Отношение к семье в современных романтических фильмах. (метод контент-анализа)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Фильмы как продукт человеческой деятельности во многом отражает все ценности и стереотипы своего времени. Они более доступны для каждого человека, чем, например, книги, не отнимают большое количество времени, а поход в кинотеатр – хорошее проведение досуга. Поэтому фильмы и являются не просто отражением современности, но и рычагом осознанного или неосознанного воздействия на массы. По этой причине изучения фильмов и специфики показа феномена семьи в них является актуальным на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
1. Контент-анализ как метод исследования
1.1. История метода 5
1.2. Контент-анализ в социологии 7
2. Контент-анализ отношения к семье в современных романтических фильмах
2.1. Семья и её значимые категории 12
2.2. Представленность семьи в современных романтических фильмах 13
Заключение 20
Список литературы: 23

Работа содержит 1 файл

МиТСИ (Дилекова)3 курс.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

 

2. Контент-анализ отношения к семье в современных романтических фильмах.

2.1. Семья  и её значимые категории

 

Для проведения исследования необходимо выделить общие категории, единицы анализа.

Генеральная совокупность изучаемых источников:

Известные фильмы романтического содержания, которые вышли в прокат в  2010-2011 году. Такой выбор обусловлен тем, что фильмы, широко рекламированные и показанные в кинотеатрах просмотрело наибольшее количество людей.  Целевая аудитория романтических фильмов - это молодые девушки, женщины, а так же семейные пары.

    Выборочная  совокупность:

   Десять 

известных романтических  фильмов, вышедших в 2010 - 2011 году.

Единицы анализа: Семья, родители, дом, дети, муж, жена, воспитание, семейные праздники, брак, измена, ссоры (семейные скандалы).

Единицы счёта: сцены, которые соответствуют единицам анализа, время, затраченное на показ совместной семейной деятельности героев фильма.

2.2. Представленность семьи в современных романтических фильмах.

 Список просмотренных фильмов:

  1. «Помни меня» (англ. Remember Me),2010 год
  2. «Ешь, молись, люби» (англ. Eat, Pray, Love),2010
  3. «Любовь и другие лекарства», 2010
  4. «План Б», 2010
  5. «Доброе утро»,2010
  6. « Лучший друг моего мужа», 2010
  7. « Как знать», 2010
  8. «Больше чем секс», 2011
  9. « Секс в большом городе-2»,2011
  10.   « Не отпускай меня», 2011

 

 

Анализ фильмов:

1.  «Помни меня» (англ. Remember Me)

Общая продолжительность:  1 ч. 52 мин=112 мин.

 

Разговоры о семье:

1. время - 60 мин. => 53% времени в разговорах о семье, родственниках, браке.

2. количество разговоров о семье - 24, всего - 56.   43% разговоров касаются семьи.

Время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с  другом - 67 мин. - 75%, из них конфликтных ситуаций – 37мин. то есть 55% показываются негативные стороны семьи.

 

 

Основные линии 

1. Главный герой Тайлер — беспечный студент, который никак не может найти общий язык с окружающим миром. Он подавлен смертью старшего брата. Отцу, как впрочем, и матери с отчимом, нет до него никакого дела. Т.е. изначально ярко  иллюстрируются сложные взаимоотношения между членами семьи, отчужденность  друг от друга.

2. Любовь: Он влюбляется в дочку полицейского, у которой нет матери  и очень сложные взаимоотношения с отцом.

Замечания.

1. На всём протяжении фильма у героев возникают разные конфликтные ситуации с родными. Каждая встреча в семейном кругу не обходится без конфликтов.

2. Отец Тайлера постоянно занят работой и не находит время для своих детей. Сестрёнка Тайлера сильно переживает. То есть отец ставит на первое место свою работу.

4. Главные конфликты:

1) Между Тайлером и отцом - по поводу того, что отец не уделяет внимание дочери

2) Между девушкой Т. и её отцом из - за того, что отец не хочет понимать, что дочка уже повзрослела.

3) разговор о погибшем  брате Тайлера

Главные конфликты фильма  связаны с семейными отношениями. Семейные конфликты присутствуют на протяжении всего фильма и в основном совпадают с главными темами.

