Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:56, реферат
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации подростка и рассмотреть особенности подростковой субкультуры как фактора социализации личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития подростка;
2. Раскрыть сущность процесса социализации;
3. Выявить специфику подростковой субкультуры;
4. Исследовать особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка
1.1 Особенности развития подростка
1.2 Процесс социализации как явление
Глава II. Социализация личности подростка средствами подростковой субкультуры
2.1 Специфика формирования подростковой субкультуры
2.2 Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка
Заключение
Библиография
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Самарский государственный
университет»
факультет «Социальная
педагогика»
«Особенности влияния
подростковой субкультуры на социализацию
личности»
Курсовая работа
студента факультета
Научный руководитель:
кандидат педагогических
наук, доцент
САМАРА 2011
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические
основы проблемы социализации личности
подростка
1.1 Особенности развития
подростка
1.2 Процесс социализации
как явление
Глава II. Социализация
личности подростка средствами подростковой
субкультуры
2.1 Специфика формирования
подростковой субкультуры
2.2 Особенности влияния
подростковой субкультуры на
социализацию личности
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность исследования.
Перспективы развития культуры определяются
духовным потенциалом молодого поколения.
Общество, озабоченное своим будущим,
одной из важнейших своих задач
видит формирование культуры личности
ребенка.
Подростковый возраст
- самый трудный и сложный из
всех детских возрастов. Его еще
называют переходным, потому что в
течение этого периода
Представления о
роли подростковой субкультуры в
современной культуре противоречивы.
Это связано с отсутствием
постановки вопроса о теоретических
основаниях подростковой субкультуры.
Подростковая субкультура имеет
множество связей с культурой
взрослых. Очевидно, что невнимание
к подростковой субкультуре, к состоянию
межличностных отношений
Подростковая возрастная
группа рассматривается как особая
субкультура современного общества,
в которой выделяются ценностные
предпочтения, склонности, своеобразный
характер социализации, идентификации
в системе современной
Актуальность курсовой
работы обусловлена тем, что в
условиях трансформации современного
общества возник ряд сложных социальных
проблем: распад семей, рост количества
неблагополучных семей, снижение рождаемости,
рост численности беспризорных детей,
преступность, алкоголизм и наркомания
среди подростков, падение нравственности.
Все это вызывает серьезную озабоченность
и беспокойство школы, семьи, социальных
учреждений и широкой общественности.
Объект исследования:
социализация подростка.
Предмет исследования:
подростковая субкультура как фактор
социализации личности.
Цель исследования:
теоретически обосновать проблему социализации
подростка и рассмотреть
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности
развития подростка;
2. Раскрыть сущность
процесса социализации;
3. Выявить специфику
подростковой субкультуры;
4. Исследовать особенности
влияния подростковой
Глава I. Теоретические
основы проблемы социализации
личности подростка
1.1 Особенности развития
подростка
Подростковый возраст
-- это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый
возраст называют переходным возрастом,
потому что в течение этого
периода происходит своеобразный переход
от детского к взрослому состоянию,
от незрелости к зрелости. В этом
смысле подросток -- полуребенок и
полувзрослый: детство уже ушло,
но зрелость еще не наступила. Переход
от детства к взрослости пронизывает
все стороны развития подростка
и его анатомо-физиологическое, и
интеллектуальное, и нравственное развитие,
и все виды его деятельности: учебную,
трудовую и игровую.
В подростковом возрасте
серьезно изменяются условия жизни
и деятельности школьника, что приводит
к перестройке психики, ломке
старых, сложившихся форм взаимоотношений
с людьми. Школьники переходят
к систематическому изучению основ
наук. А это требует от их психической
деятельности более высокого уровня:
глубоких обобщений и доказательств,
понимания более сложных и
абстрактных отношений между
объектами, формирования отвлеченных
понятий. У школьника существенно
меняется его общественная позиция,
его положение в коллективе. Ученик
начинает играть значительно большую
роль в школе и семье, ему начинают
предъявляться более серьезные
требования со стороны общества и
коллектива, со стороны взрослых.
Анатомо-физиологическая
перестройка организма. В подростковом
возрасте происходит существенная перестройка
всего организма подростка, которая
отражается и в некоторых психологических
особенностях. Это период бурного
и в то же время неравномерного
физического развития, когда происходит
усиленный рост тела совершенствуется
мускульный аппарат, идет интенсивный
процесс окостенения скелета.
