Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа
Этническая группа - группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории.
Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями.
При целостности жестко централизованного и фактически унитарного Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя гражданином всего федерального пространства, с другой - партийные и государственные структуры твердо удерживали народы в рамках интернационализма. Даже отдельные националистические высказывания некоторых руководителей в союзных и автономных республиках беспощадно пресекались. Ослабление союзных «обручей» в процессе начавшейся перестройки, гласности и суверенизации национально - территориальных образований обнажили многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и актуализировали дремлющие межнациональные трения. Националистически настроенные и стремящиеся к власти и собственности группы во многих союзных и автономных республиках, в одночасье ставшие национальными героями, бросились объяснять все беды народные действиями союзных органов и эксплуататорским интернационализмом. И в этом была доля правды. Однако, как при любом массовом психозе, в межнациональных отношениях стали доминировать крайности.
Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у народов не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них, мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе «кормят» Центр и другие народы. Спустя некоторое время многие республики, «наглотавшись суверенитетов» (по выражению Н. Назарбаева), станут постепенно осознавать истинные причины своих бед, а в начале перестройки националистическая эйфория была доминирующей. Постепенный распад СССР спустил курок обвальным межнациональным конфликтам во многих союзных и автономных республиках. После легального распада СССР его территория стала зоной этнического бедствия.
Россия, по Конституции, является демократической федеративной республикой, в которой процесс демократизации оказался тесно переплетённым с обострением этнополитических отношений, практически, на всей территории нашего многонационального государства. Корни такой ситуации следует искать в основополагающих принципах государственного устройства Российской Федерации.
Федерация, в отличие от унитаризма, предполагающего целостность, неделимость суверенитета; деление территории унитарной страны осуществляется только по административно - территориальному признаку, представляет собой более сложную систему; здесь несколько государственных образований, обладающих той или иной долей политической самостоятельности, составляют одно союзное государство.
В общепринятом понимании - это добровольная ассоциация суверенных субъектов для достижения общих целей при фиксированном делегировании определённых полномочий в центральные инстанции (федеральные органы).
Субъекты федерации могут носить различные названия -штаты (например: Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мексика, США), провинции (например: Аргентина, Канада), кантоны (например: Швейцария), земли (например: Австрия, ФРГ), республики (например: Российская Федерация) и др. Но статус этих субъектов должен быть одинаков: обладание собственной учредительной властью, правом принимать свои конституции, развивать правовые и судебные системы, устанавливать гражданство наряду с федеральным гражданством.
Бывший СССР представлял собой политический конгломерат, включающий несколько социально-культурных пространств, в которых проживали народы, относящиеся: к различным культурно-историческим комплексам:
- к 20 языковым группам (славянской, тюркской, дагестанской, иранской, балтийской, германской, финно-угорской и др.;
- к различным
На этом, в основном, сыграли с самого начала перестроечных процессов «апологеты демократии», спровоцировав всплеск популярности идей национального сепаратизма в различных регионах страны: Прибалтике, Закавказье, Средней Азии и пр.
Таким образом, сущность современного этнополитического кризиса, заявившего о себе с середины 80-х годов «парадом суверенитетов», непосредственно связана с тем, что в интересах удовлетворения своих политических амбиций и экономических притязаний отдельных групп людей был искусственно прерван естест-венноисторический путь интеграции субъектов многонационального государства, что привело к таким существенным проблемам, как материальное, моральное и физическое истощения каждого из народов, населяющих в прошлом огромную территорию мощного государства - СССР.
С середины 80-х годов в сфере властно-управленческой жизни нашего общества этническая проблематика стала преобладающей в определении того или иного политического курса. Лозунги «национального возрождения» превратились в определяющий инструмент политизации массового сознания и поведения.
Оставшаяся от распавшегося Союза современная Россия - тоже многонациональная федерация, и для её государственной целостности и политической стабильности следует учитывать ошибки прошлого и строить национальную политику на принципах реальной демократии, которая предполагает «обратную связь» политического центра и субъектов федерации, с одной стороны, и политических институтов и гражданского общества, - с другой.
Из всего сказанного возникает закономерный вопрос: является ли многонациональная федерация неизбежно политически нестабильной? Ведь каждый этнос имеет исторические и социальные предпосылки для создания факторов самодостаточности нации, которые порождают его притязания на государственный суверенитет и тем самым могут создавать политические проблемы в том или ином обществе. Но не всё так просто.
Многонациональность - это правило в мировой практике государственного строительства. И в подавляющем большинстве стран сегодня сосуществуют несколько наций, имеются иноэтни-ческие общности (как компактно расселённые, так и дисперсно, т.е. рассеянно, рассыпано), отдельные представители какого-либо народа в ином этносоциальном организме.
По данным западных исследователей, на начало 90-х годов 20-го века из примерно 180-ти государств в мире менее 20-ти являлись гомогенными (однородными) в том смысле, что этнические меньшинства составляли в них менее 5 % населения.
Человечество на пороге XXI века представляет собой систему, состояние которой во многом определяется характером взаимодействий более чем 4000 народов, объединённых в отдельные социальные организмы.
