Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Фильмы как продукт человеческой деятельности во многом отражает все ценности и стереотипы своего времени. Они более доступны для каждого человека, чем, например, книги, не отнимают большое количество времени, а поход в кинотеатр – хорошее проведение досуга. Поэтому фильмы и являются не просто отражением современности, но и рычагом осознанного или неосознанного воздействия на массы. По этой причине изучения фильмов и специфики показа феномена семьи в них является актуальным на сегодняшний день.
Введение 3
1. Контент-анализ как метод исследования
1.1. История метода 5
1.2. Контент-анализ в социологии 7
2. Контент-анализ отношения к семье в современных романтических фильмах
2.1. Семья и её значимые категории 12
2.2. Представленность семьи в современных романтических фильмах 13
Заключение 20
Список литературы: 23
Для проведения исследования необходимо выделить общие категории, единицы анализа.
Генеральная совокупность изучаемых источников:
Известные фильмы романтического содержания, которые вышли в прокат в 2010-2011 году. Такой выбор обусловлен тем, что фильмы, широко рекламированные и показанные в кинотеатрах просмотрело наибольшее количество людей. Целевая аудитория романтических фильмов - это молодые девушки, женщины, а так же семейные пары.
Выборочная совокупность:
Десять
известных романтических фильмов, вышедших в 2010 - 2011 году.
Единицы анализа: Семья, родители, дом, дети, муж, жена, воспитание, семейные праздники, брак, измена, ссоры (семейные скандалы).
Единицы счёта: сцены, которые соответствуют единицам анализа, время, затраченное на показ совместной семейной деятельности героев фильма.
Список просмотренных фильмов:
Анализ фильмов:
1. «Помни меня» (англ. Remember Me)
Разговоры о семье:
1. время - 60 мин. => 53% времени в разговорах о семье, родственниках, браке.
2. количество разговоров о семье - 24, всего - 56. 43% разговоров касаются семьи.
Время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с другом - 67 мин. - 75%, из них конфликтных ситуаций – 37мин. то есть 55% показываются негативные стороны семьи.
Основные линии
1. Главный герой Тайлер — беспечный студент, который никак не может найти общий язык с окружающим миром. Он подавлен смертью старшего брата. Отцу, как впрочем, и матери с отчимом, нет до него никакого дела. Т.е. изначально ярко иллюстрируются сложные взаимоотношения между членами семьи, отчужденность друг от друга.
2. Любовь: Он влюбляется в дочку полицейского, у которой нет матери и очень сложные взаимоотношения с отцом.
Замечания.
1. На всём протяжении фильма у героев возникают разные конфликтные ситуации с родными. Каждая встреча в семейном кругу не обходится без конфликтов.
2. Отец Тайлера постоянно занят работой и не находит время для своих детей. Сестрёнка Тайлера сильно переживает. То есть отец ставит на первое место свою работу.
4. Главные конфликты:
1) Между Тайлером и отцом - по поводу того, что отец не уделяет внимание дочери
2) Между девушкой Т. и её отцом из - за того, что отец не хочет понимать, что дочка уже повзрослела.
3) разговор о погибшем брате Тайлера
Главные конфликты фильма
связаны с семейными
Общие выводы по фильму:
Весь фильм пронизан сложными семейными отношениями между героями, отсутствием взаимопонимания и показывают в основном негативные стороны семейной жизни. Пример: Отец невесты Тайлера ударил её во время очередной ссоры.
Но к концу фильма герои обретают взаимопонимание, все конфликты благополучно разрешаются. Пример: Отец Т. уходит с рабочего места, чтобы довезти младшую дочь в школу.
2. «Ешь, молись, люби» (англ. Eat, Pray, Love),2010
Общая продолжительность: 2ч.14 мин.=134 мин.
Разговоры о семье:
1. время – 87 мин=> 65% времени разговоры о семье, семейных отношениях, браке.
2. количество разговоров о работе -39, всего - 72. 54% разговоров касаются семьи.
Время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с другом -95 мин. - 70%, из них конфликтных ситуаций – 36мин. то есть 37% показываются негативные стороны семьи.
В данном фильме прослеживаются следующие основные линии:
1. Главная героиня Элизабет Гилберт в один прекрасный день понимает, что живёт совершенно не той жизнью, которой хотела. Она собирает вещи и сбегает от мужа, оставив позади 8 лет брака. Уже в начале фильма показывается разочарование в семейной жизни, лёгкость расставания с супружескими взаимоотношениями.
2.Любовь: В начале фильма она влюбляется в молодого актёра, с которым у неё не получаются какие либо отношения.
В конце фильма она встречает бразильца Филипа.
Замечания.
1. 30 минут фильма то есть 22 % показываются сложности развода, скандалы и ссоры главной героини с бывшим супругом.
2. Спустя несколько дней после развода Элизабет начинает новые отношения. Это показывает безответственное отношение к своему браку.
3. Супруги прожили 8 лет
в браке и не имеют детей.