Общие выводы по фильму:

Весь фильм пронизан сложными семейными отношениями между  героями, отсутствием взаимопонимания  и показывают в основном негативные стороны семейной жизни. Пример: Отец невесты Тайлера  ударил её во время очередной ссоры. 

Но к концу фильма герои  обретают взаимопонимание, все конфликты  благополучно разрешаются. Пример: Отец Т. уходит с рабочего места, чтобы  довезти младшую дочь в школу.

2. «Ешь, молись, люби» (англ. Eat, Pray, Love),2010

Общая продолжительность:  2ч.14 мин.=134 мин.

Разговоры о семье:

1. время – 87 мин=> 65% времени разговоры о семье, семейных отношениях, браке.

2. количество разговоров  о работе -39, всего - 72.   54% разговоров  касаются семьи.

Время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с  другом -95 мин. - 70%, из них конфликтных ситуаций – 36мин. то есть 37% показываются негативные стороны семьи.

В данном фильме прослеживаются следующие основные линии:

1. Главная героиня Элизабет Гилберт в один прекрасный день понимает, что живёт совершенно не той жизнью, которой хотела. Она собирает вещи и сбегает от мужа, оставив позади 8 лет брака. Уже в начале фильма показывается разочарование в семейной жизни, лёгкость расставания с супружескими взаимоотношениями.

2.Любовь: В начале фильма она влюбляется в молодого актёра, с которым у неё не получаются какие либо отношения.

В конце фильма она встречает  бразильца Филипа.

Замечания.

1. 30 минут фильма то есть 22 % показываются сложности развода, скандалы и ссоры главной героини с бывшим супругом.

2. Спустя несколько дней после развода Элизабет начинает новые отношения. Это показывает безответственное отношение к своему браку.

3. Супруги прожили 8 лет  в браке и не имеют детей.  Здесь выражается отношение современных  людей к репродуктивной функции  семьи.

 

Главные конфликты:

1) между Элизабет и мужем по поводу развода.

2) Между Элизабет и её молодым человеком из за отсутствия взаимопонимания

3) спор подруг по поводу того, нужно ли заводить детей.

4) ближе к концу фильма - любовный конфликт

Общие выводы по фильму.

Весь фильм главная  героиня находится в духовном поиске.

 В начале фильма  показывается «лёгкое», безответственное  отношение к браку Пример: в  одном из разговоров с лучшей  подругой она заявила , что семья нужна лишь для того, чтобы «бегать по гипермаркету, раскупая всё подряд, изображая счастливую семью». Героиня не хочет заводить детей, для своих 35 лет она сильно мечтательна. « Завести ребёнка - как сделать татуировку на лице - это всерьёз и надолго».

 В данном фильме  есть и позитивные высказывания о  семье: « Единственное, что прочно - семья», «Человек не может без семьи, ему всегда надо знать, что где-то его ждут родные», « В чем же смысл жизни, если не в детях», « Человек без родных как птица без свободы».

По такому принципу были проанализированы все вышеперечисленные  фильмы.

 

 

 

 

Фильм

Разговоры о семье от длит. Фильма %

Время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с  другом от общей длительности фильма %

 

2010

     
  1. Помни меня

53

 

75%

Из них конфликтных  ситуаций-55%

 
  1. Ешь, молись и люби

65

70%

из них конфликтных  ситуаций –37%

 
  1. Любовь и другие лекарства

32

12%

Из них конфликтных  ситуаций 5%

 
  1. План Б

78

82%

Из них конфликтных  ситуаций 53%

 
  1. Доброе утро

54

15%

Из них конфликтных  ситуаций 3%

 
  1. Лучший друг моего мужа

85

89%

Из них конфликтных  ситуаций -63%

 
  1. Как знать

43

57%

Из них конфликтных  ситуаций -18%

 

Среднее:

57,7

57,4

Из них конфликтных  ситуаций -33,4

57,55

2011

   

 

1 .Больше чем секс

67

56%

Из них конфликтных  ситуаций – 14%

 

 

 

2. Не отпускай меня 

78

82 %

Из них конфликтных  ситуаций – 45%

 
  1. Секс в большом городе

42

14%

Из них конфликтных 1%

 

Среднее

62,3

50,7

Из них конфликтных  ситуаций- 20

56,5

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблемы современной  семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья - один из основных и значимых социальных институтов. В современном обществе формируются другие семейные ценности, меняется отношения к функциям семьи. Семья как социальный институт переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения "демографическая катастрофа", "семья скоро отомрет", призывы "спасите семью".