У подростков может
наблюдаться повышенная возбудимость,
раздражительность, вспыльчивость, которые
иногда выражаются в склонности к
бурным и резким реакциям типа аффектов.
Нервная система подростка еще
не всегда способна выдерживать сильные
или длительно действующие
Конечно, отсюда не следует
делать вывод, что подростковый возраст
-- это какой-то «инвалидный» возраст,
что к подростку должно быть какое-то
особенно бережное отношение. Наоборот,
подростковый возраст -- это возраст
кипучей энергии, активности. Но учитывать
указанные возрастные особенности
при организации учебно-
Самый важный факт физического
развития подростков -- половое созревание,
начало функционирования половых желез.
Начало полового созревания в большой
степени зависит от национально-этнографических
и климатических факторов, а также
от особенностей индивидуальной жизни
(состояние здоровья, перенесенные
болезни, питание, режим труда и
отдыха, окружающая обстановка и т.д.).
Большинство мальчиков
Перестройка учебной
деятельности. В подростковом возрасте
существенно перестраивается
Расширение связей
с окружающим миром, широкое всепоглощающее
общение со сверстниками, личные интересы
и увлечения также часто
Наиболее существенную
роль в формировании положительного
отношения подростков к учению, как
показали исследования, играют идейно-научная
содержательность учебного материала,
его связь с жизнью и практикой,
проблемный и эмоциональный характер
изложения, организация поисковой
познавательной деятельности, дающей
учащимся возможность переживать радость
самостоятельных открытий, вооружение
подростков рациональными приемами
учебной работы, являющимися предпосылкой
для достижения успеха.
Развитие мышления.
В процессе учения очень заметно
совершенствуется мышление подростка.
Содержание и логика изучаемых в
школе предметов, изменение характера
и форм учебной деятельности формируют
и развивают у него способность
активно, самостоятельно мыслить, рассуждать,
сравнивать, делать глубокие обобщения
и выводы. Доверие учителя к
умственным возможностям подростка
как нельзя больше соответствует
возрастным особенностям его личности.
Основная особенность
мыслительной деятельности подростка
-- нарастающая с каждым годом
способность к абстрактному мышлению,
изменение соотношения между
конкретно-образным и абстрактным
мышлением. Наглядные компоненты мышления
не исчезают, а сохраняются и развиваются,
продолжая играть существенную роль
в общей структуре мышления. Поэтому
при однообразии, односторонности
или ограниченности наглядного опыта
тормозится вычленение абстрактных
существенных признаков объекта.
Развитие наблюдательности,
памяти, внимания. В процессе учения
подросток приобретает
Существенные изменения
в подростковом возрасте претерпевают
память и внимание. Развитие идет по
пути усиления их произвольности. Нарастает
умение организовывать и контролировать
свое внимание, процессы памяти, управлять
ими. Память и внимание постепенно приобретают
характер организованных, регулируемых
и управляемых процессов.
В подростковом возрасте
замечается значительный прогресс в
запоминании словесного и абстрактного
материала. Умение организовать мыслительную
работу по запоминанию определенного
материала, умение использовать специальные
способы запоминания развито
у подростков в гораздо большей
степени, чем у младших школьников.
Развитие внимания
отличается известной противоречивостью:
с одной стороны, в подростковом
возрасте формируется устойчивое, произвольное
внимание, с другой -- обилие впечатлений,
переживаний, бурная активность и импульсивность
подростка часто приводят к неустойчивости
внимания, его быстрой отвлекаемости.
Невнимательный и рассеянный на одном
уроке («нелюбимом»), ученик может собранно,
сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь,
работать на другом («любимом») уроке.
Труд подростка. Как
правило, подростки очень охотно
трудятся. Во-первых, в этом выражается
такая яркая возрастная черта, как
активность подростков. Во-вторых, в
серьезном труде они получают
возможность реализовать
Труд дает возможность
формировать у подростков навыки
самостоятельного планирования, что
непосредственно связано с
В коллективном общественно
полезном труде у подростков формируются
ценные качества личности: целеустремленность,
коллективизм, настойчивость, трудолюбие,
инициативность. В процессе труда
у подростков рождаются новые
чувства: радость за свой труд, гордость
за созданное, чувство удовлетворения
от трудовых достижений.
Информация о работе Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности