Особенности социальной адаптации детей-сирот с ЗПР в условиях детского дома-школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:59, лекция

Описание работы

На сегодня вопрос обучения и воспитания детей-сирот в условиях интернатного учреждения является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики. И если вопросы организации воспитательно-образовательного процесса для детей без выраженных отклонений в развитии в интернатных учреждениях общего типа являются предметом широкого, имеющего давнюю историю научного изучения и осмысления, то вопросы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в учреждениях данного типа еще требуют своей научной и методической разработки. Постановка данной проблемы предопределена непреходящей потребностью практики в разработке адекватных и эффективных педагогических технологий.

Работа содержит 1 файл

технологии 2.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
 

Особенности социальной адаптации детей-сирот с ЗПР  
    
в условиях детского дома-школы 

На сегодня вопрос обучения и воспитания детей-сирот в условиях интернатного учреждения является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики. И если вопросы организации воспитательно-образовательного процесса для детей без выраженных отклонений в развитии в интернатных учреждениях общего типа являются предметом широкого, имеющего давнюю историю научного изучения и осмысления, то вопросы интегрированного воспитания и обучения детей с ЗПР в учреждениях данного типа еще требуют своей научной и методической разработки. Постановка данной проблемы предопределена непреходящей потребностью практики в разработке адекватных и эффективных педагогических технологий.

Наблюдения за детьми-сиротами при их поступлении в детский дом-школу и в период первого года пребывания в новом для них заведении позволили выявить различные типы реакций ребенка на факт помещения его в конкретные жизненные условия. Часть воспитанников (17%) очень переживали разлуку с дошкольным детским домом или семьей: некоторые плакали по ночам, просили, чтобы их отвезли обратно, не хотели общаться с одноклассниками, заявляя, что они "все равно уедут к себе домой". У большинства детей (37%) отмечалась повышенная возбудимость, моторная расторможенность, их настроение менялось без видимых причин (слезы и гнев чередовались с улыбками и смехом). Другие (15 %) были абсолютно безразличны к перемене их жизни, не проявляя заметного интереса к сверстникам, сторонились педагогов, настороженно относились к обследованиям, особенно медицинским. Отдельные дети (31%) с самого начала выделялись нежеланием сидеть за партой, были агрессивны к одноклассникам, провоцировали конфликты с педагогами, сквернословили, отказывались выполнять распорядок дня. В ряде случаев наблюдалось чередование типов реакций у детей в течение исследования.  
 
    Практически все дети-сироты с задержкой психического развития испытывают серьезные проблемы в адаптации к условиям интернатного учреждения. Трудности в адаптации, безусловно, связаны с психологическими и церебро-органическими особенностями таких детей, но не меньшее значение, по нашему мнению, с особенностями индивидуальной истории жизни ребенка.  
     Первый из них – "фактор этапности учреждения": Для 45% детей школа-интернат оказалась третьим, четвертым, а то и пятым учреждением, где они проживали. Это и дома ребенка, больницы, дошкольные детские дома, психоневрологические санатории и тому подобное. Причина такого положения, во-первых, в отсутствии преемственности в работе различных звеньев современного общественного воспитания детей-сирот, обусловленной принадлежностью учреждений к различным ведомствам, и, во-вторых, зачастую в низком уровне диагностического отбора детей при комплектовании дошкольных и школьных учреждений интернатного типа. Дети-сироты с неярко выраженными интеллектуальными аномалиями необоснованно часто меняют социальные учреждения, при этом условия обучения и воспитания в которых рассчитаны главным образом на интеллектуально-сохранных детей. Все это в совокупности порождает психолого-педагогические проблемы: нарушаются налаженные связи общения, установившиеся эмоциональные отношения со сверстниками и взрослыми, появляются элементы безразличия к окружающим, формируется своеобразная позиция "бездомного ребенка".  
 
   Второй фактор – "фактор родительского присутствия": подавляющее большинство в рассматриваемой группе составляют дети, помещенныев  детский дом, находящийся в городе, где проживают родители (родственники), которые изредка навещают их.  
 
