Особенности региональной социальной политики в условиях системной трансформации общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа

Описание работы

Несомненно, что развитие рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики, нацеленной на приоритетность проблем социальной защищенности населения, повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и организации нового механизма финансирования социальной сферы. При этом сам характер российской государственности, базирующейся, с одной стороны, на признании идей и ценностей социального государства, с другой на разделении сфер компетенции между центром и субъектами федерации, предопределяет необходимость выстраивания эффективных моделей социальной политики на региональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
1.1.Сущность и основные этапы развития концепции социального государства.
1.2.Модели социального государства: общее и особенное.
1.3.Политико-идеологические особенности формирования социального государства в современной России.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ В РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1. Сущность региональной социальной политики в Российской Федерации.
2.2. Совершенствование механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ОЦЕНКА.
3.1. Взаимосвязь социальной политики и регионального развития в условиях процесса социально-экономической стабилизации.
3.2. Пути повышения эффективности социальной политики Республики Коми как фактора устойчивого развития региона.

Работа содержит 1 файл

Особенности региональной социальной политики в условиях системной трансформации общественных отношений.docx

— 33.14 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Особенности региональной социальной политики в условиях системной  трансформации общественных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

1.1.Сущность  и основные этапы развития  концепции социального государства. 

1.2.Модели  социального государства: общее  и особенное. 

1.3.Политико-идеологические особенности формирования социального государства в современной России.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СУБСИДИАРНОСТИ В РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ  УРОВНЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

2.1. Сущность региональной социальной политики в Российской Федерации.

2.2. Совершенствование механизмов реализации  полномочий региональными органами  государственной власти.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ОЦЕНКА.

3.1. Взаимосвязь социальной политики и регионального развития в условиях процесса социально-экономической стабилизации.

3.2. Пути повышения эффективности  социальной политики Республики  Коми как фактора устойчивого  развития региона. 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования

Одной из важнейших функций современного государства является разработка и  осуществление социальной политики, ориентированной на обеспечение  условий жизнедеятельности человека, реализации и развития его интеллектуального  и профессионального потенциала.

В эпоху резких перемен политической, экономической, социокультурной ситуации в современной России произошли  значительные изменения жизненных  условий всех слоев населения  страны. Демократизация и рыночная экономика сыграли существенную роль в становлении социальной политики современного российского государства. В свою очередь, именно по состоянию  социальных проблем граждане судят  о направленности и эффективности  проводимых реформ. Однако в силу целого ряда причин на начальном этапе реформирования в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, результатом  чего явилось катастрофическое падение  жизненного уровня населения, сопровождавшееся резкой социальной дифференциацией  общества. Между тем законодательная  и исполнительная власть по-настоящему не анализировали причины такого разрыва в уровне доходов населения  и не предпринимали до недавнего  времени решительных мер по изменению  данного положения.

Несмотря  на предпринятые в последние годы меры по совершенствованию государственной  социальной политики, приведшие к  определенному повышению уровня жизни россиян, большинство граждан, как показывают многочисленные социологические  опросы, обеспокоены теми процессами, которые продолжают происходить  в социальной сфере. Более того, ряд  уже осуществленных или находящихся  в процессе реализации реформ вызывают негативную реакцию и отрицательно сказываются на уровне доверия россиян  к политической власти. Отсюда определенная антагонизация и неустойчивость социального порядка российского  общества.

Несомненно, что развитие рыночной экономики  в России невозможно без действенной  социальной политики, нацеленной на приоритетность проблем социальной защищенности населения, повышение роли личного трудового  дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и  организации нового механизма финансирования социальной сферы. При этом сам характер российской государственности, базирующейся, с одной стороны, на признании  идей и ценностей социального  государства, с другой на разделении сфер компетенции между центром  и субъектами федерации, предопределяет необходимость выстраивания эффективных  моделей социальной политики на региональном уровне.

Степень научной разработанности  проблемы.

Проблемы  социальной политики находятся в  центре внимания специалистов в различных  областях социальных наук — экономистов, социологов, политологов. В нашей стране публикуется немало исследований, касающихся вопросов социальной политики и социального государства. Однако работ написанных с позиций политической науки пока еще явно не достаточно. Во многом это связано с тем, что проблемы социального государства и социальной политики долгое время рассматривались в нашей стране как экономические и управленческие, в то время как в Западной Европе, США и Канаде это является предметом интереса, прежде всего, политической и социологической наук.

Особый  интерес для раскрываемой темы представляют работы, рассматривающие перспективы построения социально-ориентированного государства в России с учетом мирового опыта. Среди них следует особо выделить исследования Е. Катульского, В. Милецкого, А. Олейника, В. Ройка, В. Торлопова, А.Стребкова, Ф. Бородкина, В. Дзодзиева, Е. Лукашевой, И. Ледяха, В. Пугачева, В. Радаева, Б. Ракитского, Б. Топорнина.

Среди многочисленных работ зарубежных авторов, посвященных проблематике социального  государства, наибольшую ценность, представляют работы Х.Виленски, И. Клэйсен, М.Хилла, A.Хейденхаймера, Х.Хекло, Г.Эспинг-Андерсена.

Среди научных исследований проблем социально  ориентированной экономики и  социального рыночного хозяйства  целесообразно выделить работы К. Ватрина, Х.В. Вюныпе, Г. Вильгеродта, В. Канненгиссера, X. Ламперта, А. Мюллер-Армака, Э. Тухтвельдта, О. Шлехта, А. Ферпоссона, Л. Эрхарда  и ряда других.

В последние годы в обсуждение проблем  социальной рыночной экономики активно  включились отечественные исследователи: Э. Василевский, Р. Гринберг, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Э. Кочетов, Г. Лузин, К. Микульский, В. Радаев, А. Рубинштейн, И. Самсон, Л. Якобсон  и другие.

Различные аспекты социального обеспечения, социальной защиты населения, развития социального партнерства рассматривают  в своих работах П. Бурак, Р. Гусейнов, М. Дмитриев, М. Делягин, А. Зубкова, В. Комаровский, П. Кудюкин, Т. Малеева, Т. Мамонтова, Е. Репина, Н. Римашевская, Е. Шестакова  и другие.

Особую  группу составляют исследования, посвященные  анализу региональной социальной политики. В этой связи, в первую очередь, заслуживают,  внимания работы Ю.Н. Аксененко, В.И. Бутова, Л.Н. Ванеевой, Ю.Н. Гладкова, Г.Ф. Горбунова, Р.В. Жалелевой,

B.Г. Игнатова, Н.И. Сигова, С.Н. Смирнова, В.А. Солнцева, Ф.И. Шкаратана, О.И. Шкаратана. В них рассмотрен понятийный аппарат, систематизированы и охарактеризованы методы и принципы осуществления региональной политики государства, показаны особенности социальной политики переходного типа на региональном уровне. Однако большинство работ носит зачастую фрагментарный и описательный характер, когда авторы ограничиваются описанием конкретных действий региональных органов законодательной и исполнительной власти, избегая выводов на уровне широкого теоретического обобщения.

В целом, следует отметить, что в  отечественной общественной науке  достаточно глубоко проработаны  отдельные направления в сфере  изучения опыта функционирования социального  государства, механизма реализации социальной политики. Наметилось движение, как на теоретическом, так и на практическом уровне, в направлении  понимания необходимости адаптации  имеющегося зарубежного опыта к  современным политическим реалиям  России. Вместе с тем очевидна потребность  в более системном и комплексном  характере осмысления данной весьма актуальной политической проблемы.

Целью данного диссертационного исследования является раскрытие особенностей формирования и функционирования на региональном уровне принципиально новой модели социальной политики, стремящейся оптимально сочетать в себе рыночные и регулятивные начала.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи;

- систематизированы основные теоретико-методологические  подходы к феномену социального  государства; 

- выявлены общие тенденции в  трансформации социальной политики, отражающие специфику функционирования  социального государства в условиях  глобализации;

- проанализированы сущность и  особенности социальной политики  в России, определяемые переходным  характером политической и социально-экономической  системы современного российского  государства; проведен сравнительный  анализ наиболее важных аспектов  региональной социальной политики  в Российской Федерации; 

- определены базовые параметры  модели региональной социальной  политики, существующей в настоящее  время в Республике Коми;

- предложены пути повышения эффективности  региональной социальной политики  и разработаны рекомендации по  оптимизации механизма ее реализации.

