Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:12, реферат
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций.
Основоположник
научной социологии Исидор Огюст
Мария Франсуа Ксавье Конт (1798-1857):
“План научных работ
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая 2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины).
Эволюционная
социология Спенсера.
Герберт Спенсер
(1820-1903) -”Социологическая статика” и
“Принципы социологии”. Продолжил
и развил социологическую традицию
К., хотя не считал его своим учителем.
С. считают основоположником социал-дарвинизма.
Согласно С. - общество - сверхорганический
агрегат, развивающийся по законам эволюции.
Эволюция - осуществляется в борьбе за
существование между обществом и окружающей
средой и различными обществами. В этой
борьбе страх перед живыми и мертвыми
выливается в конфликт. Страх перед живыми
порождает политические действия, выражающиеся
в милитаризме и порождающие социальную
организацию и государство; страх перед
мертвыми - религию, как основу культуры.
Социальная политика призвана исходить
из эмпирического изучения социально-культурного
контекста явлений, ее значение в том,
чтобы дать естественный ход процессу
эволюции, освободив его от произвола
отдельных индивидов и групп. Исходя из
этого С. сформулировал закон “равной
свободы”. Главная задача государства
- обеспечение соблюдения закона равной
свободы.
Социология Э.Дюргейма.
Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему верований, развил концепцию “религии без Бога”.
Формационная
теория Карла Маркса.
К.Маркс (1798-1883) и
Ф.Энгельс - критик капитализма - считается
творцом концепции социального
конфликта: уничтожения общества и
замены его более справедливым. М.
выступал за революционный путь преобразований.
Развитие общества по М. происходит путем
качественных скачков от одной общ,-экон.
формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение,
феодализм, капитализм, социализм). Развитие
общества -объективно-исторический процесс,
независимый от воли и сознания людей,
в его основе лежит развитие экономических
отношений. Каждая формация характеризуется
определенным уровнем развития производительных
сил (технологии и машины) и производственных
отношений (классы и институты), характеризуемых
понятием способ производства. Противостоянию
классов он придавал абсолютное значение.
Вся история до капитализма рассматривалась,
как история нарастания антагонизма между
эксплуатирующими (присваивающими общественное
богатство) и эксплуатируемыми (создающими
общественное богатство) классами. Отсюда
следует, что дальнейшее общественное
развитие возможно только путем уничтожения
одних классов другими, отменой частной
собственности и заменой классового общества
бесклассовым.
Рассмотренные
социологические концепции в той
или иной мере относятся к позитивистскому
направлению в социологии - утверждению
примата общества и его структур над человеком.
Человек рассматривается как универсальное
существо, а его природные способности
и мотивы - оказываются вне внимания социолога.
Противоположное направление в социологии,
исходящей из природных свойств и мотивов
людей, носит название “понимающей социологии”.
Родоначальником этого направления можно
считать Ф. Тённиса.
Социология Тенниса
(основные работы, принципы, понятия).
Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как естественную, как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой (сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины) Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины (общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.
Социология Зиммеля
(принципы и понятия).
Георг Зиммель (
1858-1918) - Основатель формальной социологии,
представитель “философии жизни”. Настаивал
на противоположности законов природы
и общества, так как “жизнь” понималась
им как процесс “творческого становления”,
неисчерпаемый рациональными средствами
и постигаемый интуитивно. “Переживание
жизни” объективируется в многообразных
формах культуры. “Трагедия жизни” - противоречие
между творчеством и застывшими формами
культуры.
З. считал, что
над миром конкретного бытия
возвышается мир идеальных
Социология М.Вебера
(основные работы, принципы).
Макс Вебер (1864-1920)
“Протестантская этика и дух
капитализма”, “Хозяйство и общество”.
Вебера иногда называют капиталистическим
Марксом, поскольку он разрабатывал
социологию экономического поведения
людей. Исходным тезисом В. является тезис
о том, что конкретно-историческая констатация
действительности (социальные факты) не
могут дать нам знания о ней. Главным инструментом
познания у В. выступают т.н. - идеальные
типы - теоретические категории. Они конструируются
для соотнесения с реальностью и таким
обр. служат инструментом исследования.
Примерами И.Т. являются бюрократия, религия,
капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные
типы предшествуют социальному действию
и определенным образом ориентируют его.
В. выделил четыре типа социального действия:
1) целерациональный 2) ценностнорациональный
3) традиционный 4) аффективный
На основе своего
метода В. дал интерпретацию
В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.
Классификация
наук Огюста Конта.
Идея объединения
наук, сведения всей совокупности знаний
к ограниченному числу простых
и ясных положений, например, к законам
Ньютона, было популярно еще в 18 веке. Однако
Конт стремился к органическому синтезу
наук, при котором их законы, хотя и связанные
иерархически, не сводятся к простым законам
физики. Конт пытался рассмотреть вопрос
о том, как каждая из основных наук относится
к своей позитивной системе и какое ее
направление, то есть определить науку
с двух сторон: ее существенные методы
и ее основные результаты.
Огюст Конт классифицирует
науки по нескольким основаниям:
историческому
(но времени и последовательности
возникновения), логическому (от абстрактного
к конкретному), по сложности предмета
исследования (от простого к сложному),
по характеру связи с практикой. В результате
основные науки расположились в следующем
порядке: математика, астрономия, физика,
химия, биология, социология.
Математика, по
мнению Конта, меньше всего зависит
от других наук, является наиболее абстрактной,
простой и отдаленной от практики
и поэтому возникла раньше других
форм научного познания. Социология, напротив,
непосредственно связана с практикой,
сложна, конкретна, возникла позже других,
так как опирается на их достижения.
Конт выступает
упразднителем философии в
Чтобы изложить
позитивную философию, нужно изложить
систему наук, анализ из предметов,
методов, законов, сходств и отличий.
В основу классификации наук Конт положил
из объективные признаки. Он разделил
науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные
науки изучают законы определенных явлений,
которые применяют эти законы к частным
областям. Например, биология - общая абстрактная
наука, применяющая общие законы биологии.
Конт выделил 5 абстрактных, теоретических
наук: астрономия, физика, химия, биология
и социология, соответствующие науки.
Социальные явления, по Конту, отличаются
наибольшей сложностью и в то же время
зависимостью от других, что объявляет
позднее возникновение социологии. Следует
заметить и то, что социология вначале
называлась Контом социальной физикой,
то есть позитивную науку об обществе
Конт называл вначале социальной физикой,
а позднее, когда он переосмыслил ее предмет
и методы исследования, он назвал ее социологией.
Это переименование он объяснил не своим
причастием к неологизмам, а необходимостью
создания новой дисциплины, посвященной
позитивным исследованиям детальных законов,
свойственным обществу и общественным
феноменам.
Конт указывал,
что социология должна быть теоретической
наукой, в отличие от описательной
«социальной физики» - А. Кегле. Превращение
социологии в позитивную науку завершает
систему позитивной философии, тем
самым знаменуя наступление позитивной
стадии человеческого ума и человеческого
общества. Итак, то означало, что Конт совершил
настоящую позитивную революцию, победу
науки над схоластикой и метафизикой.
Информация о работе Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт