Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть основные этапы женского движения, их актуальность для женских организаций современной России.
Объектом рассмотрения являются непосредственно женские движения. Соответственно цели определены и задачи:
1. Рассмотреть общее и особенное в истории русского и западного феминизма;
2. Отразить предысторию российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР;
3. Описать возрождение феминизма в конце 70-х гг.;
4. Раскрыть основные моменты, присущие российскому феминизму «второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Феминизм в России: культурные аспекты 5
1.1 Общее и особенное в истории русского и западного феминизма 5
1.2 Предыстория российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР 8
1.3 Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении 12
1.4 Российский феминизм «второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время) 13
Глава 2. Современное женское движение: его проблемы И УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ 16
2.1. Проблемы современного женского движения в России 16
2.2. Необходимые условия для активизации женского движения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
«Социологии и социального
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Основные этапы женского движения, их актуальность
для женских организаций
современной России
Группы СРз-04
Руководитель
Тюмень 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Феминизм в России: культурные аспекты 5
1.1
Общее и особенное в истории
русского и западного
1.2 Предыстория российского феминизма
«второй волны»: «решение» женского вопроса
в СССР
1.3
Возрождение феминизма в конце
70-х гг. Женщины в правозащитном движении
1.4
Российский феминизм «второй
волны» (конец 80-х годов по
Глава
2. Современное женское
движение: его проблемы
И УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ
2.1. Проблемы современного женского движения в России 16
2.2.
Необходимые условия для активизации
женского движения
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.
Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие не достигнуто.
В
настоящее время женские
Актуальность
исследования напрямую связана с
важнейшей чертой женского движения:
возникнув как общественно
Цель данной работы - рассмотреть основные этапы женского движения, их актуальность для женских организаций современной России.
Объектом рассмотрения являются непосредственно женские движения. Соответственно цели определены и задачи:
1. Рассмотреть общее и особенное в истории русского и западного феминизма;
2. Отразить предысторию российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР;
3. Описать возрождение феминизма в конце 70-х гг.;
4.
Раскрыть основные моменты,
Работа состоит из двух глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи.
Степень
разработанности темы высокая, что объясняется
ее постоянной актуальностью, существует
множество исследований женского движения
в России.
ГЛАВА 1. Феминизм в России: культурные аспекты
1.1 Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
В истории русского и западного феминизма было немало общего.
У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю, владелицами большого состояния. А.П. Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С.Дягилева, инициатора «Русских сезонов» в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора.
Эти
небедные представительницы «
Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался - от зажиточных к беднеющим и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» - популярное выражение тех лет.
Возрастной состав - молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от «ига семьи».
Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.
Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.
Правовое, в т.ч. имущественное положение россиянок, в отличие от их западноевропейских современниц, было после реформы 1861 года весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адских мучений немилого брака». Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по «понятиям» и обычаям, а не по законам).
Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина XIX века - эпоха зарождения женского предпринимательства в России.
Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.
Русские женщины, приобщившиеся к феминистскому движению, не могли поставить вопроса о политических правах женщин, т.к. в самодержавной России политически бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном контексте «равны мужчинам». Когда в 1881 году, в условиях реакции, были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественными объединениями.
Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.
Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.
Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.
Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). В Украине женское движение 1860-1900 годов вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.) Власова О.И. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. N2., 2008.
Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Это почитание русские феминистки считали «духовным гетто» (А. Тыркова), «шелковыми силками» (М.Н.Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы XX века). Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин» (создан в 1896 году в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX века.
Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи», - утверждал созданный в 1900 году журнал «Женское дело». Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.
Наличие
связи с революционно-