Автор: Ирина Гайворонских, 11 Декабря 2010 в 10:08, доклад
Социальное осмысление жизненных сил человека и общества в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. приобрело новый масштаб, широту и глубину. Оно все более становилось рационалистическим, соотносимым с практикой, точным знанием. И вместе с тем для него более значимым было влияние авторского начала, а также традиций разнообразных школ социальной мыли, разнообразие которых становилось обширнее. Оно не могло не повлиять на характер социологизации обществознания того периода.
Клод Анри де Сен-Симон
(1760-1825) французский мыслитель, социолог,
социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера,
неудовлетворенный буржуазной революцией,
Сен-Симон замыслил "исправить" ее
результаты с помощью научной социологической
системы, призванной служить орудием создания
рационального общества.
Начав с идей "социального физицизма",
построенного на механистическом распространении
ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон
разрабатывал затем концепцию физиологии
социальной, в которой рационалистические
воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных
явлений. Объясняя развитие общества в
конечном счете сменой господствующих
в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон
полагал, что определяющее значение в
истории имеют "индустрия" (под которой
он подразумевал все виды экономической
деятельности людей) и соответствующие
ей формы собственности и классы. Каждая
обществ, система, согласно Сен-Симону,
развивает постепенно и до конца свои
идеи и господствующие формы собственности,
после чего эпоха созидательная, "органическая",
сменяется "критической", разрушительной
эпохой, ведущей к построению более высокого
общественного строя.
Таким образом, Сен-Симон сделал первый
шаг по пути рассмотрения общественных
явлений как различных сторон закономерно
развивающегося целостного организма.
Понимание всемирной истории у Сен-Симона
пронизано мыслью о прогрессе как поступательном
движении человечества от низших обществ,
форм к высшим по стадиям религиозного,
метафизического, и позитивного, научного,
мышления. Основными ступенями прогресса
Сен-Симон считал переход от первобытного
идолопоклонства к политеизму и основанному
на нем рабству, а затем смену политеизма
монотеизмом христианской религии,
что привело к утверждению феодально-сословного
строя.
С 15 в., согласно Сен-Симону, наступила
новая критическая эпоха: феодально-богословско-
Сен-Симон не противопоставлял интересы
пролетариата и буржуазии, объединяя их
в единый класс "индустриалов". В
"промышленной системе" Сен-Симона
буржуазия, сохраняющая собственность
на средства производства, призвана обеспечить
трудящимся рост общественного богатства.
Разработанная Сен-Симоном религиозная
концепция "нового христианства"
призвана была дополнить материальные
стимулы "промышленной системы" моральными
требованиями новой религии с ее лозунгом
"все люди - братья".
Сен-Симон оказал большое влияние на передовую
обществ. мысль и развитие социалистических
идей во Франции, Германии, Италии, России
и ряде др. стран. Ученики Сен-Симона - Б.
П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.-
образовали школу сен-симонизма, которая
систематизировала, а в ряде вопросов
продолжила разработку учения Сен-Симона,
развивая его социалистические тенденции.
Однако она вскоре выродилась в религиозную
секту и в начале 30-х гг. 19 в. распалась.
Учение Сен-Симона явилось одним из идейных
источников научного социализма.
Список использованной литературы: