Основные предшественники социологии

Автор: Ирина Гайворонских, 11 Декабря 2010 в 10:08, доклад

Описание работы

Социальное осмысление жизненных сил человека и общества в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. приобрело новый масштаб, широту и глубину. Оно все более становилось рационалистическим, соотносимым с практикой, точным знанием. И вместе с тем для него более значимым было влияние авторского начала, а также традиций разнообразных школ социальной мыли, разнообразие которых становилось обширнее. Оно не могло не повлиять на характер социологизации обществознания того периода.

Работа содержит 1 файл

срс по социологии.docx

— 29.98 Кб (Скачать)

   ФГОУ  «Алтайская государственная академия культуры и искусств»

   Факультет информационных ресурсов и дизайна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Основные  предшественники  социологии

   СРС по социологии 
 

                  Выполнила: студентка 3-го курса ФИРиД очн.отд. гр.МИР-083 Гайворонских И. А

                  Проверил: Растов Ю. Е. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Барнаул

   2010

   Социальное  осмысление жизненных сил человека и общества в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. приобрело новый масштаб, широту и глубину. Оно все более становилось рационалистическим, соотносимым с практикой, точным знанием. И вместе с тем для него более значимым было влияние авторского начала, а также традиций разнообразных школ социальной мыли, разнообразие которых становилось обширнее. Оно не могло не повлиять на характер социологизации обществознания того периода. 

Первое место  в ряду непосредственных предшественников социологии занимает Шарль Луи де Монтескье (18.01.1689-10.02.1755) - французский философ-просветитель, историк, правовед и писатель; участник "Энциклопедии". Занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, член Бордоской академии. По своим философким взглядам Монтескье - деист с весьма заметным уклоном в сторону материализма.  
 
Основные сочинения Монтескье - "Персидские письма" (1721), "Рассуждение о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748),- проникнутые пафосом отрицания феодальных отношений, пользовались большой популярностью в революционной Франции; для обоснования своих политических программ на них ссылались Марат, Робеспьер, многие из жирондистов. Разработанные Монтескье принципы разделения властей и трех видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств. Естественными законами человека Монтескье считает "мир", "стремление добывать себе пищу", "просьбу, обращенную одним человеком к другому", "желание жить в обществе".  
 
В четырнадцатой книге "Духа законов" Монтескье впервые разработал основные принципы "географического направления" в социологии, согласно которым географическая среда, и в первую очередь климат, является основной причиной различных форм государственного устройства. В историософии и антропологии Монтескье отчетливо просматривается дуализм, унаследованный от метафизики Декарта. В силу этого географические условия жизни народов и действия законодателей, равно как и подчиненность наделенного свободной волей человека законам природы, оказываются независимыми детерминантами социального, нравственного и духовного развития человеческого общества и отдельной личности. В результате у Монтескье очень часто сливаются понятия объективного и юридического законов, отсюда же дуализм природы и разума, оптимизма и пессимизма его системы. Помимо философов и социологов, идеи Монтескье оказали большое влияние на историков (Э. Гиббон), а в России-благодаря критике русского деспотизма, которому посвящено немало страниц в "Духе законов",- на Радищева, декабристов, Пушкина, Чаадаева, а также на крупнейшего русского представителя "географической школы" - Л. И. Мечникова.
 

Жан-Жак Руссо (1712-1778, французский философ, деятель Просвещения, писатель) завершил разработку теории общественного договора. 
Социологические взгляды Руссо выражены в его трактатах: "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов" (1750); "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755); "Об общественном договоре" (1762) и др.  
 
Руссо критиковал современое ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, "естественное состояние" дообщественного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного обществ, устройства. И то и др. постигалось главным образом методом рациональной дедукции, хотя и с привлечением большого
исторического материала. Руссо продолжил традицию "робинзонад" в обществознании, беря за исходный пункт изолированного индивида. Согласно Руссо, человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Он не испытывает потребности ни в прочных общественных связях, ни в труде, ни в разуме, ни в морали. Но ему равно присущи стремление к самосохранению и сострадание. Поэтому Руссо не считает, в отличие от Гоббса, естественное состояние "войной всех против всех".  
 
