Министерство Образования
и Науки Российской Федерации
Волгоградский Государственный
Технический Университет
Факультет подготовки инженерных
кадров
Контрольная работа
по дисциплине:
«Социология»
Выполнил: студент 2 курса
ФПИК
(заочная форма обучения)
Группа ММЗ-251,.
Адрес: 400120 г. Волгоград,
ул. Елецкая 19-9
Проверил: доц. Токарев В.В.
Волгоград 2012 г.
Основные виды
конфликтов: проблемы и классификация
План работы:
Введение
- Понятие, виды и функции конфликтов.
- Способы разрешения конфликтов.
Заключение
Введение
Концепция позитивно-функционального
конфликта Льюиса Козера
Суть её в следующем. Обществу
присущи фатально неизбежное социальное
неравенство, вечная психологическая
неудовлетворённость его членов и проистекающая
отсюда напряжённость между индивидами
и группами. Под социальным конфликтом он
понимает "борьбу за ценности и претензии
на определённый статус, власть и ресурсы,
борьбу, в которой целями противников
являются нейтрализация, нанесение ущерба
или уничтожение соперника". Это наиболее
распространённое определение конфликта
в западной социологии. Л. Козер тесно
увязывает форму и интенсивность конфликта
с особенностями конфликтующих сторон.
Так как конфликт между группами способствует
укреплению внутригрупповой солидарности
(общая угроза сближает), и, следовательно,
сохранению группы, то лидеры группы сознательно
прибегают к поискам внешнего врага и
разжигают мнимый конфликт. Известна и
тактика, направленная на поиски внутреннего
врага ("предателя"), особенно когда
лидеры терпят неудачи и поражения. При
этом, отмечает Козер, большие группы при
высокой степени соучастия своих членов
могут проявить значительную степень
гибкости. Малые же группы, так же недостаточно
интегрированные, могут проявлять жестокость
и нетерпимость по отношению к "уклонившимся"
членам.
Конфликтная модель
общества Р. Дарендорфа
Концепция "позитивно-функционального
конфликта" господствовала недолго.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф
в середине 60-х годов выступил с обоснованием
новой теории социального конфликта, получившей
название "конфликтной модели общества".
Суть его концепции:
- Любое общество постоянно подвержено изменению; в каждый момент общество переживает социальный конфликт; любое общество опирается на принуждение одних его членов другими. Поэтому для общества характерно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, а отсюда проистекают различия их интересов и устремлений, что и вызывает взаимные прения, антагонизмы и, как результат этого, структурные изменения самого общества. Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма.
- Р. Дарендорф считает, что сам ход общественного развития объективно порождает глубинные причины социальных конфликтов, но вместе с тем он допускает возможность общества влиять на них. Это открывает перед западным обществом иную историческую перспективу, чем предсказывал капитализму К. Маркс. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы бессильна объяснить типичные для современного капитализма коллизии. В современных условиях возможны глубокие эволюционные изменения, необходимость революционных переворотов отпадает. Другими словами, рабочий класс Запада может добиться осуществления своих целей на путях соглашений с предпринимателями и властью, без революционного преобразования общества, в рамках буржуазного строя.
- Общества, утверждает Дарендорф, отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а только различным отношением к нему со стороны власти. В демократическом обществе конфликты неизбежно имеют место, делают их невзрывоопасными. "Тот, кто умеет справиться с конфликтами путём их признания и регулирования, тот берёт под свой контроль ритм истории, - пишет Дарендорф. – Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники".
Общая теория конфликта
К. Боулдинга
- Среди концепций, претендующих на универсальное применение, важное место занимает "общая теория конфликта" американского социолога Боулдинга, изложенная в его книге "Конфликт и защита. Общая теория" (1963 г.). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Поэтому знание "общей теории конфликта" позволяет общественным силам контролировать любой специфический конфликт, управлять им, прогнозировать его последствия.
Вот основные положения этой концепции. Конфликт неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит его стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой.
В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как своё противостояние, так и своё отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но всё это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать, или, по крайней мере, существенно ограничивать.
Он рассматривает два аспекта социального конфликта – статический и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны, участвующие в конфликте, и отношения между ними. Поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые.
В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. Он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются "реактивными процессами". Например, механизм зарождения и нарастания любви совершенно аналогичен такому явлению, как гонка вооружения, которая, как и война, является реактивным процессом.
Таким образом, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. Он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолеть и разрешить, соответствующим образом манипулируя раздражителями путём изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.
Конфликтология развивалась в основном на Западе. Зарубежные учёные далеко продвинулись в разработке теории социального конфликта. Такие аспекты, как возникновение и причины, ход развития, методы разрешения и последствия, представлены в виде чётких моделей. Широкое распространение и эффективное использование концепций социального конфликта в странах Запада обусловлены тем, что эти концепции в своей основе затрагивают насущные интересы людей, их непосредственные нужды. Конфликтология, например в США, стала одной из авторитетных общественных наук, превратилась в теорию регуляции конфликтов, владения конфликтной ситуацией. Её практическая направленность состоит в формировании общественного сознания с целью регулирования, трансформации конфликтов.
- Понятие, виды и функции конфликтов.