Объектом  исследования является процесс определения  и реализации эффективной региональной социальной политики.

Предметом выступает модель эффективной региональной социальной политики, которая может  стать основой для реализации базовых принципов социального  государства в условиях современной  России.

Гипотеза исследования.

Эффективность региональной социальной политика в  условиях системной трансформации  общественных отношений зависит  от следующих базовых факторов:

• Условий функционирования системы  более высокого порядка, т.е. социальной сферы в масштабах всего государства;

• Уровня социально-экономического развития конкретного региона;

• Степени рациональной обоснованности принимаемых региональными властями политико-административных решений, их адекватности специфическим социально-демографическим  и социально-политическим условиям, характеризующим социальную жизнь  соответствующего субъекта федерации.

Научная новизна определяется как постановкой  исследовательской проблемы, так  и полученными результатами и  состоит в следующем:

- систематизирована и дана авторская  интерпретация основных теоретических  подходов к трактовке эволюции  социального государства; 

- выявлена динамика социальной  политики современного государства  в условиях глобализации;

- раскрыта специфика формирования  социального государства в условиях  трансформирующегося российского  социума; 

- выделены социальные и политические  факторы, определяющие векторы  становления социальной политики  как атрибута социального государства  в современной России на федеральном  и региональном уровнях; 

- определены приоритетные задачи  социальной политики и механизмы  ее реализации, которые могут  быть положены в основу концепции  ее развития в Российской Федерации  и Республике Коми на ближайшую  перспективу. 

Методологическую  основу исследования составляют общенаучные  методы социального познания: системный, сравнительный, институциональный, конкретно-исторический, логический и статистический методы. Системный подход позволил выявить характер, принципы формирования и реализации социальной политики. Сравнительный метод используется, главным образом, при сопоставлении и определении эффективности модели социального государства, анализа советского и зарубежного опыта реализации социальной политики. Применение институционального метода позволило провести анализ сущностных характеристик социального государства, принципов и механизма его функционирования. Исторический подход был важен с точки зрения понимания эволюции социального государства и соответствующей государственной политики.

Эмпирическую  и источниковедческую базу исследования составили:

- статистические данные Федеральной  службы государственной статистики  и Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики  по Республике Коми;

- данные социологических исследований;

- нормативно-правовые акты федерального  и регионального уровня, регулирующие  вопросы социальной политики  Республики Коми;

- материалы периодической печати.

Положения

1. Анализ сущности современного  социального государства в условиях  глобализации позволяет утверждать, что представление о его назначении  и функциональных притязаниях  постоянно претерпевает изменения.  Несмотря на существующие в  настоящее время проблемы, вряд  ли представляется возможным  говорить о необратимом кризисе  социального государства. Речь, скорее  всего, идет о кризисе его  адаптации к современным политико-экономическим  реалиям. 

2. Специфика социальной политики  в современной России, определенная  противоречивость в принятии  политических решений в этой  сфере и их реализации, как  на уровне центральной власти, так и в субъектах федерации,  в значительной степени предопределена  переходным характером нынешнего  исторического периода. Исходя  из того обстоятельства, что основными  признаками наличия социального  государства являются сформировавшиеся  политические институты, социально  ориентированная рыночная экономика,  предполагающая политику полной  занятости и систему социального  партнерства, представляется возможным  утверждать, что современное российское  государство можно определить  как социальное, находящееся в  стадии своего становления. 

3. Выбор конкретной модели реформирования  социальной политики зависит  от реальных финансово-экономических  возможностей государства, идеологической  приверженности правящей элиты,  характерных особенностей общественного  сознания, специфики психологического  настроя основной массы населения,  а также от исторических традиций. Представляется, что в современной  России такой выбор может носить  только компромиссный характер.

4. Социальная политика современной  России характеризуется необходимостью  учета серьезных диспропорций  регионального развития, и, соответственно  реализация общегосударственных  программ и задач на уровне  субъектов федерации происходит  под влиянием социальноэкономических  и политических факторов, формирующих  среду обитания в различных  регионах страны.

Информация о работе Особенности региональной социальной политики в условиях системной трансформации общественных отношений