Основные принципы социальной защиты пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:33, реферат

Описание работы

принципы, формы обслуживания и особенности социальной работы. 2010 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1. Принципы социальной защиты пожилых и старых людей………………………………...5

2. Формы обслуживания пожилых людей……………………………………………………...8

3. Государственная политика в отношении пожилых и старых людей……………………..12

Заключение……………………………………………………………………………...……...15

Список литературы……………………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.52 Кб (Скачать)

   СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕНТРЫ для граждан пожилого возраста и инвалидов созданы в 1999 г., в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий по здоровому образу жизни, укреплению здоровья пожилых и старых людей, сохранению способности обходиться как можно дольше без посторонней помощи. Для поступления в социальнооздоровительный центр пожилые люди должны иметь заключение поликлиники о состоянии здоровья, рекомендованных санитарно-реабилитационных мероприятиях и отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в заведении такого рода. Основная направленность социально-оздоровительных центров — реабилитация и психологическая поддержка, проведение санитарно-просветительной работы в целях ускорения личностной адаптации к новым условиям жизни. В этом процессе участвуют врачи, психологи, специалисты по социальной работе, культработники.

   В последние годы среди пожилых  и старых людей заметно увеличилась доля лиц, не имеющих постоянного места жительства и занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Эти люди в силу своего асоциального поведения, а также пребывания в антисанитарных условиях представляют особую опасность для окружающих как источники инфекционных заболеваний, создают угрозу социальному благополучию общества, так как нередко совершают криминальные действия. Оказание им социальной помощи имеет особый смысл для системы социальной защиты. Как правило, социальное обслуживание осуществляется в учреждениях полустационарного типа.

СОЦИАЛЬНЫЕ  ДОМА для граждан пожилого и старческого возраста предназначены для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию. В социальном доме созданы благоприятные условия для проживания и самообслуживания, для предоставления проживающим социально-бытовой и медицинской помощи, для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. Здесь действуют отделения социального обслуживания на дому, оказывающие бытовую помощь проживающим. Такое жилье выделяется нуждающимся старым людям без права прописки и наследования.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА для одиноких пенсионеров  и инвалидов, а также бездетных  супружеских пар заслуживают особого внимания. При обязательном условии передачи принадлежащего им жилья в муниципальную собственность города такие старые люди получают одно- или двухкомнатную квартиру, а также соответствующую доплату разницы между стоимостью их собственного жилья и полученного в специальном доме. Пожилые люди здесь обеспечены медицинской и социально-бытовой помощью, для них проводится культурно-просветительная и развлекательная работа. В таком доме имеются все средства малой механизации, облегчающие самообслуживание проживающих. Жители такого дома пользуются полной свободой передвижения не только в пределах города, но могут по собственному желанию выезжать на санаторно-курортное лечение и даже продолжать свою трудовую деятельность в различных производствах.

НЕСТАЦИОНАРНЫЕ  социальные учреждения — это относительно новая форма оказания социальной помощи населению старшего возраста в Российской Федерации.

   ЦЕНТРЫ  СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ЦСО) являются ведущими государственными учреждениями в сфере нестационарного социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. ЦСО помогают наладить разнообразные формы социальной работы, полнее учесть интересы и потребности различных категорий пожилых людей при непосредственном контакте с ними.

   В основу деятельности ЦСО положены основные принципы социальной работы:

  • служение клиенту;
  • добровольность и понимание;
  • полезность и открытость;
  • конфиденциальность;
  • содействие в самопомощи посредством активизации личностных усилий.

ОТДЕЛЕНИЕ НАДОМНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ создано для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социальной помощи одиноким или одиноко проживающим пожилым людям, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в домашних условиях.

   Основные  социальные услуги, оказываемые социальными работниками отделений социально-бытового обслуживания на дому, следующие:

  • выявление и учет совместно с органами здравоохранения и другими организациями одиноких старых людей и нетрудоспособных граждан;
  • дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
  • содействие в оформлении необходимых документов для установления опеки или попечительства, а также помещения в дома-интернаты;
  • покупка и доставка на дом обедов, продовольственных и необходимых промышленных товаров;
  • сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в прачечную, химчистку, мастерские по ремонту;
  • содействие в оказании необходимой медицинской помощи и обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • оказание психологической помощи и др.

ОТДЕЛЕНИЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ (ОДП) занимают особое место в системе нестационарных форм социального обслуживания населения старшего возраста. Их предназначение — предоставление социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания гражданам пожилого и старческого возраста, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению; организация их питания и отдыха; привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержанию активного образа жизни.

   ОТДЕЛЕНИЕ СРОЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ОССО) оказывает неотложную социальную помощь разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

   Срочная социальная помощь — наиболее распространенный вид социальной поддержки населения старшего возраста в нестационарных условиях; включает в себя следующие гарантированные государством социальные услуги:

  • разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  • обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилья;
  • оказание экстренной психологической помощи;
  • оказание гуманитарной помощи;
  • оказание юридических и прочих консультативных услуг.

 

  1. Государственная политика в отношении  пожилых и старых людей.

      Правовая  система Российской Федерации состоит  из законодательных, нормативных и  иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе  и граждан пожилого возраста.

      Социальную  защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые  можно условно разделить на три  группы норм:

  1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. «К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.)»
  2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  3. Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др.). Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».

      И федеральные, и местные правовые акты разрабатываются с учётом основных международных документов (Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Принципы ООН в отношении пожилых людей  «Сделать полнокровной жизнь лиц  преклонного возраста», принятые Генеральной  Ассамблеей ООН в 1991 году; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1992 году; Европейская  социальная хартия, подписанная государствами  – членами Совета Европы в 1961 году, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию в 1996 году; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998 года). А также приобретённого рядом стран (Великобритания, Германия, Швеция и др.) опыта в решении проблем старшего поколения.

      Социальная  защита старых людей в Российской Федерации реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне. «В последние годы появились различные негосударственные  общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность  действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 года, затем был  организован департамент по делам  пожилых в министерстве социальной защиты». С принятием Конвенции  развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа произошел  переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня благосостояния граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия  социального обслуживания через  систему различных служб. Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в  условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная  помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.

      Федеральная целевая программа  «СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ».

      Проблема  старения населения, затрагивающая  все стороны деятельности государства  и общества, на этапе реформирования экономики и устройства общества ставит перед Российской Федерацией ответственные задачи по пути к устойчивому  социальному развитию, обеспечению  коллективной безопасности граждан  России в течение всей жизни.

      Следуя  рекомендациям и принципам, изложенным в документах ООН по проблемам  старения населения, и руководствуясь ими, Российская Федерация намерена сформировать и реализовать собственную  стратегию реагирования на новый  вызов времени.

      В Концепции сформулированы принципы и важнейшие направления государственной  социальной политики. Концепция является основой для разработки официальных  документов, конкретных программ и  мероприятий в областях, где затрагиваются  интересы пожилых людей.

      Положения Концепции дополняются, уточняются и конкретизируются в постановлениях, распоряжениях, планах действий и других документах, утверждаемых Правительством Российской Федерации. 
 

Заключение.

Организация социального обслуживания пожилых  должна быть нацелена на обеспечение  безопасной старости через снижение воздействия факторов социального  риска и максимально возможную  степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением  широкого спектра услуг в области  профилактики и развития, чтобы пожилые  могли как можно дольше сохранять  социальный тонус и привычный  образ жизни, оставаясь активными  и полезными членами общества.

Из вышеперечисленного можно наблюдать всестороннюю помощь и поддержку государства пожилых и старых людей. Однако несмотря на такое огромное разнообразие различных форм обслуживания, этого недостаточно для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности пожилых людей. Ведь старость предполагает большое количество проблем как медицинского, так и социально-психологического характера. И государственная политика недостаточно эффективна в этом плане. Это подтверждается уровнем жизни пожилых, который в настоящее время является критически низким.

Принципы  социального обслуживания населения  сформулированы четко, но не всегда они  выполняются на деле. Здесь поднимается  проблема о квалифицированности  и добропорядочности работников социальной сферы и немаловажным фактором являются их возможности, ведь именно на их плечи возлагается тяжелый  труд ухода за пожилыми и старыми  людьми, которые требуют особого  внимания и подхода. 
 

 

 
  
Список литературы

  1. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста: Учеб. пособие/Н.Ф. Басов. - Ростов н/Д:феникс , 2009г. - 346с.
  2. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): Учеб.пособие для ВУЗов/Р.С.Яцемирская. – М: Академический проект, 2006. – 320 с.
  3. Холостова Е И.. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. – 3 – е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 296 с.

Информация о работе Основные принципы социальной защиты пожилых людей