Рост населения и географические причины ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот, вплоть до развития, помимо естественных "потребностей тела", искусственных "потребностей духа". Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, т. е. общественным, - установление частной собственности. "Один только труд, давая земледельцу право на продукты земли, им обработанной, дает ему, следовательно, право и на землю, по меньшей мере, до сбора урожая,- и так из года в год: что, делая обладание непрерывным, легко превращается в собственность". В этих условиях неравенство сил и дарований людей приводит к неравенству в собственности, которое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных приводят, главным образом первых, к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.  
 
Возврат к естественному состоянию невозможен. Развитие неравенства проходит три этапа: установление и узаконение богатства и бедности; могущества и беззащитности; господства и порабощения - "а это уже последняя ступень неравенства и тот предел, к которому приводят в конце концов все остальные его ступени до тех пор, пока новые перевороты не уничтожат Власть окончательно или же не приблизят ее к законному установлению". Такое законное установление всегда имеет в виду два момента: неотчуждаемость свободы как важнейшего определения человека и неотчуждаемость "народного суверенитета". Общественный договор состоит в том, что "каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого... По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает". Общая воля не тождественна воле всех: народ как политический организм и суверен может обладать иными интересами, чем совокупность интересов отдельных людей. 
 
Таким образом, любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря некоему "первоначальному соглашению". Ей не может быть передано ни право суверена, ни даже право представлять суверен. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа как суверена, в любой момент правомочного отказаться от любого законодательного решения и принять новое. Политический организм, как и всякий организм, смертей. Продлить его
здоровье и существование могут удачное правление и законодательство. Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но т. к. столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склоняется к аристократии: "...именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к своей собственной". Порче же нравов содействуют науки и иск-ва, порождающие честолюбие, препятствующие естеств. поведению людей. Взгляды Руссо решающим образом повлияли на идеологию наиболее радикально настроенных лидеров Великой французской революции, положили начало совр. критике цивилизации, во многом определили дальнейшее развитие социальной философии и философии права. Ему многим обязан весь органицистский социологизм. 
 

Смит Адам (1723-1790) - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смит оказал значительное влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине (The theory of moral sentiments).  
 
Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания: (1) оценивать поступки окружающих людей и (2) завоевывать их одобрение. Весь комплекс чувств взаимодействующих между собой индивидов Смит называет "сочувствованием". Оно становится возможным в силу того, что каждый человек является одновременно "внешним" и "внутренним" наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки др. людей, с др.- глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение.  
 
Согласно Смиту, ключевую роль среди всех человеческих эмоций
играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с точки зрения Смита, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. общественных наук, дал осуществленный Смитом всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как "капитал", "труд", "стоимость", "прибыль" и др. 
Основным источником обществ. богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в обществе. Главным условием процветания
государства Смит считал: (1) господство частной собственности; (2) невмешательство государства в экономику; (3) отсутствие препятствии для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. Смит делил общество на три класса: (1) наемных рабочих; (2) капиталистов и (3) крупных землевладельцев; отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естеств. Работы Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.  

   Адам Смит (1723-1790) известен как классик буржуазной политэкономии, стимулировавший социологические исследования капиталистического общества и вооруживший социологов рядом оригинальных идей. Главная из них – осмысление общества не только и не столько как государства, сколько в качестве "трудового и менового союза людей", т.е. экономической системы. Не отрицая нужности познания политических отношений, он настаивал на первостепенной важности изучения экономических взаимосвязей людей.

