905), “Основные вопросы марксизма” (1908), “Materialismus mieitans” (ответ г. Богданову) “О так называемых религиозных исканиях в России” (1909), “Искусство и общественная жизнь” (1912—1913), “История русской общественной мысли” (1914—1917) и др.32

В его  начальных работах была сделана  первая попытка марксистского анализа  русской экономики, указано на формирование капиталистических отношений в  России, а также обоснована революционная  роль формирующегося русского пролетариата. Более поздние его работы направлены на систематическое изложение исторического материализма, в них рассматривались вопросы социальной психологии, социально-классовой структуры общества и другие проблемы.

В своих  произведениях он дал глубокую и основательную критику методологических основ буржуазной и мелкобуржуазной социологии, противопоставил им марксистскую социологию — исторический материализм. Ему принадлежит первый в марксистской литературе глубокий критический разбор субъективного метода социологии. Он внес большой вклад в развитие марксистского направления социологии.

Систематическое социологическое образование во многих странах начало появляться в  последней трети прошлого века. В  это время в Европе, Америке  и России предпринимаются первые попытки ввести преподавание социологии высших учебных заведениях. Это был период самоопределения социологии как научной дисциплины и начало институциализации. В связи с этим появилась потребность в подготовке образованных специалистов по социологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

В последней  трети XIX века на Западе социология стал; занимать видное место в духовной жизни общества. С одно: стороны, она выступала как важная область  научного познания социальных явлений, а, с другой стороны, это было новое утонченное средство идейной защиты интересов буржуазии и борьбы с материалистическим пониманием истории.

В России социология как учебная дисциплина эпизодически стала появляться в  высших учебных заведениях уже в  конце 70-х годов XIX века. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов Ковалевским были предприняты первые попытки чтения лекций по социологии. В Московском университете на кафедре государственного права он начал читать курс лекций по эволюции общественных форм на основе сравнительного анализа. В это же время в Петроградском университете профессор Н.М. Коркунов свой курс по энциклопедии права стал все больше оснащать социологическим материалом. Это привело к тому, что в 80-е годы студентам вместо “Энциклопедии права” уже читался курс пропедевтики обществоведения. Кареев писал, что для того, чтобы этот курс с полным на то основанием назвать курсом социологии, не хватало только экономического материала.

В начальный  период звучали многочисленные возражения против социологии как новой самостоятельной  науки общего характера. Социологию или сводили к какой-либо уже сложившейся конкретной науке, либо представлял как совокупность всех конкретных наук. Это было связано с рядом причин. Одна из главных причин была связана с мнением о том, что социология не имеет своего специфического объекта, что социология не имеет своего объекта для проведения самостоятельного эмпирического изучения, а поэтому она способна только суммировать выводы, полученные другими науками. В связи с этим Кистяковский отмечал, что “каждый из последующих социологов вкладывал в свою "социологию" свое собственное содержание, которое соответствовало его научным интересам и его запасу знаний” .

С 80-х  годов слова “социология” и “социологический”  становятся очень популярными и  появляется масса сборников статей, называющихся “Социологические очерки”, или “этюды”, хотя настоящее содержание статей было совершенно не связано с социологией.

Другой  причиной было то, что русские социологи, в основном, не имели специальной  социологической подготовки. Если проанализировать уровень их образования и род профессиональной деятельности, то можно заметить, что среди них много историков, юристов и политэкономов, имеются также выпускники военных учебных заведений, естественнонаучных факультетов, чиновников и даже лиц, не имеющих законченное высшее образование.

Следующая причина заключалась в том, что  господствовал методологический редукционизм разных оттенков в социологии начального периода, согласно которому объявлялись  ее главным союзником, а значит, и  моделью для подражания, то биология, то психология и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

1. Голосенко  И.А., Козловский В.В. История русской  социологии. Х1Х-ХХв., Москва, Дело, 2005

2. Данилевский  Н.Я. Россия и Европа. Москва., Юнити, 2007

3. Кукушкина  Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М.:Инфра-М, 2005

4. Новикова С.  С. История развития социологии в России. М.:Инфра-М, 2008

5. Социологическая  мысль в России: Очерки истории  немарксистской социологии последней  трети XIX - начала ХХ века. Ленинград., 1978;

Информация о работе Первый этап социологии в России