Поэтому проблема организации жизнедеятельности народов в едином социально-экономическом и политическом пространстве традиционно является одной из наиболее сложных. Её решение всегда будет зависеть от сложившихся в политическом сознании представлений о природе наций, об их положении в структуре социального организма.
Но залогом мирного сосуществования наций должны стать выверенные практикой многих стран современного мира следующие принципы политической линии многонациональных государств:
1). Реальное равенство
всех проживающих в данном
государстве народов, которое
в процессе государственного
строительства должно быть
2).Создание органов
3).Мобильное решение проблем общественного производства, духовной жизни и культуры;
4).Постоянный анализ и
контроль над процессами, происходящими
в духовной жизни этноса, в
национальном самосознании
5).Проведение постоянной,
гибкой идеологической работы, воздействие
на самосознание народов, с
одной стороны, идеей образа, с
которым конкретный народ
Значимость названных принципов можно подтвердить конкретным примером - этнополитической ситуацией в самом многонациональном регионе Российской Федерации - на Северном Кавказе.
Мы являемся свидетелями резкого обострения межнациональных конфликтов в республиках Северного Кавказа за последние несколько лет: грузино-абхазский, осетино-ингушский, чечено-российский конфликты.
Стоит заметить, что пользуясь и манипулируя национальным самосознанием, лидеры некоторых политических партий, общественных движений в регионе выдвигают в своих программах на первое место везде и во всём идею приоритетности коренных народов Северного Кавказа.
Особенно активно в этом направлении действуют партии и движения, опирающиеся на реальные нужды и запросы этих народов (кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, ингушей, лезгин, кумыков и др.), используя, в частности, устойчивые традиции их приверженности исламу.
На Северном Кавказе есть сторонники исламского фундаментализма, которые представляют собой ощутимый противовес государственной власти, порой, проявляют себя в качестве детонирующей силы в межнациональных спорах и конфликтах.
Кроме того, в современных условиях по стране в целом становятся более широкими и разнообразными контакты северокавказцев со своими зарубежными диаспорами, расположенными, в основном, в Турции, Сирии, Иране и других странах Ближнего Востока. Влияние этих контактов на национальное самосознание северокавказских народов (как положительное, так и отрицательное) становится всё более ощутимым и глубоким, что является одним из факторов воздействия на деятельность национально-политических и религиозных объединений.
Поэтому многие исследователи считают, что в целях нормализации этнополитической ситуации на Северном Кавказе, как со стороны официальных властей, так и со стороны общественных организаций, следует обращать пристальное внимание на два основополагающих аспекта:
1).С учётом специфики национальной структуры населения Северного Кавказа и её связи с национальным составом населения сопредельных государств, серьёзного внимания требует их политика (в первую очередь, Турции) в ходе межнациональных конфликтов в регионе и реакция законно избранных властей республик и Российской Федерации в целом.
2).В общественно-политической жизни народов Северного Кавказа возросла роль ислама (за исключением большей части Северной Осетии). В соответствии с тем местом, которое занимает мусульманская религия в исторической памяти горцев, она активно влияет не только на содержание национальных интересов, рост национального самосознания, но и на лозунги, методы политической борьбы, символы, цели и задачи отдельных партий и общественных движений.
Итак, национальное самосознание народов Северного Кавказа тесно связано с религиозным, и хотя исламская религия не включена непосредственно в национальное самосознание, она тем не менее играет активную роль этнообразующего фактора (при всём том, что это не национальная, а мировая религия).
На Северном Кавказе сегодня, как и по всей стране, имеются благоприятные условия для разносторонней работы религиозных организаций, которые активно влияют на духовную жизнь людей, на их мировоззренческие и политико-идеологические ориентиры, а также - на национальное самосознание, культуру межнационального общения и т.п.
Анализ общественно-политической ситуации в регионе, результаты социологических опросов населения позволяют в связи с этим сделать следующие выводы, которые мы можем встретить в работах различных авторов: В.Дзидзоева, М.Кучукова, В.Привалова и др.:
1).Есть множество верующих
и религиозных авторитетов,
2).Различные слои верующих
и духовенства поддерживают
Понятно, что интересы сохранения единства и территориальной целостности северокавказских республик и страны в целом, недопустимости их распада требуют решительной борьбы против националистического и религиозного экстремизма.
Решение национального вопроса в национальной политике не будет окончательно достигнуто, пока существуют этносы. Но современное человечество в состоянии гармонизировать национальные отношения, и соблюдая определённые условия, граждане Российской Федерации сумеют преодолеть комплексы национализма и ксенофобии, приводящие к политическому экстремизму, с одной стороны, и тормозящие свободное развитие факторов национальной самодостаточности, - с другой.
Для стимуляции положительных и нейтрализации негативных моментов в Российском полиэтническом государстве необходимо давать простор для естественного, объективного формирования факторов гармоничного развития наций, при которых самоопределение, в том числе и политическое, может и должно осуществляться на бесконфликтной основе.
Это, в частности означает необходимость скорейшего решения таких задач, как:
Информация о работе Основные этнические группы. Сущность этногенеза