   В своем исследовании "О природе и причинах богатства народов" он говорил, что общественная жизнь любого народа и государства основывается на свойственных каждому человеку стремлениях к благополучию и более высокому социальному положению, реализующихся, прежде всего, в труде. Чтобы труд стал условием процветания индивида и государства, обязательно необходимы:

  1. господство частной собственности на средства производства;
  2. невмешательство государства в экономику;
  3. отсутствие препятствий на пути развития предприимчивости людей;
  4. разделение труда между людьми, их специализация в производстве конкретных видов товаров;
  5. всеобщее образование;
  6. расширение применения машин и создание новой техники.

   Богатое и процветающее общество, согласно Смиту, не может быть социально однородным, в нем неизбежны три класса: наемных рабочих, капиталистов и  землевладельцев. Неизбежны также  и противоречия интересов этих классов, которые естественны, полезны обществу, его классам и людям, в них  входящим. Эти противоречия не угрожают существованию классово дифференцированного  общества, могут быть легко решены, при чем не столько государством, сколько самими индивидами.

   По  мнению Смита, поведение каждого  человека обусловлено как его "страстями" (природными факторами), так и причинами  социального порядка. При этом последние  более значимы, ибо в основе поведения  каждого лежит его самооценка и оценка другими людьми. Человек, по Смиту, одновременно является "внешним  наблюдателем", когда оценивает  поступки других, и "внутренним наблюдателем", когда глядит на себя глазами окружающих и корректирует свое поведение с  целью получения одобрения других людей. Это имманентное свойство человека делает его сострадательным, сочувствующим, способным к сопереживанию, побуждает его воздерживаться от причинения зла другому, иметь чувство  справедливости, использовать свою энергию  во благо других.

   Все эти качества людей ниспосланы им свыше, но интенсивность и формы  их проявления целиком и полностью  определяются социальным окружением индивида. Поэтому повышение образованности и воспитанности людей, улучшение  условий их труда, обеспечение необходимой  для нормальной жизни оплаты труда – есть условия стабильности и развития классово-дифференцированного общества. 

Пьер Симон Лаплас (1749-1827), французский математик, физик и астроном, член Парижской Петербургской академий наук, явился пионером в деле математизации обществознания, в частности, использования при анализе социальных процессов некоторых положений теории вероятности. Обществоведческие проблемы занимали внимание других известных естествоиспытателей XVIII - начала XIX в. (Бюффона, Лавуазье и других), показавших возможность и целесообразность естественнонаучных методов анализа общественных явлений. 
Эмпирические исследования поначалу не имели строгой научной методологии, современной программы, методики и техники. Чаще всего они проводились энтузиастами, не имеющими специального высшего образования для организации эмпирических исследований в гуманитарной области. Первое поколение социальных эмпириков, ученых-естествоиспытателей, врачей и общественных деятелей, беспокоили острейшие проблемы, возникшие в обществе. Коротко говоря, эмпирические исследования того времени были неумелыми, но очень актуальными, своевременными. 
Возможно, практики и обратились бы за помощью к теоретикам, но в 18-19 веках они ориентировались на решение абстрактных задач, создание разного рода эволюционных схем и сравнительно-исторических моделей. Они не требовали эмпирического подтверждения, а потому и специальной методологии сбора и анализа данных разрабатывать было ненужно. Достаточно было обратиться к историческим фактам и проиллюстрировать свои мысли.
 

   Грегори Кинг и Эдмунд Галлей продолжили исследования английской школы политической арифметики, обосновали и использовали новые методы сбора количественной социальной информации и математических приемов ее обработки. Эмпирические социальные исследования XVIII в. изменили смысл категории "социальная физика", которую ранее использовали для обозначения обществознания, согласно господствовавшему тогда представлению об обществе как части природы. В начале XIX в. "социальной физикой" стали, как правило, называть совокупность эмпирических социальных исследований, основанных на точных методах естественных наук и развивавшихся автономно от социально-философских моделей осмысления общества. Именно в это время вызрела общественная потребность в синтезировании социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. 

Информация о работе Основные предшественники социологии