Конфликт
КОНФЛИКТ — столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов людей. В основе любого
конфликта лежит ситуация, включающая
либо противоречивые позиции сторон по
какому-либо поводу, либо противоположные
цели и средства их достижения в данных
обстоятельствах либо несовпадение интересов,
желаний партнеров. Конфликты могут возникать
в связи с противоречиями: поиска, когда
сталкиваются новаторство и консерватизм;
групповых интересов, когда люди отстаивают
интересы только своей группы, коллектива
при игнорировании общих интересов; связанными
с личными, эгоистичными побуждениями,
когда корысть подавляет все другие мотивы. Конфликт(межличностный) возникает,
когда одна сторона начинает действовать,
ущемляя интересы другой. Если другая
сторона отвечает тем же, то конфликт может
развиваться как неконструктивный или
конструктивный. Конфликт вызывает недоверие и тревожность,
он накладывает отпечаток на внутреннюю
жизнь коллектива и психологическое состояние
конкретного человека. Еще недавно конфликт
считался всецело негативным явлением
в системе взаимоотношений между людьми,
в том числе в вузе и школе. В настоящее
время психологи рассматривают конфликт
как естественное возникновение назревших
противоречий между людьми
Основные виды
конфликтов.
По проблемам классификации
социальных конфликтов среди исследователей
нет единой точки зрения. Думается,
можно присоединиться в В.и. Сперанскому,
который предлагает определять основные
виды конфликтов в зависимости от того,
что берется за основание классификации.
Если за основание
берутся особенности сторон, то можно
выделить:
- межличностные;
- между личностью и группой;
- внутригрупповые;
- между малыми и большими социальными общностями;
- межэтнические;
- межгосударственные.
В зависимости от мотивации
конфликта выделяют три блока
социальных конфликтов:
- конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
- конфликты по поводу материальных ресурсов;
- конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.
Таким образом, классификация конфликтов
— метод познания, заключающийся
в объединении их в группы на основе
какого-либо признака. Базисная типология
конфликтов позволяет определить в
нем наиболее общие структурные
единицы.
В принципе, в основе классификации
может лежать любой признак конфликта.
Если за основу берется характеристика,
присущая всем конфликтам, то классификация
называется общей. В противном случае
она будет частной.
1.3 Функции
конфликта.
Конфликт выполняет как положительные,
так и отрицательные социальные
функции. Позитивное или негативное
воздействие конфликта во многом
обусловлено социальной системой. В
свободно структурируемых группах,
где конфликт считается нормой и
существуют разнообразные механизмы его
урегулирования, конфликт, как правило,
способствует большой жизнеспособности,
динамизму и восприимчивости к прогрессу.
В тоталитарно организованной социальной
группе конфликт не признается в принципе,
а единственным механизмом его разрешения
является подавление силой. Подавленный
конфликт становится дисфункциональным,
ведущим людей к дезинтеграции, обострению
старых и возникновению новых противоречий.
Нерешенные противоречия накапливаются,
а если проявляются в форме конфликта,
то ведут к серьезным социальным потрясениям.
Среди позитивных функций конфликта по
отношению к основным участникам можно
выделить следующие:
- конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
- конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
- конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
- конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
- конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
- при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
- межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.
- Негативные функции межличностных конфликтов:
- большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
- неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
- конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
- конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
- конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
- конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
- конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;
конфликты зачастую отрицательно влияют
на развитие личности. Они могут
способствовать формированию у человека
неверия в торжество справедливости,
убежденности, что другой всегда прав
и т.д.
Проблемы соотношения
социального конфликта и социального
согласия
Важной проблемой в
современной социологии является соотношение
социального конфликта и социального
согласия. Очевидно, что полностью
бесконфликтное общество, или общество
абсолютного согласия не только
нереально, но и нежелательно, поскольку
рассмотренный выше материал наглядно
показывает, что полное отсутствие
конфликтов означает стагнацию развития.
Кроме того, важно определить
границы социального согласия. Т.н.
консенсуальный «беспредел», когда все
соглашаются со всеми – не есть социальное
согласие. Невозможно согласие с преступными
сообществами, экстремистами и пр. Социальное
согласие может быть рассмотрено на
самых различных уровнях - глобальном,
межгосударственном, межгрупповом, внутригрупповом,
межорганизационном, внутриорганизационном,
межличностном, внутриличностном уровнях.
Наука о разрешении и регулировании
конфликтов как раз и является
одним из механизмов достижения определенного
этапа относительного социального
согласия. Нельзя также не согласиться
с распространенной точкой зрения,
что для достижения социального
согласия, общественной гармонии, нужно
начинать с гармонии внутриличностной,
с уровня отдельного человека.
Несомненный интерес представляет
точка зрения С.А. Эфирова, который
разделяет такие виды социального согласия,
как унитарное, тоталитарное согласие
(характерное для тоталитарных государств
и основанное на насильственном насаждении
тех или иных догм, страхе и пр.), и согласие,
свойственное цивилизованным демократическим
государствам и основанное на системе
глубинных демократических общечеловеческих
ценностей.
Вопрос о социальном согласии осложняется
и тем, что если есть четкие определения
того, что есть социальный конфликт,
то относительно того, что есть социальное
согласие, дело обстоит сложнее.
Как правило, исследователи затрудняются
обозначить его структуру, составные
части. Обычно социальное согласие рассматривается
в едином контексте с конфликтом
и солидарностью и сотрудничеством
как средствами выхода из конфликта.
2. Cпособы разрешения конфликтов.
Конфликтологами разработаны
и продолжают разрабатываться способы
предотвращения, профилактики конфликтов
и методы их "безболезненного" разрешения.