Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:00, контрольная работа
Этническая группа - группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории.
Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями.
Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.
Становление нации – процесс сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические факторы. Вместе с тем выделение нации среди других социальных общностей возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. «Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. – немецкий, 4,1 млн. – итальянский, 2,5 млн. – польский, 2,4 млн. – французский и 1,2 млн. – идиш. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества».
Производным от «нации» является термин «национальность», который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах – главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко применяется выражение «этническая национальность». Во-вторых, термин «национальность» используется как собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда говорят, что в Российской Федерации проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.
В социальных науках употребляется понятие «национальные (этнические) меньшинства». Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. Национальные меньшинства характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности.
В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие «национальные меньшинства» в определенной степени теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной численности и по иным критериям.
Процесс формирования этнической идентичности и его трансформации в национализм является обратимым. Он обратим как по причине динамики внешнего соперничества, так и по причине внутренних различий и противоречий среди этнических общностей.
Не существует фундаментальных коллективных архетипов в виде этносов и принадлежность к ним не заложена в человеке изначально;
Культурный облик и границы этнических групп гетерогенны и подвижны и они не обладают давним и строгим набором общеразделяемых характеристик и ценностей.
Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением. По мнению В.Ю. Хотинец, этническое самосознание представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит. Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания
Основные характеристики этнического самосознания таковы:
1) имплицитное наличие в нем целостной картины мира, в том смысле, как мы ее определили выше;
2) его «правильная» передача из поколения в поколение, в процессе нормальной, выработанной данным этносом, социализации;
3) корреляция традиционного
сознания с поведенческими
4) соответствие традиционного
сознания этноса социальным
Таким образом, этническое самосознание адаптировано к историческим реалиям внешнего мира.
Когда мы говорим об этническом самосознании, то слово «сознание» употребляем условно, поскольку то, что мы под ним подразумевается, включает в себя и сознание, и бессознательное. В качестве синонимичного может использоваться термин «менталитет». Однако термин «традиционное сознание» представляется нам предпочтительным, поскольку отражает связь понятий «этническая картина мира» и «традиция».
Таким образом, этническое самосознание представляет собой система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени. В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.
Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.
В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение , на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажется нам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно также и родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина».
Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та же внешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы, особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе.
С развитием этнического самосознания связано возникновение этнических стереотипов, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе.
Этнические группы не являются изолированными, они более или менее общаются между собой. На это взаимодействие сильное влияние оказывают так называемые «этнические стереотипы». У одной этнической группы есть свой созданный определенный образ других групп. Эти имиджи формируются благодаря так называемому процессу «стереотипизации». Признавая себя как члена определенной этнической группы, мы формируем психическую общность, опирающуюся на «чувство-мы». «Чувство-мы» - это осознание особенностей своей группы, отличия ее от других групп. Образ другой группы очень упрощается и сужается, он формируется, основываясь на опыте общения с этой группой, происходившего в прошлом. Этот образ и создает этнический стереотип.
Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп. Может быть неоднородным по структуре. Этнический стереотип состоит из:
· констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
· эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
· определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.
Виды этнических стереотипов:
· Позитивные ("немцы — трудолюбивые")
· Негативные ("русские — ленивые"),
· Автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
· Гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).
Особенности этнических стереотипов:
Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.
Стереотип всегда субъективный. Этот стереотип влияет на межгрупповые отношения и формирует этнические симпатии и антипатии. По констатации отличий от других групп часто переходят к их оценке. Таким образом, проявляется этноцентризм - склонность к осознанию всех жизненных явлений с позиции своей этнической группы, считаемой эталоном. Мы оцениваем других, смотря сквозь призму своей группы и используя принятые в ней критерии.
Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир пробуждает ощущение тревоги.
Процветание этноса зависит от того, сколь хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты, адекватны, гибки. Так, в критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем. Защитные механизмы этноса можно разделить на специфические и неспецифические.
Специфические защитные механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Для этого угроза должна быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так же вписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты — ритуальное или реальное действие. В качестве неспецифических защитных механизмов можно рассматривать саму "этническую картину мира".
Информация о работе Основные этнические группы. Сущность этногенеза