Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования.
Задачи работы:
1) определить сущность;
2) охарактеризовать методы;
3) обозначить проблемы.
Объект работы - система реализации социального прог
Введение ……………………………………………………………………..…3
1. Возникновение социального прогнозирования………………………...….5
2. Сущность социального прогнозирования……………………………….…6
2.1 Основы социального прогнозирования.......................................................9
2.2 Методы социального прогнозирования…………………………...……..13
3. Понятие прогнозирования…………………………………………….……16
4.Проблемы социального прогнозирования в России………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………21
Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;
- как действительно может протекать развитие;
- каков механизм преодоления негативных тенденций.
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.
Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.). Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Зарубежный опыт (в частности США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место (53%) среди других областей исследования. По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5 – 10 лет – 52%; на 5 – 25 лет – 64%; на 10 – 25 и более лет – 26%.[5, с.10-11]
В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, они бывают:
- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);
- дальнесрочные (свыше 15 лет).
Сам процесс прогнозирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:
- уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
- тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;
- оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.
При проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.
Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.
Неотъемлемой составной частью социального прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:
- создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;
- определение методов, объектов исследования;
- разработка методики прогнозирования;
- определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.
Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять причины возникновения социальных проблем.
2.2 Методы социального прогнозирования
Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.
Степень формализации в методах прогнозирования в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.
Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.
Экстраполяционный метод отличается многообразием – насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.
Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.
Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.
Самый практикуемый метод прогнозирования – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».
Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом.
При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:
- факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;
- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;
- особенности, специфика развития наиболее важных составных;
- наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.
Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.
Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.
Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:
- определяется круг экспертов;
- выявляются проблемы;
- намечается план и время действий;
- разрабатываются критерии для экспертных оценок;
- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).
Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.
3. Понятие социального прогнозирования
Социальное прогнозирование – одно из основных направлений конкретных социальных исследований, специальный объект которого составляют перспективы развития конкретных социальных процессов. В широком смысле оно охватывает все процессы, связанные с жизнедеятельностью человеческого общества (в отличие от природных, технических, биологических процессов спонтанного, «самопроизвольного» характера, например, прогнозов погоды, урожайности, землетрясений, хода болезни и т.п.), и включает в себя перспективы развития социальных аспектов науки и техники, экономики, социальных отношений, демографических и этнических процессов, здравоохранения и физической культуры, народного образования, градостроительства, литературы и искусства, государства и права, внутренней и внешней политики государств, международных отношений, военного дела, дальнейшего освоения Земли и космоса.
Соответственно различают научно-техническое, медико-биологическое, социально-экономическое, военно-политическое и геокосмическое направления социального прогнозирования. В узком смысле последнее отождествляется обычно с социологическим прогнозированием – исследованием перспектив развития собственно социальных отношений. Особое направление образуют филосовско-методологические проблемы: гносеология и логика научного предвидения, методология и методика разработки прогнозов.
В современных условиях вопросы научного предвидения при решении конкретных перспективных проблем научно-технического, социально-экономического, военно-политического характера приобретают особую важность.
Весьма значительна эффективность прогнозирования социальных процессов в экономическом отношении. Еще 40 лет назад некоторые американские фирмы сумели удвоить и утроить сбыт своей новой продукции (а следовательно, и прибыли) только благодаря оперативному учету данных, содержащихся в прогнозах, которые были разработаны собственными исследовательскими учреждениями или куплены у фирм – «торговцев прогнозами». Каждый доллар, вложенный в разработку прогнозов, через короткое время оборачивается пятьюдесятью долларами чистой прибыли. Тогда же обнаружилось, что хорошо налаженная служба прогнозирования позволяет значительно сократить время на выработку различных планов, программ, проектов, решений и, главное, позволяет существенно повысить их научный уровень, а следовательно, и эффективность.
Среди отличительных особенностей социального прогнозирования выделяют: - формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер (допускают большую степень вероятности); - не обладает директивным характером – прогноз дает информацию для обоснования решений и выбора методов планирования.
Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Опыт прошлых лет и научные достижения современности позволяют осуществлять прогнозирование, т.е. научное предвидение перспектив развития конкретных социальных процессов с особой точностью.
Исследования в
области социального прогнозирования
развертываются в полной мере. Уже сейчас
на их основании можно вывести ряд заключений
об отдельных контурах недалекого будущего
4.Проблемы социального прогнозирования в России
Конкретные
социальные проблемы определяются особенностями
развития мировых социальных систем
общественно-экономических