Особенности региональной социальной политики в условиях системной трансформации общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, что развитие рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики, нацеленной на приоритетность проблем социальной защищенности населения, повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и организации нового механизма финансирования социальной сферы. При этом сам характер российской государственности, базирующейся, с одной стороны, на признании идей и ценностей социального государства, с другой на разделении сфер компетенции между центром и субъектами федерации, предопределяет необходимость выстраивания эффективных моделей социальной политики на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
1.1.Сущность и основные этапы развития концепции социального государства.
1.2.Модели социального государства: общее и особенное.
1.3.Политико-идеологические особенности формирования социального государства в современной России.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ В РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1. Сущность региональной социальной политики в Российской Федерации.
2.2. Совершенствование механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ОЦЕНКА.
3.1. Взаимосвязь социальной политики и регионального развития в условиях процесса социально-экономической стабилизации.
3.2. Пути повышения эффективности социальной политики Республики Коми как фактора устойчивого развития региона.

Работа содержит 1 файл

Особенности региональной социальной политики в условиях системной трансформации общественных отношений.docx

— 33.14 Кб (Скачать)

5. Представляется важным последовательно  различать понятия «региональная социальная политика государства» и «региональная социальная политика», понимаемая как социальная политика самого региона. В первом случае речь идет об одном из направлений общегосударственной политики, связанным с выявлением характерных черт развития регионов и созданием механизмов регулирования их взаимоотношений с федеральным центром. В отличие от этого, социальная политика региона - это система принципов, методов, мер и мероприятий органов власти субъектов Российской Федерации, направленных на укрепление федеративных отношений, совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения в регионах.

6. Социальная политика Республики  Коми имеет тенденцию к превращению  из патерналистской в либерально  ориентированную по своим общим  подходам, институциональным особенностям, механизмам и источникам финансирования. Перенос центра тяжести в решении  социальных проблем на уровень  региональной власти актуализирует  необходимость в активизации  новых субъектов социальной политики, таких как работодатели и общественные  организации. 

Теоретическая значимость работы заключается в  обобщении различных теоретических  подходов к процессу определения  и реализации эффективной региональной социальной политики в условиях системной  трансформации общественных отношений  в современной России. Проблема качества жизни в диссертационном исследовании включена в проблемное поле социальной политики современного демократического государства, ориентированного на субсидиарный путь решения большинства социальных проблем путем активного вовлечения граждан в процесс принятия политических решений, а также стимулирования создания гражданами различных форм самоорганизации в процессе решения проблем, выходящих за пределы возможностей индивидуума или отдельной семьи.

Обоснованность  и достоверность результатов  исследования обеспечивается объективным  научным анализом политических процессов, происходящих в формировании региональной социальной политики на основе изучения соответствующих документов, сопоставлении  и результатов научных исследований.

Практическая  значимость данного исследования в  современных условиях связана с  осознанием того факта, что без системного подхода к решению социальных проблем невозможно ожидать получения  сколько-нибудь удовлетворительных результатов.

На  основе проведенного исследования возможна разработка рекомендаций по повышению  результативности социальной политики и социальной защиты населения Республики Коми, а также различного рода социальных программ регионального и муниципального уровней.

Результаты  проведенного диссертационного исследования могут быть востребованы в учебно-образовательном  процессе при разработке и чтении учебных курсов «Государственная политика и управление», «Социальная политика», «Политическая регионалистика» и ряда других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Основной  целью социальной политики в рамках социального государства является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы  путем создания трудоспособным гражданам  условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально уязвимым слоям населения - гарантирование социальной защищенности и поддержки.

Социальная  политика включает в себя:

• создание правовых, организационных  и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;

• создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств  на поддержание необходимого уровня жизни;

• создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся  в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных  органов управления;

• организация производства, распределения  и потребления отдельных товаров  и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях  социальной сферы, находящихся в  собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных  органов управления.

Выбор в качестве приоритетных тех или  иных составляющих социальной политики означает не только соответствующий  маневр ресурсами, направляемыми в  различные отрасли социальной сферы, но и обусловливает социальные гарантии со стороны общества, которые оно  дает своим членам по поводу обеспечения  их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики. Социальная политика не претендует на всеобщее определение  состояния общества, но оказывает  системное воздействие на его  социальную структуру. Это определяется свойствами политики вообще и публичной  политики особенно, а значит, и социальной политики региона.

Как подчеркивает в своей работе А.И. Стребков, «субъективным показателем политической или государственной эффективности, цементирующей в конечном счете политический строй и делающий его социально стабильным, является степень удовлетворенности жизнью и степень удовлетворенности деятельностью демократических институтов в обществе, т.е. принятием или отторжением большинством населения осуществляемой социальной политики»1. В данном контексте именно социальная политика становится основой политической и социальной стабильности в обществе.

Проблема  социальной стабильности как одной  из важнейших задач социальной политики включает наряду с составляющей богатства  общества и составляющую богатства  конкретного человека, в том смысле, что данная стабильность может быть создана только-в случае, если каждый человек сможет удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Однако в государстве, основанном на принципе солидарности, целью является не равное обеспечение потребления  для всех, а лишь равенство шансов для каждого реализовать свои возможности для удовлетворения этих потребностей. Главной проблемой  в рамках социальной политики становятся при этом те граждане, которые по различным причинам принадлежат  к категориям (безработные, многодетные  и неполные семьи, больные, инвалиды, престарелые, дети, молодежь, женщины) населения, нуждающимся в поддержке  для обеспечения равенства шансов. Далеко не всегда это возможно обеспечить в рамках общегосударственной социальной политики (особенно в такой огромной стране, как Россия), отсюда — необходимость  последовательной реализации принципа субсидиарности применительно к  социальной политики государства.