 На формирование человеческих  ценностей, взглядов, стереотипов  всегда огромное влияние оказывало  и оказывает телевидение. В  своей работе я предприняла  попытку изучить представленность  семьи в современных романтических фильмах с помощью метода контент –анализа.

В основном у героев проанализированных мною фильмов  показывается «лёгкое», безответственное отношение к браку, к семье. Образ мужчин зачастую показывается как некий образ «бабника», который  ведет несерьёзную жизнь, редко  задумывается о создании семьи, ищет лёгких отношений. Пример: Герой фильма «Любовь и другие лекарства» ему уже 34 года а браке он не задумывается, для него «семья - это добровольное заключение в тюрьму».  Женщины не хотят заводить детей, мечтают лишь о карьерном росте и романтических отношениях. Пример: Героиня фильма «Ешь, молись и люби» не хочет заводить детей, для своих  35 лет она сильно мечтательна. Она говорит, что «Завести ребёнка - как сделать татуировку на лице - это всерьёз и надолго, а я к этому ещё не готова». Исключением является лишь героиня фильма «План Б», которая, наоборот, мечтает завести ребёнка. Но тут стоит отметить, что героине уже 36 лет и она одинока, для неё ребёнок это «средство борьбы с одиночеством в старости».

Если у героев фильма есть родители, то сюжетная линия в основном построена так, что у детей  и родителей отсутствует взаимопонимание. Они проводят мало времени вместе, у них возникают частые ссоры, родители не интересуются делами своих детей. Пример: герои фильма «Помни меня» тут сложные отношения между главным героем Тайлором и отцом, они перестали понимать друг друга после смерти брата Тайлора. Так же обостренные отношения между отцом Тайлора и сестрой. Девочка нуждается в внимании отца, но отец думает только о работе и редко навещает дочь.

В проанализированных мною фильмах на первое место у героев ставится карьера, материальная обеспеченность. В данных фильмах  практически  не  показываются крепкие браки, в основном герои не довольны своей  семейной жизнью, разводятся, ссорятся, проводят мало времени вместе. Я  посчитала время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с другом в фильмах в процентном соотношении от общей продолжительности фильма, среднее время из всех 10 фильмов - 54,05%, из них конфликтных ситуаций –26,7 % то есть больше половины времени, которые они проводят  вместе герои данных фильмов выясняют отношения, ссорятся.

В некоторых фильмах показывается насилие в семье. Пример: В фильме «Помни меня» отец - полицейский  главной героини ударил её во время  семейной разборки.

Так как фильмы являются не просто отражением современности, но и рычагом осознанного или неосознанного воздействия на массы, можно прийти к выводу, что современные фильмы оказывают ту или иную роль на формирование семейных ценностей. Исходя из анализа данных фильмов, можно сказать, что семья представлена не в лучшем свете, отсутствует понятие крепкого брака, идеальной семьи. Герои относятся к своим семейным отношениям несерьёзно, а порой даже безответственно. Брачные узы легко разрушаются, показывается отсутствие взаимопонимания между родными, герои часто ссорятся, а карьера играет более значимую роль, чем семья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. В.И. Добренькое, А.И. Кравченко. Методы социологического исследования. М.-2004
  2. Андреенков В.Г., Маслова О.М. Методы сбора социологической информации: Метод, пособие. М., 1995.
  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2000.
  1. http://society.polbu.ru/tatarova_sociology/ch15_all.html

start="5"

 Манаев О.Т. Контент-анализ - описание метода // http://psyfactor.org/lib/kontent.htm

  1. Онлайн энциклопедия кругосвет. Гуманитарные науки: Лингвистика. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/KONTENT-ANALIZ.html

  1. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/54350

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отношение к семье в современных романтических фильмах. (метод контент-анализа)