Основные теории местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Теории о местном самоуправлении появляются в первой половине XIX века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия.
Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII-XIX вв.

Работа содержит 1 файл

Основные теории местного самоуправления.docx

— 37.71 Кб (Скачать)

     Определенным  достижением Закона можно считать  и расширение форм самостоятельного решения вопросов местного значения непосредственно населением.

     Местное самоуправление имеет серьезные  конституционные основы и главным путем его становления и развития в настоящее время является установление достаточно подробных гарантий местного самоуправления федеральным законодательством.

       Местное самоуправление в России, вопреки почти устоявшимся в  печати характеристикам, находится  в настоящее время, скорее, в  стадии не реформирования, а формирования. Наличие конституционных положений о местном самоуправлении, законодательства о местном самоуправлении, соответствующего букве Конституции Российской Федерации и Европейской хартии местного самоуправления, еще не создает действительно эффективно работающей системы местного самоуправления, не предусматривает действенного механизма его "самозащиты".

     Традиции  самоуправления в России во многом отсутствуют. Местные органы в течение нескольких десятилетий рассматриваются населением как органы государства.

       Местное самоуправление выступает  как важный инструмент проведения  широкомасштабных реформ различных  сторон общественной и государственной  жизни. Смысл и задача преобразований - осуществить их в комплексе.  Здесь недопустимы "сбои" на "низовых" уровнях власти. Важно только, чтобы в этом процессе не потерялась суть местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения в своих интересах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Теория  свободной общины заключается в представлении общины как предшественницы государства. Община — это независимая, самостоятельная единица в решении всех задач. Государство представляет собой результат объединения общин по экономическим и политическим мотивам. Сама община независима от государства.

       Хозяйственная и общественная теории представляют самоуправление как заведование (управление) делами местного хозяйства. Теории постановляют полную самостоятельность коммуны и отсутствие государственного надзора. В данной модели государство противопоставляется обществу.

       Государственная теория заявляет, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления. Их компетенция целиком и полностью создается и регулируется государством. Всякое управление публичного характера — дело государственное, а самоуправление — возложение обязанностей и полномочий на местные выборные органы для осуществления задач государственное управления. Местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам.

       Именно  на этой теории основывались теоретики местного самоуправления в СССР.

       Политические  теории (Р. Гнейст) заявляет, что сущность местного самоуправления в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. «Самоуправление есть прежде всего самодеятельность граждан».

       Юридическая теория рассматривает «самоуправляющиеся единицы» как юридических лиц.

       Важно отметить, что все теории не противоречат друг другу и не являются альтернативными. Их можно считать эволюцией самоуправления.

       Важное  место в теории и практике местного самоуправления занимает принцип субсидиарности. Субсидиарность - (от лат. subsidiaire - «поддерживающий») - это принцип организации и деятельности государства и других институтов, согласно которому вышестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие органы 
 
 
 

       В науке муниципального права сформировался  целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается  его сущность. Наиболее верной представляется классификация Л. Велихова, который  выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную. 
 

     См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — С. 55..

Информация о работе Основные теории местного самоуправления