Основные этапы женского движения, их актуальность для женских организаций современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть основные этапы женского движения, их актуальность для женских организаций современной России.
Объектом рассмотрения являются непосредственно женские движения. Соответственно цели определены и задачи:
1. Рассмотреть общее и особенное в истории русского и западного феминизма;
2. Отразить предысторию российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР;
3. Описать возрождение феминизма в конце 70-х гг.;
4. Раскрыть основные моменты, присущие российскому феминизму «второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Феминизм в России: культурные аспекты 5
1.1 Общее и особенное в истории русского и западного феминизма 5
1.2 Предыстория российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР 8
1.3 Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении 12
1.4 Российский феминизм «второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время) 13
Глава 2. Современное женское движение: его проблемы И УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ 16
2.1. Проблемы современного женского движения в России 16
2.2. Необходимые условия для активизации женского движения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное Образовательное  Учреждение Высшего  Профессионального  Образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра «Социологии и социального сервиса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     Основные  этапы женского движения, их актуальность

       для женских организаций  современной России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Курсовая работа студента Ивановой О.П.

            Группы СРз-04

           Руководитель  
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2006

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Феминизм в России: культурные аспекты 5

     1.1 Общее и особенное в истории  русского и западного феминизма 5

       1.2 Предыстория российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР                                                                                      8

     1.3 Возрождение феминизма в конце  70-х гг. Женщины в правозащитном движении                                                                                    12

     1.4 Российский феминизм «второй  волны» (конец 80-х годов по настоящее  время)                                                                                                   13

     Глава 2. Современное женское движение: его проблемы И УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ                                          16

     2.1. Проблемы современного женского движения в России                   16

     2.2. Необходимые условия для активизации женского движения         23                                                                                

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                          28

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                          29

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В XX веке произошло резкое изменение  роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.

     Длительная  борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие не достигнуто.

     В настоящее время женские проблемы заняли особое место в периодике, литературе, искусстве. Несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. Ответом на существующие противоречия и являются женские движения.

     Актуальность  исследования напрямую связана с  важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и  женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.

     Цель  данной работы - рассмотреть основные этапы женского движения, их актуальность для женских организаций современной России.

     Объектом  рассмотрения являются непосредственно  женские движения. Соответственно цели определены и задачи:

     1. Рассмотреть общее и особенное в истории русского и западного феминизма;

     2. Отразить предысторию российского феминизма «второй волны»: «решение» женского вопроса в СССР;

     3. Описать возрождение феминизма в конце 70-х гг.;

     4. Раскрыть основные моменты, присущие  российскому феминизму «второй волны» (конец 80-х годов по настоящее время).

     Работа  состоит из двух глав, в которых  последовательно решаются поставленные задачи.

     Степень разработанности темы высокая, что объясняется ее постоянной актуальностью, существует множество исследований женского движения в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Феминизм в России: культурные аспекты

     1.1 Общее и особенное в истории  русского и западного феминизма

     В истории русского и западного  феминизма было немало общего.

     У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице. Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю, владелицами большого состояния. А.П. Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С.Дягилева, инициатора «Русских сезонов» в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора.

     Эти небедные представительницы «образованного общества» добровольно жертвовали свои средства на общественные нужды.

     Социальный  состав участниц женского движения в  России постепенно модифицировался - от зажиточных к беднеющим и бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» - популярное выражение тех лет.

     Возрастной  состав - молодежь, которая мечтала  избавиться от родительской опеки, от «ига семьи».

     Стремясь  к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

     Несмотря  на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного.

     Правовое, в т.ч. имущественное положение  россиянок, в отличие от их западноевропейских современниц, было после реформы 1861 года весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адских мучений немилого брака». Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по «понятиям» и обычаям, а не по законам).

     Значительные  собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина XIX века - эпоха зарождения женского предпринимательства в России.

     Западные  феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

     Русские женщины, приобщившиеся к феминистскому  движению, не могли поставить вопроса  о политических правах женщин, т.к. в  самодержавной России политически  бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в  социальном контексте «равны мужчинам». Когда в 1881 году, в условиях реакции, были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественными объединениями.

     Феминистское  движение в России не было и не могло  быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

     Бесспорное  своеобразие социальным движениям  в России придавала тесная связь  литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

     Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.

     Большинство деятельниц раннего русского феминизма  хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). В Украине женское движение 1860-1900 годов вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.) Власова О.И. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. N2., 2008.

     Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Это почитание русские феминистки считали «духовным гетто» (А. Тыркова), «шелковыми силками» (М.Н.Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы XX века). Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин» (создан в 1896 году в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX века.

     Иным, по сравнению с Западом, было и  благотворительное направление  российского женского движения. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи», - утверждал созданный в 1900 году журнал «Женское дело». Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.

     Наличие связи с революционно-демократическим  движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-«шестидесятницы» (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. «Семидесятницы» (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав «Земли и воли». В 80-е годы и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е.Чебышева-Дмитриева, А.Шабанова, А.Тыркова, О.Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений - «Женского просветительного общества» (1898 год), и «Московского общества улучшения участи женщин» (1899 год). Благодаря их активности в России в 1900-1904 годах начали регулярно выходить в свет журналы «Женское дело», «Женская гигиена» (1902 год), а также самый известный - «Женский вестник» (1904 год), просуществовавший до запрета большевиками (в 1918 году) более 14 лет. Кайнер К.О. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. № 4, 2001.

Информация о работе Основные этапы женского движения, их актуальность для женских организаций современной России