Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:10, курсовая работа
Фильмы как продукт человеческой деятельности во многом отражает все ценности и стереотипы своего времени. Они более доступны для каждого человека, чем, например, книги, не отнимают большое количество времени, а поход в кинотеатр – хорошее проведение досуга. Поэтому фильмы и являются не просто отражением современности, но и рычагом осознанного или неосознанного воздействия на массы. По этой причине изучения фильмов и специфики показа феномена семьи в них является актуальным на сегодняшний день.
Введение 3
1. Контент-анализ как метод исследования
1.1. История метода 5
1.2. Контент-анализ в социологии 7
2. Контент-анализ отношения к семье в современных романтических фильмах
2.1. Семья и её значимые категории 12
2.2. Представленность семьи в современных романтических фильмах 13
Заключение 20
Список литературы: 23
Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет (Сибстрин)
Кафедра социологии, педагогики и психологии
Курсовой проект
Отношение к семье в современных романтических фильмах.
(метод контент-анализа)
Выполнила: студентка гр. 300
Дилекова С.Д.
Проверила: Насырова О.О.
Содержание:
Введение 3
1. Контент-анализ как метод исследования
1.1. История метода 5
1.2. Контент-анализ в социологии 7
2. Контент-анализ отношения к семье в современных романтических фильмах
2.1. Семья и её значимые категории 12
2.2. Представленность семьи в современных романтических фильмах 13
Заключение 20
Список литературы: 23
В настоящее время в нашем обществе происходит полная перемена отношения к семье, смена семейных отношений, функций семьи. Во все времена семья фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и играет большую роль в социализации личности. Семья как « ячейка общества» на протяжении бесчисленного числа лет являлась центральной, основополагающей составляющей любого общества. В настоящее время можно наблюдать резкое понижение значимости семьи для каждого отдельного человека и общества в целом. Стремление к карьере, успешности, конкурентоспособности, коммуникабельности ставит на первое место именно продвижение себя. Многие считают, что у них не хватает времени, возможности, сил создавать семьи.
Фильмы как продукт человеческой деятельности во многом отражает все ценности и стереотипы своего времени. Они более доступны для каждого человека, чем, например, книги, не отнимают большое количество времени, а поход в кинотеатр – хорошее проведение досуга. Поэтому фильмы и являются не просто отражением современности, но и рычагом осознанного или неосознанного воздействия на массы. По этой причине изучения фильмов и специфики показа феномена семьи в них является актуальным на сегодняшний день.
Объект моей работы: Семья
Предмет: отношение к семье в современных романтических фильмах.
Цель работы: исследовать отношение к семье в современных романтических фильмах методом контент - анализа.
Задачи:
Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет). [1]
Исторически контент-анализ – наиболее ранний систематический подход к изучению текста. Самый первый упоминаемый в литературе контент-аналитический опыт (прикладная цель которого выглядит очень узнаваемой) – это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия и определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенных церковью текстами «моравских братьев». В конце XIX – начале XX вв. в США появились первые контент-аналитические исследования текстов массовой информации. Их мотивация была следующая: авторы задавались целью продемонстрировать прискорбное «пожелтение» тогдашней нью-йоркской прессы. В 1930–1940-х годах были выполнены исследования, признаваемые ныне классикой контент-анализа, прежде всего работы Г.Лассуэлла, деятельность которого продолжалась и в послевоенные годы. Во время Второй мировой войны имел место самый, пожалуй, знаменитый эпизод в истории контент-анализа – это предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.
Начиная с 1950-х годов, контент-анализ как исследовательский метод активно используется практически во всех науках, так или иначе практикующих анализ текстовых источников – в теории массовой коммуникации, в социологии, политологии, истории и источниковедении, в культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, психологии и психиатрии. Разнообразие конкретных проектов, реализованных за примерно 70-летнюю историю интенсивного использования контент-анализа, очень велико. Среди интересных проектов, выполненных за последние годы в России, можно назвать исследование образов и метафор, использовавшихся в 1996–1997 в ходе развернутой тогда в российской прессе дискуссии о национальной идее, а также выполненный в тот же период анализ текстов левонационалистической оппозиции. Локальные контент-аналитические проекты периодически реализуются в ходе различного рода социологических мониторингов – общенациональных и региональных.
Наиболее широкое
Тем не менее, контент-анализ действительно занимает среди аналитических методов особое место в силу того, что является среди них самым технологичным и в силу этого в наибольшей степени подходящим для систематического мониторинга больших информационных потоков. Помимо этого, контент-анализ достаточно гибок для того, чтобы в его рамки мог быть успешно «вписан» весьма разнообразный круг конкретных типов исследований. Наконец, будучи в основе своей количественным методом (хотя и содержащим немалую качественную составляющую), контент-анализ в определенной степени поддается формализации и компьютеризации. [7]
1.2. Контент-анализ в социологии
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens содержание) – исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности (в частности, источника текста сообщения).
