Основные функции и уровни развития идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Идеология - не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом.
Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает устная, печатная, наглядная, агитация; в ХIХ—XXI вв. для целей пропаганды стали задействоваться появившиеся СМИ (средства массовой информации).

Содержание

Введение........................................................................................................................3
1. Функции идеологии..................................................................................................5
2. Уровни идеологии.....................................................................................................7
3. Специфичность идеологии......................................................................................9
Заключение..................................................................................................................10
Литература...................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

идеология.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей  гуманитарных и социальных наук 

Отделение «Регионоведение» 
 
 

Контрольная работа

по  курсу: «Идеология»

    на  тему: «Основные функции  и уровни развития идеологии» 
     
     
     
     
     

                  Выполнила:

                  Студентка 3 курса ОЗО 

                  Проверил Доцент (профессор):  
                   

                  Результаты  проверки:

 

(зачёт-  незачёт, дата, подпись преподавателя)

 

Работа  сдана и зарегистрирована в деканате:

 

(дата, подпись  методиста ОЗО)

 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011 г.

      СОДЕРЖАНИЕ

 

      Введение........................................................................................................................3

      1. Функции идеологии..................................................................................................5

      2. Уровни идеологии.....................................................................................................7

      3. Специфичность идеологии......................................................................................9

      Заключение..................................................................................................................10

      Литература...................................................................................................................11

      Введение

      Идеология (от греч. - прообраз, идея, и разум, учение) - система концептуально оформленных  взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей  к действительности и друг к другу, а также либо санкционируется существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

      Идеология - не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом.

      Каждая  идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает устная, печатная, наглядная, агитация; в ХIХ—XXI вв. для целей пропаганды стали задействоваться появившиеся СМИ (средства массовой информации).

      Каждая  идеология претендует на то, что  именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

      Но  на деле любая идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего  её философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями. Таким образом, можно сделать следующий вывод:

      а) идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди  которого она распространяется

      б) разные идеологии , построенные на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу.

      1. Функции идеологии

      Идеология создается с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном  режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием. Функции идеологии , прежде всего, сводятся к овладению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев настоящего и будущего развития общества. Она определяет цели и задачи, к которым люди должны стремиться.

      Идеология – система идей, вызывающих к  жизни определенную политическую практику, идеи, дающих начало интеллектуальным или массовым движениям, и поэтому  эти идеи должны быть поняты и приняты  людьми, объяснять, во имя чего жить, бороться, как строить отношения с другими людьми. Такое объяснение основывается на упрощении реальной сложности мира. Например, с позиций науки может исследоваться сложная феноменология конфликтов, а для идеолога все будет просто и ясно – он абсолютизирует один фундаментальный вид – классовый или расовый, с позиций которого и объяснит жизнь и смысл деятельности своим последователям.

      При этом идеология должна создавать  положительный образ проводимой политики. Указывать на её соответствие интересам того или иного класса. Идеология должна заниматься не столько пропагандой и распространением идеалов, ценностей, сколько стимулировать действия и поступки граждан в нужном направлении. Выполняя свои политические функции , идеология стремится сплотить общество. Способность к сплочению населения будет зависеть от того, насколько идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и предпочтениям людей.

      В то же время, помимо рациональных положений, любая идеология представляет собой  частично миф и некоторые цели предлагает населению воспринять на веру.

      Среди основных функций идеологии можно  выделить следующие:

      1. Ориентационную, которая выражается  в том, что, включая основополагающие  представления об обществе, социальном  прогрессе, личности, власти, она  задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности;

      2. Мобилизационную, то есть, предлагая  идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают  в качестве непосредственных  мотивов политической деятельности  и мобилизуют общество, социальные  группы на их реализацию;

      3. Интеграционную, связанную с тем,  что, наделяя смыслом политическое  действие в пределах предлагаемой  фундаментальной картины мира, политические  идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам  любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором

      4. Амортизационную, которая заключается  в том, что, будучи способом  интерпретации политической действительности, политические идеологии служат  ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

      5. Выражения и защиты интересов  определённой социальной группы, поскольку политические идеологии  возникают на базе интересов  какой-либо социальной группы  и призваны противопоставить их интересам других групп.

      Эти функции политические идеологии  выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания, например, политической психологии – претензии  на глобальность и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своём великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны её приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

      Ценность  – это значимость объектов окружающего  мира для человека, группы людей  или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлечённости в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. Система ценностей – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное существование, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл. Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определённых социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования.

 

      2. Уровни идеологии

      Есть  ещё одна сторона ценностного  отношения это то, что чувства  людей диктуют признать стоящим  над всем и к чему нужно стремиться, относиться с уважением и так  далее. Идеологии как теоретические  обоснования тех или иных ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Ценностное отношение к действительности рассматривалось ещё М. Вебером в его типологии социального действия. Вебер различал несколько типов социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях.

      Первый, самый высокий – концептуально-теоретический  или уровень социальной философии, супер-идеологии. Это уровень, на котором  создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, изобретаются новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и учёные, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью.

      Второй  – программно-политический, собственно идеология. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в  цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий. Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил.

      Третий  – актуализированный, уровень массового сознания, идеологии-чувства. Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии. Как говорили о демократических идеях Руссо во времена французской революции: «он спустил философию с небес на землю, принес её в каждый город, в каждый дом».

      Четвёртый – пограничный, аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей  индивидом, находится на границе  осмысленности. Чувство довлеет над человеком в аффективном действии.

      Таким образом, к XIX веку сложились четыре основных типа идеологии:

      1) либеральная

      2) консервативная

      3) социалистическая (социал-демократическая)

      4) националистическая

      Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.

 

      3. Специфичность идеологии.

      Идеологии разнообразны по степени популярности среди людей, по размерам, по содержанию. Основными считаются: либерализм, консерватизм, социализм и национал-социализм. Идеологическая функция является одной из важнейших функций государства, где объектом её воздействия выступает правовое сознание гражданина и другие формы общественного сознания. Идеологическая деятельность государства помогает аккумулировать общенациональные интересы и реализовывать их в политике государства, способствует мобилизации материальных, финансовых и людских ресурсов для использования их в социально-значимых целях.

      Идеология выступает составной частью культуры, задавая модели восприятия и интерпретации  реальности, а затем и формируя определённое поведение населения, выражающееся уже в конкретные действия. Специфичность идеологии заключается, прежде всего, в том, что она:

      а) в большинстве случаев всегда связана с асимметричными отношениями  к власти,

      б) выполняет ряд важных социальных функций , без которых общество не может существовать (ориентации, интеграции, мобилизации, социализации и др.),

Информация о работе Основные функции и уровни развития идеологии