Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 21:46, контрольная работа
Цель работы рассмотреть первый этап развития социологии в России.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать общую характеристику первого этапа развития социологии в России;
Введение.............................................................................................................2
1. Общая характеристика развития первого этапа социологии в России....4
2. Характеристика ведущих социологических школ первого этапа развития социологии в России........................................................................................6
Заключение......................................................................................................29
Литература.......................................................................................................31
Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое внимание 28. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания”, с этого начинается развитие цивилизации .29
Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям. Философия зависит от науки, искусство — от науки и философии, практическая деятельность (деятельность государства, экономика, политика, разные исторические события), в свою очередь, зависит от науки, философии и искусства. По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.
ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М.М.КОВАЛЕВСКОГО
В конце
XIX в. в русской социологии зарождается
плюралистический подход к обществу,
наиболее полное выражение нашедший
в работах М.М. Ковалевского. Это
было связано с тем, что географический
детерминизм, биологическое и
Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.
Он считал, что социология “является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками” .30 Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы “раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой” .31
Он считал
также — что социология,— это
наука, имеющая своей целью
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
Параллельно с субъективной социологией и плюралистическими идеями Ковалевского и даже в борьбе с ними в России развивались и получали широкое распространение идеи марксистской социологии.
Теоретиком
ортодоксального марксизма был
Георгий Валентинович ПЛЕХАНОВ (1856—1918)
— крупный мыслитель-марксист, деятель
мирового революционного движения, один
из основателей социал-
Основные его работы: “Социализм и политическая борьба” (1883), “Наши разногласия” (1884), “Очерки по истории материализма” (1894), “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” (1895), “К вопросу о роли личности в истории” (1898), “Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии” (1905), “Пролетарское движение и буржуазное искусство” (1905), “Основные вопросы марксизма” (1908), “Materialismus mieitans” (ответ г. Богданову) “О так называемых религиозных исканиях в России” (1909), “Искусство и общественная жизнь” (1912—1913), “История русской общественной мысли” (1914—1917) и др.32
В его начальных работах была сделана первая попытка марксистского анализа русской экономики, указано на формирование капиталистических отношений в России, а также обоснована революционная роль формирующегося русского пролетариата. Более поздние его работы направлены на систематическое изложение исторического материализма, в них рассматривались вопросы социальной психологии, социально-классовой структуры общества и другие проблемы.
В своих произведениях он дал глубокую и основательную критику методологических основ буржуазной и мелкобуржуазной социологии, противопоставил им марксистскую социологию — исторический материализм. Ему принадлежит первый в марксистской литературе глубокий критический разбор субъективного метода социологии. Он внес большой вклад в развитие марксистского направления социологии.
Систематическое
социологическое образование во
многих странах начало появляться в
последней трети прошлого века. В
это время в Европе, Америке
и России предпринимаются первые попытки
ввести преподавание социологии высших
учебных заведениях. Это был период самоопределения
социологии как научной дисциплины и начало
институциализации. В связи с этим появилась
потребность в подготовке образованных
специалистов по социологии.
Заключение
В последней трети XIX века на Западе социология стал; занимать видное место в духовной жизни общества. С одно: стороны, она выступала как важная область научного познания социальных явлений, а, с другой стороны, это было новое утонченное средство идейной защиты интересов буржуазии и борьбы с материалистическим пониманием истории.
В России социология как учебная дисциплина эпизодически стала появляться в высших учебных заведениях уже в конце 70-х годов XIX века. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов Ковалевским были предприняты первые попытки чтения лекций по социологии. В Московском университете на кафедре государственного права он начал читать курс лекций по эволюции общественных форм на основе сравнительного анализа. В это же время в Петроградском университете профессор Н.М. Коркунов свой курс по энциклопедии права стал все больше оснащать социологическим материалом. Это привело к тому, что в 80-е годы студентам вместо “Энциклопедии права” уже читался курс пропедевтики обществоведения. Кареев писал, что для того, чтобы этот курс с полным на то основанием назвать курсом социологии, не хватало только экономического материала.
В начальный период звучали многочисленные возражения против социологии как новой самостоятельной науки общего характера. Социологию или сводили к какой-либо уже сложившейся конкретной науке, либо представлял как совокупность всех конкретных наук. Это было связано с рядом причин. Одна из главных причин была связана с мнением о том, что социология не имеет своего специфического объекта, что социология не имеет своего объекта для проведения самостоятельного эмпирического изучения, а поэтому она способна только суммировать выводы, полученные другими науками. В связи с этим Кистяковский отмечал, что “каждый из последующих социологов вкладывал в свою "социологию" свое собственное содержание, которое соответствовало его научным интересам и его запасу знаний” .
С 80-х годов слова “социология” и “социологический” становятся очень популярными и появляется масса сборников статей, называющихся “Социологические очерки”, или “этюды”, хотя настоящее содержание статей было совершенно не связано с социологией.
Другой причиной было то, что русские социологи, в основном, не имели специальной социологической подготовки. Если проанализировать уровень их образования и род профессиональной деятельности, то можно заметить, что среди них много историков, юристов и политэкономов, имеются также выпускники военных учебных заведений, естественнонаучных факультетов, чиновников и даже лиц, не имеющих законченное высшее образование.
Следующая
причина заключалась в том, что
господствовал методологический редукционизм
разных оттенков в социологии начального
периода, согласно которому объявлялись
ее главным союзником, а значит, и
моделью для подражания, то биология,
то психология и т. п.
Литература
1. Голосенко
И.А., Козловский В.В. История
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Москва., Юнити, 2007
3. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М.:Инфра-М, 2005
4. Новикова С. С. История развития социологии в России. М.:Инфра-М, 2008
5. Социологическая
мысль в России: Очерки истории
немарксистской социологии