В настоящее время контент-анализ используется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии, исторических исследованиях, этнографии, лингвистике, литературоведении, наукометрии. В социологических исследованиях контент-анализ пользуется для анализа содержания текстов различного характера: материалов средств массовой информации (газет, радио, телевидения), средств массовой устной пропаганды (лекций и др.), писем граждан в органы социального управления, протоколов собраний общественных организаций, решений органов управления, различного рода служебных документов (характеристик и др.), текстов неформализованного интервью.
Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.
Центральным элементом контент-анализа является логическая модель предмета анализа, в которой выделяются три элемента: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) измерения.
Категориальная модель предмета анализа включает параметры и категории анализа, отражающие релевантные целям исследования признаки объекта исследования и их аспекты. При этом признаку объекта исследования соответствует отражающее его понятие параметр исследования, а значению признака – категория анализа. Каждый параметр анализа может быть представлен в виде набора (или системы, если учитывается характер взаимосвязей между аспектами признака) категорий анализа. Категориальная модель исследования задается в виде кода-передачи параметров и категорий анализа. В инструкции кодировщику содержится словесное описание параметров и категорий анализа, представляющее собой "поисковый образ" элементов категориальной модели.
Признак и значение признака объекта исследования могут проявляться с определенной интенсивностью. Единицей, измеряющей интенсивность проявления признака и его значения, являются единицы анализа.
В качестве единиц анализа могут использоваться: понятие (термин "имя", знак), тема, характер (герой), сообщение, суждение, ситуация, действие.
Категории и единицы анализа – это конструктивные объекты, содержание которых определяется в рамках соответствующей научной дисциплины (выбор категорий и единиц анализа непосредственно связан с конкретной предметной областью исследования и находит в ней свое обоснование).
Поскольку всеобщими признаками любого текста являются протяженность и дискретность, то в контент-анализе используются два типа количественных мер (единиц измерения): единицы протяженности (например, объем текста в квадратных сантиметрах, минутах эфирного времени и др.) и единицы частоты - единичное присутствие элемента содержания текста.
Совместное использование категорий и единиц анализа в рамках кодировочной процедуры непосредственно обеспечивает процесс измерения в контент-анализе. Смысл кодировочной процедуры состоит в идентифицировании "поисковых образов" категорий анализа с элементами содержания текста, при этом идентификация происходит в рамках соответствующей единицы анализа. После идентификации проводится количественная часть измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или факт его присутствия).
Процедура исследования, основанная на технике контент-анализа, состоит из l8 операций (от разработки программы исследования до первичного анализа полученной аналитической информации) и включает специальные приемы, связанные с обеспечением надежности проведения отдельных операций (устойчивости кодирования, устойчивости системы категорий, устойчивости разбиения текста на единицы анализа и др.).
Кодировочная процедура может быть осуществлена специально обученными кодировщиками или на ЭВМ на основе специальных тематических словарей.
Одним из существенных моментов в развитии техники контент-анализа являются междисциплинарные связи. Можно выделить два источника, из которых возможно заимствование элементов техники: дисциплины, непосредственно связанные с изучением текстов как продуктов деятельности человека, и дисциплины, в рамках которых разрабатывается значение, имеющее общеметодический характер.
Для анализа содержания текста
в рамках перечисленных дисциплин
часто используется одинаковая техника.
Это обусловлено тем, что эти
науки связаны с исследованием
коммуникационных процессов в обществе.
Следовательно, сама возможность междисциплинарных
связей здесь лежит в единстве
объекта, который часто предстает
в этих дисциплинах не в виде отдельных
элементов социальной системы, а
виде отдельных видов
Еще один тип междисциплинарных
связей касается использования достижения
дисциплин, не объединенных с социологией
общностью объекта
На развитие техники контент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологического исследования. Особенно следует отметить значение связи контент-анализа с техникой наблюдения. По существу техника формализованного наблюдения ничем не отличается от техники контент-анализа. Однако многие достижения этой техники, например, членение текста поведения на единицы анализа, формы записи, еще не вошли в арсенал контент-анализа.
В свою очередь техника контент-анализа может оказывать влияние на методику социологических исследований. Наиболее широко известен один способ такого употребления техники контент-анализа – это анализ открытых вопросов анкет и интервью.
Контент-анализ является одним из каналов проникновения лингвистических методов в социологическое исследование. Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередь необходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежность полевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степени адекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания как самих опросных листов, так и ответов респондентов, что требует использования техники контент-анализа.[3]
Информация о работе Отношение к семье в современных романтических фильмах. (метод контент-анализа)