Социально-экономическое  развитие России в целом и её регионов

1 Стребков А.И. Социальная политика: теория и практика. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 168. последние два десятилетия осуществлялось- в условиях системной^ трансформации общественного уклада, изменения роли государства, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов,- адаптации федерализма к специфической российской ситуации.

Как, отметил Президент Российской Федерации  В.В: Путин, в Послании Федеральному Собранию Российской^ Федерации на 2007 год, «один из главных критериев  политической культуры и развития общества — это увеличение объема полномочий' региональных и местных властей», причём «сегодня' децентрализация, полномочий в сфере государственного управления достигла в России?самого высокого за всю её.историю уровня»1. Значительно- возрос и продолжает увеличиваться  объём полномочий в социальной' сфере  органов- государственной- власти субъектов  Российской Федерации и муниципалитетов.

Отсюда - возрастающая- ответственность, региональных властей за качество жизни на территории* их субъекта федерации; необходимость  осознания, значимости принимаемых  ими решений* в сфере1 социальной политики, важность, согласованных  действий- всех акторов политического процесса по совершенствованию системы управления социальной» сферой в регионе.

Социальная  политика в условиях федеративного  государства, настоятельно требует  четкого законодательного разграничения  приоритетов и полномочий,Центра и субъектов Федерации в социальной сфере, а также формулирования и неукоснительного соблюдения- основополагающих принципов взаимодействия-Федерации и ее субъектов в области социальной политики, базирующихся на идее субсидиарности и гарантирующих равные политико-правовые и социально-экономические возможности этого взаимодействия для всех регионов при отказе от особых режимов межбюджетных отношений.

1 Послание Президента России Владимира  Путина Федеральному Собранию  РФ: Послание Президента РФ Федеральному  Собранию от 26.04.2007 // "Российская  газета", N 90,27.04.2007.

В процессе региональной социальной политики необходимо тщательно взвешивать с  учетом всех основных параметров и  системообразующих признаков социальной сферы, какие ее элементы и отрасли  решают задачи, оптимизация которых  наиболее рациональна на региональном уровне, с последующей конкретизацией разграничения компетенции и  функциональной ответственности между  уровнем субъекта федерации и  местного самоуправления за количественные и качественные параметры деятельности.

Целью региональной социальной политики является сбалансированное региональной развитие, гарантирующее максимально высокое  качество и благоприятные условия  жизни для населения, соответствующие  социально-экономическому потенциалу региона.

Среди главных направлений региональной социальной политики государства необходимо выделить:

• выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и. тому подобное;

• обеспечение на всей территории страны государственных стандартов и гарантий, дифференцированных с учетом объективных  особенностей регионов;

• предоставление региональным органам  власти и управления реальных возможностей по обеспечению минимальных государственных  стандартов;

• выравнивание возможностей для проведения социальных реформ в регионах с различными стартовыми условиями.

В региональной социальной политике должны также найти отражение вопросы, связанные с развитием и совершенствованием федеративных и национальных отношений  с учетом интересов этноса и народностей, проживающих на данной территории.

Достижение  этих целей должно быть обеспечено посредством использования трех основных механизмов:

• выравнивания условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

• поддержки социальных реформ и социального  развития проблемных регионов;

• адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера.

Особое  значение регионального аспекта  в общей стратегии социальной политики связано не только с дифференциацией  регионов по уровню доходов, но и с  тем объемом работы, которую необходимо выполнить каждому региону для  создания правовой базы, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В то же время решение этих проблем  порождает потребность в интеграции, в координации законотворческой деятельности регионов и ее увязке с общефедеральными концепциями.

Эффективность региональной социальной политики обеспечивается постоянным взаимодействием стабильно  развивающейся экономики, ответственной  политической власти и институтов гражданского общества. Ведущую роль здесь играет функционирование системы социального  партнерства, позволяющей добиться согласования интересов главных  субъектов трудовых отношений.

Региональная  социальная политика в условиях современной  России должна основываться на базовых  принципах демократического социального  государства:

- приоритета прав человека и  его основных свобод в сочетании  с принципом индивидуальной ответственности  гражданина за свое материальное  благосостояние;

- солидарности, обусловленной взаимосвязанностью  и взаимоответственностью общества  и его членов;

- оптимальной поддержке социально  слабых, как в определенных рамках  непосредственно со стороны самого  государства, так и со стороны  свободных ассоциаций людей, благодаря  государственной поддержке имеющих  возможность все в большей  степени брать на себя' решение  многих социальных задач. 

Поскольку уровень ожиданий и требований общества к государству, в том числе  и к его региональному уровню, превышает его реальные возможности, то особое место в деятельности органов  власти должно занимать постоянное разъяснение принимаемых в социальной сфере решений, что будет способствовать демонстрированию политической и финансовой открытости власти и укреплять тем самым доверие к ней со стороны граждан.

Основные  усилия в сфере социальной политики должны быть направлены на обеспечение  наиболее благоприятных условий  для качественного развития человеческого  капитала. Иначе говоря, необходимо признание государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого  фактора (в первую очередь путем  установления справедливых условий  и гарантий оплаты труда). Пока не будут  созданы условия для высокоэффективного и производительного труда, невозможно решение проблем семейной политики, пенсионного обеспечения, выплат различного рода пособий, реформирования образования, здравоохранения и другие. Соответственно, центр тяжести корректировки  реформ должен сместиться, с одной  стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение  реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры), которые должны обеспечить воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечить достойный уровень жизни.

Необходимо  четкое осознание того факта, что  социальная сфера - это не только сфера  потребления, но и сфера формирования и стимулирования способности человека к труду, играющая все возрастающую роль в наращивании трудового  потенциала общества, человеческого  капитала.

Информация о работе Особенности региональной социальной политики в условиях системной трансформации общественных отношений