Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа
Несомненно, что развитие рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики, нацеленной на приоритетность проблем социальной защищенности населения, повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и организации нового механизма финансирования социальной сферы. При этом сам характер российской государственности, базирующейся, с одной стороны, на признании идей и ценностей социального государства, с другой на разделении сфер компетенции между центром и субъектами федерации, предопределяет необходимость выстраивания эффективных моделей социальной политики на региональном уровне.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
1.1.Сущность и основные этапы развития концепции социального государства.
1.2.Модели социального государства: общее и особенное.
1.3.Политико-идеологические особенности формирования социального государства в современной России.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ В РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1. Сущность региональной социальной политики в Российской Федерации.
2.2. Совершенствование механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ОЦЕНКА.
3.1. Взаимосвязь социальной политики и регионального развития в условиях процесса социально-экономической стабилизации.
3.2. Пути повышения эффективности социальной политики Республики Коми как фактора устойчивого развития региона.
5.
Представляется важным
6.
Социальная политика
Теоретическая
значимость работы заключается в
обобщении различных
Обоснованность
и достоверность результатов
исследования обеспечивается объективным
научным анализом политических процессов,
происходящих в формировании региональной
социальной политики на основе изучения
соответствующих документов, сопоставлении
и результатов научных
Практическая значимость данного исследования в современных условиях связана с осознанием того факта, что без системного подхода к решению социальных проблем невозможно ожидать получения сколько-нибудь удовлетворительных результатов.
На основе проведенного исследования возможна разработка рекомендаций по повышению результативности социальной политики и социальной защиты населения Республики Коми, а также различного рода социальных программ регионального и муниципального уровней.
Результаты проведенного диссертационного исследования могут быть востребованы в учебно-образовательном процессе при разработке и чтении учебных курсов «Государственная политика и управление», «Социальная политика», «Политическая регионалистика» и ряда других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной
целью социальной политики в рамках
социального государства
Социальная политика включает в себя:
• создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;
•
создание правовых, организационных, производственных
предпосылок для
•
создание условий для удовлетворения
потребностей населения путем развития
социальной инфраструктуры, находящейся
в собственности и/или
•
организация производства, распределения
и потребления отдельных
Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы, но и обусловливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно дает своим членам по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики. Социальная политика не претендует на всеобщее определение состояния общества, но оказывает системное воздействие на его социальную структуру. Это определяется свойствами политики вообще и публичной политики особенно, а значит, и социальной политики региона.
Как подчеркивает в своей работе А.И. Стребков, «субъективным показателем политической или государственной эффективности, цементирующей в конечном счете политический строй и делающий его социально стабильным, является степень удовлетворенности жизнью и степень удовлетворенности деятельностью демократических институтов в обществе, т.е. принятием или отторжением большинством населения осуществляемой социальной политики»1. В данном контексте именно социальная политика становится основой политической и социальной стабильности в обществе.
Проблема
социальной стабильности как одной
из важнейших задач социальной политики
включает наряду с составляющей богатства
общества и составляющую богатства
конкретного человека, в том смысле,
что данная стабильность может быть
создана только-в случае, если каждый
человек сможет удовлетворять свои
материальные и духовные потребности.
Однако в государстве, основанном на
принципе солидарности, целью является
не равное обеспечение потребления
для всех, а лишь равенство шансов
для каждого реализовать свои
возможности для удовлетворения
этих потребностей. Главной проблемой
в рамках социальной политики становятся
при этом те граждане, которые по
различным причинам принадлежат
к категориям (безработные, многодетные
и неполные семьи, больные, инвалиды,
престарелые, дети, молодежь, женщины)
населения, нуждающимся в поддержке
для обеспечения равенства
Социально-экономическое развитие России в целом и её регионов
1 Стребков А.И. Социальная политика: теория и практика. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 168. последние два десятилетия осуществлялось- в условиях системной^ трансформации общественного уклада, изменения роли государства, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов,- адаптации федерализма к специфической российской ситуации.
Как, отметил Президент Российской Федерации В.В: Путин, в Послании Федеральному Собранию Российской^ Федерации на 2007 год, «один из главных критериев политической культуры и развития общества — это увеличение объема полномочий' региональных и местных властей», причём «сегодня' децентрализация, полномочий в сфере государственного управления достигла в России?самого высокого за всю её.историю уровня»1. Значительно- возрос и продолжает увеличиваться объём полномочий в социальной' сфере органов- государственной- власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Отсюда - возрастающая- ответственность, региональных властей за качество жизни на территории* их субъекта федерации; необходимость осознания, значимости принимаемых ими решений* в сфере1 социальной политики, важность, согласованных действий- всех акторов политического процесса по совершенствованию системы управления социальной» сферой в регионе.
Социальная
политика в условиях федеративного
государства, настоятельно требует
четкого законодательного разграничения
приоритетов и полномочий,
1
Послание Президента России
В
процессе региональной социальной политики
необходимо тщательно взвешивать с
учетом всех основных параметров и
системообразующих признаков
Целью
региональной социальной политики является
сбалансированное региональной развитие,
гарантирующее максимально
Среди
главных направлений
• выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и. тому подобное;
• обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов;
•
предоставление региональным органам
власти и управления реальных возможностей
по обеспечению минимальных
• выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями.
В
региональной социальной политике должны
также найти отражение вопросы,
связанные с развитием и
Достижение этих целей должно быть обеспечено посредством использования трех основных механизмов:
• выравнивания условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
• поддержки социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
• адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера.
Особое
значение регионального аспекта
в общей стратегии социальной
политики связано не только с дифференциацией
регионов по уровню доходов, но и с
тем объемом работы, которую необходимо
выполнить каждому региону для
создания правовой базы, как на краткосрочную,
так и на долгосрочную перспективу.
В то же время решение этих проблем
порождает потребность в
Эффективность региональной социальной политики обеспечивается постоянным взаимодействием стабильно развивающейся экономики, ответственной политической власти и институтов гражданского общества. Ведущую роль здесь играет функционирование системы социального партнерства, позволяющей добиться согласования интересов главных субъектов трудовых отношений.
Региональная социальная политика в условиях современной России должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:
-
приоритета прав человека и
его основных свобод в
-
солидарности, обусловленной
-
оптимальной поддержке
Поскольку уровень ожиданий и требований общества к государству, в том числе и к его региональному уровню, превышает его реальные возможности, то особое место в деятельности органов власти должно занимать постоянное разъяснение принимаемых в социальной сфере решений, что будет способствовать демонстрированию политической и финансовой открытости власти и укреплять тем самым доверие к ней со стороны граждан.
Основные
усилия в сфере социальной политики
должны быть направлены на обеспечение
наиболее благоприятных условий
для качественного развития человеческого
капитала. Иначе говоря, необходимо
признание государством приоритетности
инвестиций в развитие человеческого
фактора (в первую очередь путем
установления справедливых условий
и гарантий оплаты труда). Пока не будут
созданы условия для
Необходимо четкое осознание того факта, что социальная сфера - это не только сфера потребления, но и сфера формирования и стимулирования способности человека к труду, играющая все возрастающую роль в наращивании трудового потенциала общества, человеческого капитала.