     Наблюдения показывают, что факт посещения детей родственниками или родителями не может рассматриваться лишь с односторонних позиций. Беседы с детьми выявили, что 58% детей знают, что у них есть родители, 60% считают, что приход родственников или родителей - радостное событие, 35% надеются, что их когда-нибудь заберут домой, и, наконец, 100% опрошенных заявили, что они хотели бы уходить из детского дома-школы на воскресения, праздничные и каникулярные дни в семьи родственников, родителей или знакомых. В то же время беседы с родителями показали, что лишь 3–5% из них хотели восстановиться в своих юридических правах, остальные либо вообще не появляются в детском учреждении, либо ведут антиобщественный образ жизни. Из родственников лишь 35% изредка навещали своих внуков (племянников) и только 15–20% относительно регулярно забирали детей в свои семьи. Редкие, нерегулярные посещения детей родственниками или родителями и постоянное, в большинстве случаев обманутое ожидание провоцировали у детей психологические стрессы, конфликты с одноклассниками и педагогами, психогенные реакции, самовольные отлучки, во время которых нередко совершались противоправные поступки.  
 
     Третьим фактором является отрицательный семейный опыт. Часть детей (34%) в течение определенного времени проживали в неблагоприятных семейных условиях, испытывая на себе негативное влияние антисоциального образа жизни взрослых: аморальные эксцессы, драки, скандалы, эмоциональную депривацию. Попав в детский коллектив, они принесли с собой, а вернее сказать, в себе, отрицательный опыт трудной семьи.  
 
     В первом варианте дети остались без попечения родителей в младенческом возрасте и прошли все звенья дошкольного общественного воспитания: дом ребенка, дошкольный детский дом, школу-интернат. Для воспитанников этой группы наиболее характеры влияние первого и второго социальных факторов, причем первый – "этапность учреждений" – имеет определяющее значение.  
 
     Во втором варианте дети остались без попечения родителей в дошкольном возрасте и провели свои младенческие годы в семье: семья - дошкольный детский дом школа – интернат. На учащихся этой группы воздействует сочетание всех трех социальных факторов.  
 
     В третьем варианте дети остались без попечения родителей в младшем школьном возрасте и попали в школу-интернат непосредственно из семьи: семья – школа-интернат. Для этой группы характерно влияние второго и третьего социальных факторов при полном отсутствии первого.  
Сложность социальной адаптации ребенка в условиях интернатного учреждения обуславливается как опытом его пребывания в дошкольных учреждений для детей, не имеющих семьи, так и теми клинико-психологическими особенностями, которые характеризуют задержку психического развития. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на коррекцию и компенсацию основного дефекта, необходимо совершенствование работы по социальной адаптации ребенка-сироты с ЗПР на всех этапах пребывания в социальных учреждениях, преемственности воспитательно-образовательного процесса и психолого-медико-педагогического сопровождения, в основе которого должна лежать как можно ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка. 
 
 

    Сущность  и содержание социальной реабилитации инвалидов

    Сущность  и содержание социальной реабилитации инвалидов в значительной мере зависят от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты реабилитационного процесса, из каких идейно-методических оснований (моделей инвалидности) они исходят. Существует четыре модели инвалидности: медицинская, социальная, политико-правовая и модель культурного плюрализма.

    Медицинская модель инвалидности исходит из ведущей роли медицины в лечении дефекта; инвалид рассматривается как пациент, реабилитация - как процесс восстановления трудовых навыков. В этой связи понятия "инвалид" и "нетрудоспособность" в общественном сознании воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяющие термины.

    Основные  положения социальной модели инвалидности: инвалидность как факт наличия и степени утраты способности к социальному функционированию привычного для данного общества характера и уровня; решение проблемы инвалидности через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания.

    Политико-правовая модель инвалидности исходит из признания людей, имеющих инвалидность, как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к активному участию в жизни общества и т. д.

    Модель  культурного плюрализма основана на принципах философии независимой жизни и характерна для общественных инвалидных движений.

    Современная парадигма социокультурного отношения  к инвалидам имеет разноплановый  характер с преобладанием гуманистической направленности и выражается в социальной толерантности, социальной независимости, уважении и равенстве к людям с ограниченными возможностями.

    Задача  социального работника - не определять степень "ущербности", "дефектности" инвалида, не стремиться оказать ему помощь как компенсацию за выявленную недостаточность трудоспособности, а стимулировать его собственные возможности, направленные на изменение социального статуса, достижение социальной независимости. Основной акцент социальной защиты инвалидов переносится из сферы благотворительности различной формы в сферу реализации гарантированных мер экономического, социального, правового характера. Социальная реабилитация представляет собой активную форму социальной защиты, преследующую цель восстановления не столько трудоспособности, сколько утраченных возможностей индивидуума для социального функционирования, возвращения его к нормальной социальной жизнедеятельности, интеграции в общество.

