Пенсионное обеспечение в разных странах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Первые пенсии (пенсионы) появились в монархической Европе еще в ХIХ веке, когда личным указом самодержца назначались пенсионы отдельным выдающимся лицам за особые заслуги перед королевской династией: придворным, военачальникам, ученым, художникам. Первые государственные пенсии появились в Германии при «железном канцлере» Бисмарке в 1889 г. и выплачивались по достижении 70-летнего возраста при средней продолжительности жизни в Германии в то время всего в 45 лет.

Содержание

Введение
1.Виды пенсионных систем
2.Пенсионный возраст и средний размер пенсий в разных странах мира
3.Пенсионное обеспечение в разных странах мира
• Германия
• Франция
• Великобритания
• Нидерланды
• Финляндия
• Швеция
• США
• Чили
• Япония
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 144.37 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.Виды пенсионных систем

2.Пенсионный возраст  и средний  размер пенсий в разных странах  мира

3.Пенсионное обеспечение  в разных странах мира

  • Германия
  • Франция
  • Великобритания
  • Нидерланды
  • Финляндия
  • Швеция
  • США
  • Чили
  • Япония

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первые пенсии (пенсионы) появились в монархической Европе еще в ХIХ веке, когда личным указом самодержца назначались пенсионы отдельным выдающимся лицам за особые заслуги перед королевской династией: придворным, военачальникам, ученым, художникам. Первые государственные пенсии появились  в Германии при «железном канцлере»  Бисмарке в 1889 г. и выплачивались  по достижении 70-летнего возраста при  средней продолжительности жизни  в Германии в то время всего в 45 лет. Остальные монархи были еще более предусмотрительны и экономны, и в остальных развитых странах, пенсионное обеспечение по старости, стало появляться только в ХХ веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Виды пенсионных  систем

 

Существует три основных вида пенсионных систем:

• Индивидуально-накопительная - когда пенсионные налоги (взносы) выплачиваются самими работниками или работодателями (зависит от законов конкретной страны). Взносы идут на специальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленного взноса.

• Распределительная - на основе пенсионных налогов. Организована на принципе «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не откладываются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа.

• Распределительная - на основе общих налоговых поступлений. Нет специальных пенсионных налогов, пенсии выплачиваются из общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения используется для тех, кто не работает: социально незащищенные граждане, инвалиды, в связи с потерей кормильца и т.п.

Мировой опыт показывает, что за рубежом  используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные  институты социальной защиты (государственное  социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме  модели в чистом виде встречаются  редко. В основном, используются комбинированные  модели, отличия которых заключаются  в доминировании одного из институтов.

 

 

2.Пенсионный возраст и средний размер пенсий в разных странах мира

Во многих странах в  прошлом году было принято решение  увеличить пенсионный возраст –  во Франции и Италии до 67 лет, в  Великобритании – до 68 лет, в Германии до 67 лет и т.д. Но с точки зрения пенсионера важно не когда выйти  на пенсию, а сколько лет он будет  ее получать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пенсионное обеспечение  в разных странах мира

Пенсионное обеспечение  граждан осуществляется в большинстве  стран мира. При этом, если в одних  странах основной упор на государственное  финансирование пенсионной системы, в  других – основу составляют пенсионные накопления самих граждан.

Германия

Основателем первой в мире государственной системы  пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся  канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в  Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»).

Государственная пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Пенсионный возраст в Германии общий для  мужчин и женщин - 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный  характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и  работодатель отчисляют в государственный  пенсионный фонд одинаковый процент, который  в сумме составляет 19,4% от фонда  оплаты труда.

Те, кто работал  на крупных предприятиях, получают еще и производственную пенсию. Такая  пенсия возможна, если на предприятии  создана пенсионная касса по договоренности между профсоюзом и администрацией. Производственная пенсия зависит от прибыли работодателя и стажа  работника. При 10-летнем стаже работник уже может рассчитывать на такой вид пенсии. Производственную пенсию получает примерно половина немецких пенсионеров.

Все государственные  служащие имеют дополнительную пенсию, которая равна пенсии по старости.

Часть работающих участвует  в добровольных профессиональных пенсионных системах и личных планах. Добровольное пенсионное страхование в Германии в страховых компаниях или Пенсионных кассах – оставлено на усмотрение самих граждан, государство лишь готово их стимулировать налоговыми льготами.

 

Франция

Основы современной  системы пенсионного обеспечения  во Франции были заложены после Второй мировой войны. В первые 40 лет  своего существования, система совершенствовалась в сторону распространения социальной защиты на все слои населения и  повышения уровня выплачиваемых  пособий. С конца 80-х годов, после  резкого снижения темпов роста экономики, правительство заговорило о необходимости  реформировать дорогостоящую на его взгляд систему.

После нескольких более  менее успешных попыток, последняя  крупная реформа существующей системы  пенсионного обеспечения была проведена  в середине 2003 года (закон Фийона). Она была направлена на постепенное  выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов.

