Основы социального прогозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования.
Задачи работы:
1) определить сущность;
2) охарактеризовать методы;
3) обозначить проблемы.
Объект работы - система реализации социального прог

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…3
1. Возникновение социального прогнозирования………………………...….5
2. Сущность социального прогнозирования……………………………….…6
2.1 Основы социального прогнозирования.......................................................9
2.2 Методы социального прогнозирования…………………………...……..13
3. Понятие прогнозирования…………………………………………….……16
4.Проблемы социального прогнозирования в России………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………21

Работа содержит 1 файл

основы социального прогнозирования.docx

— 39.65 Кб (Скачать)

Введение ……………………………………………………………………..…3

1. Возникновение социального прогнозирования………………………...….5

2. Сущность социального прогнозирования……………………………….…6

2.1 Основы социального прогнозирования.......................................................9

2.2 Методы социального прогнозирования…………………………...……..13

3. Понятие прогнозирования…………………………………………….……16

4.Проблемы социального  прогнозирования в России………………………18

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………………21 
 
 
 
 
 

 

     Введение

     Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к этой теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

     Важную  роль в деятельности социальных сфер играют технологии прогностических исследований, задачи которых состоят в выработке организационных моделей решений социальных проблем, координация механизмов и их реализации. Сочетание определенности и гибкости такие технологии, применяются для развития социальной сферы, так как могут обеспечить ее долгосрочные перспективы развития и функциональную насыщенность.

     На  современном этапе организация  деятельности социальных сфер происходит под влиянием существующих социальных проблем в обществе. В основном это проблемы социально-экономической и политической нестабильности в современной России. Определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Деятельность социальных служб должна быть прогнозируемой и проектируемой на этапе становления, внедрения и развития. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

     Цель  работы - рассмотреть теоретические аспекты социального прогнозирования.

     Задачи  работы:

     1) определить сущность;

     2) охарактеризовать методы;

     3) обозначить проблемы.

     Объект  работы - система реализации социального прогнозирования

 

1.  Возникновение социального прогнозирования

Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н.Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А.Печчеи был основан «Римский клуб» - международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития.[8,с.1] Доклады, подготовленные для клуба крупнейшими учеными Дж. Форрестером,  Д. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и другими, дали толчок развитию науки.

В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.

Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960 – 1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 – начала 1980-х гг. наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля. [4, с.256]

Сегодня социальное прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.

 

2. Сущность социального прогнозирования

      Технологии  социального прогнозирования (от греч. prognфsis -- предвидение, предсказание) -- незаменимый  инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира.

Содержание и  основные аспекты технологий социального  прогнозирования и моделирования  определяются ключевыми характеристиками рассматриваемых понятий. Разработка прогноза -- специальное научное  исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления (в нашем случае социального). Цель прогнозирования -- не просто предвидеть те или иные явления  будущего, а способствовать более  эффективному воздействию на них  в нужном направлении.

Разумеется, опережающее  отражение на социальном уровне отличается от отражения на биологическом уровне. Структура социального прогнозирования  может быть представлена как сочетание  его философских аспектов и технологических  подходов: 1) гносеология и логика научного предвидения; 2) методология  социального прогнозирования; 3) методика социальных прогнозов (анкетирование, экстраполирование, моделирование, прогнозы на базе анализа патентов и т.д.).

Социальное прогнозирование  в зависимости от глубины прогнозного  исследования может быть раскрыто и  уточнено за счет ввода дополнительных информационных данных по различным  блокам -- научно-техническому, информационному, медико-биологическому, социально-экономическому, демографическому, этническому, этическому, экономическому, социологическому, образовательно-культурному, градостроительному, военно-политическому, геокосмическому.

В настоящее  время насчитывается около 150 различных  методов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы: общенаучные, интернаучные, частнонаучные, -- основу которых составляют как  практические, так и теоретические  данные.