    Прежде  чем определять сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов (в современной трактовке), проанализируем комплекс социальных ограничений (барьеров), которые воздвигает перед человеком инвалидность:

  • физические ограничения (изоляции) требуют принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию, и обеспечивают возможность трудовой адаптации;
  • трудовая сегрегация (изоляция) инвалидов обусловлена не только (и не столько) ограниченностью их индивидуальных физических и интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым рынком труда для лиц с особыми потребностями. В условиях нашей страны барьер между инвалидом и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна 2/3 всех инвалидов, работают - не более 11 %. Это вызвано не только отсутствием специальных рабочих мест, но и ориентацией на получение льгот и пособий;
  • малообеспеченность является естественным следствием социально-трудовых ограничений;
  • пространственно-средовой барьер является труднопреодолимым даже для инвалида со средствами передвижения: сама организация жилой и транспортной среды является недружественной (неприспособленной) для людей с ограниченными возможностями;
  • информационный барьер приводит не только к угасанию интеллектуальных способностей в познании, критической оценке окружающей действительности и в самооценке, но и провоцирует правовую безграмотность, в том числе в вопросах социальной защиты, отгораживает общество от инвалида и инвалида от общества;
  • эмоциональный барьер также является двусторонним. Он складывается из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида (любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д.) и фрустрирующих эмоций самого инвалида (жалости к себе, недоброжелательства по отношению к окружающим, ожидания гиперопеки, стремления к изоляции). Этот барьер требует нормализации эмоционального фона взаимоотношений общества и инвалида;
  • коммуникативный барьер обусловлен действиями всех вышеперечисленных ограничений. Расстройство общения - одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, а восстановление коммуникативных связей - одна из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида

    Сущность  реабилитации инвалида - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Её цель- восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

    Объём и содержание социальной реабилитации инвалидов в немалой степени  зависят от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты социальной реабилитации.

    Политика  в отношении лиц с ограниченными  возможностями в прошлом основывалась на принципах изоляции и компенсации. Принцип изоляции выражается в создании особых систем жизнеобеспечения инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной форме (пенсии, пособия, льготы). Будучи единственными механизмами помощи, компенсационные формы не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования.

    Изменение идеологии в отношении инвалидов  на политическом уровне, переход к  социальной модели инвалидности определили иную систему принципов:

  • принцип равных социальных прав и возможностей инвалидов, которые предоставляются каждому члену общества;
  • принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями;
  • принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями;
  • принцип связи инвалида и социальной среды;
  • принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида;
  • принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий;
  • принцип государственных социальных гарантий для инвалидов.

    При рассмотрении проблем инвалидности и социальной реабилитации инвалидов  Н. Ф. Дементьева предлагает выделятьследующие аспекты:

  • клинический аспект как отражение анатомического дефекта в костно-мышечной системе, сенсорной либо нервно-психической сферах с выраженными функциональными нарушениями, приводящими к ограничению жизнедеятельности;
  • социальный аспект, который проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации, дефиците информации, ограничении занятости, в возникновении информационного и градостроительного барьера;
  • психологический аспект; отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему миру, угнетающего чувства зависимости от окружающих. Возможны более выраженные психологические изменения личности инвалида: неуверенность, безнадёжность, обречённость, тревожные опасения

    Социальная  реабилитация инвалидов - это процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Социальная реабилитация признаётся неотъемлемым правом инвалида и неотъемлемой обязанностью общества перед инвалидом.

    Социальная  реабилитация инвалида осуществляется по двум основным направлениям: социально-бытовому и социально-средовому.

    Социально-бытовая  реабилитация включает социально- бытовую ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию, социально-бытовое устройство.

    Социально-бытовая  ориентация - это процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения. В этом процессе участвует специалист, который ориентирует инвалида в социально-бытовых проблемах, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определённых усилий. В процессе социально-бытовой ориентации достигается новое качество - социально-бытовая ориентированность инвалида.

    Социально-бытовое  образование призвано обучить инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического либо сенсорного дефекта, а также, возможно, в результате выраженного психического заболевания.

    В самой технологии обучения социально-бытовым  навыкам возможны разные варианты, в зависимости от степени ограничения  жизнедеятельности, с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей - с другой:

Информация о работе Особенности социальной адаптации детей-сирот с ЗПР в условиях детского дома-школы