Так в настоящее  время официальный минимальный  возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения  полной пенсии необходимо иметь общий  трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа  или количества лет, недостающих  до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной  коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.

Закон также окончательно зафиксировал принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен, которые, не учитывая темпов роста производительности труда, отстают от первых.

По своей сути пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты  пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного  населения. Она состоит из значительного  числа режимов и является достаточно сложной: в среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случае многопрофильной  карьеры их число может легко  превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах  «социальными партнерами», то есть представителями  профсоюзов или ассоциаций, как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

Многообразие режимов  позволяет охватить практически  все категории работающего населения  с учетом их пожеланий в области  пенсионного обеспечения. Так, совокупный уровень замещения трудовых доходов  наемных работников (как в частном, так и в госсекторе) достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы  без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент  замещения приблизительно на 10 пунктов. Заметим, что чем уровень заработной платы ниже, тем выше коэффициент  замещения, что связанно с ограничением размера заработной платы, с которой  платятся пенсионные взносы.

Инвалиды, участники  войны, бывшие узники концлагерей, могут выйти на пенсию в 60 лет вне зависимости от трудового стажа с правом получения полной пенсии. Для людей, рано начавших работать, предусмотрена возможность выхода на пенсию с 56 лет, но также при условии значительного трудового стажа (168 кварталов для начавших работать в 16 лет).

 

Великобритания

Пенсионная система  Великобритании - одна из старейших  систем социального страхования  в мире (с 1908 года) и одна из самых  сложных по организации, регулированию  и набору возможностей, предоставленных  будущим пенсионерам. Два раза (по итогам доклада комиссии лорда Уильяма  Бевериджа в 1944 году и реформ 1982-86 гг.) система подвергалась глобальной перестройке. Тип модели системы  назван «англо-саксонским» (иногда такие  системы называют системами Бевериджа).

В британской системе, пенсионеры могут получать выплаты  из трех источников: базовой социальной пенсии и трудовой пенсии («второй» государственной, зависящей от заработка  и стажа) из национальной страховой  схемы, профессиональной пенсионной схемы  и добровольных накоплений.

Основным элементом  Базового уровня является базовая государственная  пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают мужчины  старше 65 лет и женщины старше 60 лет, выплачивавшие необходимое  число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной  величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж. В  зависимости от этого стажа и  определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время  размер базовой государственной  пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к  уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.

Второй обязательный уровень также является распределительным  и финансируется за счет взносов  работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой  на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.

По умолчанию (при  отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной  пенсионной программой, предусматривающей  выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать  в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного  обеспечения.

Государственная пенсионная программа (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS) была создана для того, чтобы обеспечить пенсию, привязанную к заработку, тем, кто не участвовал в профессиональных пенсионных системах. Начиная с 2002 года эта пенсионная программа постепенно заменяется программой «вторая государственная  пенсия» (State Second Pension, S2P), которая должна обеспечить достойный уровень пенсий для лиц с малым доходом  и инвалидов. В среднем коэффициент  замещения, обеспечиваемый обязательными  пенсионными схемами, составляет 47,6%.

Также в Великобритании существует множество различных  способов накопления частных пенсий. Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании  которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных  выплат, т. е. размер выплат соответствует  определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы  с установленным размером взносов  — в них уровень пособий  становится известным только при  фактическом оформлении пенсии и  зависит от размера взносов, инвестиционного  дохода, возраста выхода на пенсию и  т. д.

Дополнительное пенсионное обеспечение  существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров составляет 87%, а для самых бедных — лишь 21%.

 

 

 

Нидерланды

Нидерланды имеют  одну из самых развитых систем пенсионного  обеспечения в Европе. Официальной  датой ее рождения можно считать 1919 год, когда в стране впервые  были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы.

В настоящее время  в стране сформировалась и успешно  действует в течение десятилетий  трехуровневая пенсионная система - государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым (пенсии AOW и ANW), профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит  обязательный характер, и индивидуальное пенсионное обеспечение. При этом профессиональные пенсии охватывают более 90% населения  и обеспечивают примерно 30% от общего размера пенсии голландского пенсионера.

Пенсионный возраст  в Голландии составляет 65 лет, причем как для мужчин, так и для  женщин. По достижении этого возраста любой гражданин приобретает  право на получение базовой государственной  пенсии. Размер этой пенсии, не зависит  ни от продолжительности трудового  стажа, ни от суммы уплаченных в государственный  пенсионный фонд в течение всего  периода трудовой деятельности взносов. В итоге на государственную пенсию в Голландии может рассчитывать любой гражданин страны, достигший  пенсионного возраста, даже домохозяйка. Такой единообразный подход позволяет  охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны. Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому  пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение  трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в разных странах мира