К общенаучным  методам относятся анализ, синтез, экстраполяция, интерполяция, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, экспериментирование  и др. Интернаучными являются индуктивный  метод, мозговая атака, метод Дельфи, а также утопия и фантастика. Часть  методов основана на переработке  научно-технической информации (прогнозирование  развития науки и техники) и на различных теориях (морфологического анализа, огибающих кривых, на основе разрешающих матриц, метода проб и ошибок и т.п.). Частнонаучные методы -- это прогнозы по изобарическим картам, скорости добегания волны, срыву лавин, тестам и т.д.

Возросший интерес  к познанию социального побуждает  к разработке все новых и новых  технологий социального развития. В  мире накоплен достаточно большой и  емкий научный материал, раскрывающий как содержание социальных позиций, так и прогностический характер проблем. Поэтапное создание прогноза технологично по самой своей сущности. Сложность заключается не в представлении  характеристики таких технологий, а  в их практическом применении.

Социальное прогнозирование  тесно связано с инновационной  деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое  обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения  в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию  прогностических знании, материальных и других ресурсов общества,

На рубеже 60--70-х  гг. специалисты предлагали решение  проблемы построения социального прогноза или модели путем системного анализа. Трудности, которые приходилось  преодолевать подобным научным и  научно-политическим объединениям, обусловили сокращение количества прогностических  организаций за последние 30 лет с  нескольких тысяч до 200.

Разумеется, разработка прогнозных сценариев развития такого сложного социального объекта, как  человечество в целом, представляет значительные трудности и многие конкретные прогнозы за истекшие 30--35 лет  не оправдались. Однако внимание ученых, политиков и практиков социального  преобразования к технологиям прогнозирования  не ослабевает.

Адекватное, достаточное  полное знание, отражающее объективные  социальные процессы и их связи, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных всех областей обществоведения, на прочном взаимодействии общественных и естественных наук, поскольку на стыке различных областей и форм знания может быть получен больший  объем информации. Функционирование информации осуществляется с помощью  различных каналов и средств  ее распространения и хранения, как  институционализированных, так и  неинституционализированных.

Современный процесс  глобальной информатизации, развитие информационных технологий резко увеличивают  количество информации, циркулирующей  в обществе, и во многом изменяет ее качество (формы ее хранения и  представления, степень многообразия и т.д.). Следует учитывать, что  реально функционирующая в обществе информация всегда включает в себя субъективные элементы (оценки, мнения, восприятие и т.д.), а также неадекватную, искаженную информацию о действительности, основанную на стереотипах, слухах и  других подобных источниках. Поэтому  используемая в технологиях социального  прогнозирования информация, входящая в прогнозный блок, должна быть полной, достоверной, актуальной и обладать следующими свойствами: I) атрибутивными (единство материального и социального, дискретность и непрерывность); 2) прагматическими (новизна, ценность, кумулятивность); 3) динамическими (повторяемость, многократность использования, старение). Следует отметить, что информационную потребность  можно рассматривать как проявление индивидуальных черт и запросов личности, общественных интересов отдельных  социальных групп и человечества в целом. 

 

2.1 Основы социального прогнозирования

  Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из актуальных задач в области, как теоретических исследований, так и научного обоснования социальной практики.

  Сегодня как никогда необходим интегрированный системный анализ общественного развития, позволяющий увидеть и проследить тенденции, ход и динамику социальных процессов.

  Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.

  Следует учитывать, что для успешного прогнозирования и моделирования социальных процессов необходим определенный уровень теоретического мышления, культуры мышления. Иначе невозможно правильно выстроит логику практических действий, смоделировать варианты развития социальных ситуаций, спрогнозировать тенденции их развития, учесть все возможные последствия совершаемых действий для той или иной подсистемы социальной сферы и для общества в целом.

  Основными понятиями данной области знания являются: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», «принципы социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.

Прогностика – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными отраслями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.

Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в понятийно-котегориальном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимального возможной объективности, достоверности и точности.

Информация о работе Основы социального прогозирования