Здесь выражается отношение
Главные конфликты:
1) между Элизабет и мужем по поводу развода.
2) Между Элизабет и её молодым человеком из за отсутствия взаимопонимания
3) спор подруг по поводу того, нужно ли заводить детей.
4) ближе к концу фильма - любовный конфликт
Общие выводы по фильму.
Весь фильм главная героиня находится в духовном поиске.
В начале фильма показывается «лёгкое», безответственное отношение к браку Пример: в одном из разговоров с лучшей подругой она заявила , что семья нужна лишь для того, чтобы «бегать по гипермаркету, раскупая всё подряд, изображая счастливую семью». Героиня не хочет заводить детей, для своих 35 лет она сильно мечтательна. « Завести ребёнка - как сделать татуировку на лице - это всерьёз и надолго».
В данном фильме есть и позитивные высказывания о семье: « Единственное, что прочно - семья», «Человек не может без семьи, ему всегда надо знать, что где-то его ждут родные», « В чем же смысл жизни, если не в детях», « Человек без родных как птица без свободы».
По такому принципу были проанализированы все вышеперечисленные фильмы.
Фильм |
Разговоры о семье от длит. Фильма % |
Время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с другом от общей длительности фильма % |
|
2010 |
|||
|
53
|
75% Из них конфликтных ситуаций-55% |
|
|
65 |
70% из них конфликтных ситуаций –37% |
|
|
32 |
12% Из них конфликтных ситуаций 5% |
|
|
78 |
82% Из них конфликтных ситуаций 53% |
|
|
54 |
15% Из них конфликтных ситуаций 3% |
|
|
85 |
89% Из них конфликтных ситуаций -63% |
|
|
43 |
57% Из них конфликтных ситуаций -18% |
|
Среднее: |
57,7 |
57,4 Из них конфликтных ситуаций -33,4 |
57,55 |
2011 |
| ||
1 .Больше чем секс |
67 |
56% Из них конфликтных ситуаций – 14% |
|
2. Не отпускай меня |
78 |
82 % Из них конфликтных ситуаций – 45% |
|
|
42 |
14% Из них конфликтных 1% |
|
Среднее |
62,3 |
50,7 Из них конфликтных ситуаций- 20 |
56,5 |
Заключение.
Проблемы современной
семьи относятся к числу
На формирование человеческих
ценностей, взглядов, стереотипов
всегда огромное влияние
В основном у героев проанализированных мною фильмов показывается «лёгкое», безответственное отношение к браку, к семье. Образ мужчин зачастую показывается как некий образ «бабника», который ведет несерьёзную жизнь, редко задумывается о создании семьи, ищет лёгких отношений. Пример: Герой фильма «Любовь и другие лекарства» ему уже 34 года а браке он не задумывается, для него «семья - это добровольное заключение в тюрьму». Женщины не хотят заводить детей, мечтают лишь о карьерном росте и романтических отношениях. Пример: Героиня фильма «Ешь, молись и люби» не хочет заводить детей, для своих 35 лет она сильно мечтательна. Она говорит, что «Завести ребёнка - как сделать татуировку на лице - это всерьёз и надолго, а я к этому ещё не готова». Исключением является лишь героиня фильма «План Б», которая, наоборот, мечтает завести ребёнка. Но тут стоит отметить, что героине уже 36 лет и она одинока, для неё ребёнок это «средство борьбы с одиночеством в старости».
Если у героев фильма есть
родители, то сюжетная линия в основном
построена так, что у детей
и родителей отсутствует
В проанализированных мною фильмах на первое место у героев ставится карьера, материальная обеспеченность. В данных фильмах практически не показываются крепкие браки, в основном герои не довольны своей семейной жизнью, разводятся, ссорятся, проводят мало времени вместе. Я посчитала время показа семьи, семейных мероприятий, бесед родных друг с другом в фильмах в процентном соотношении от общей продолжительности фильма, среднее время из всех 10 фильмов - 54,05%, из них конфликтных ситуаций –26,7 % то есть больше половины времени, которые они проводят вместе герои данных фильмов выясняют отношения, ссорятся.
В некоторых фильмах показывается насилие в семье. Пример: В фильме «Помни меня» отец - полицейский главной героини ударил её во время семейной разборки.
Так как фильмы являются не просто отражением современности, но и рычагом осознанного или неосознанного воздействия на массы, можно прийти к выводу, что современные фильмы оказывают ту или иную роль на формирование семейных ценностей. Исходя из анализа данных фильмов, можно сказать, что семья представлена не в лучшем свете, отсутствует понятие крепкого брака, идеальной семьи. Герои относятся к своим семейным отношениям несерьёзно, а порой даже безответственно. Брачные узы легко разрушаются, показывается отсутствие взаимопонимания между родными, герои часто ссорятся, а карьера играет более значимую роль, чем семья.
Список литературы:
Манаев О.Т. Контент-анализ
- описание метода // http://psyfactor.org/lib/
Информация о работе Отношение к семье в современных романтических фильмах. (метод контент-анализа)