Основные черты социологии П.Н. Ткачева

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены социально-политические воззрения П.Н. Ткачева и, в частности, проблема государства; теория революции Ткачева и явление «русского бланкизма».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-5

Раздел I: «Социально-политические взгляды П.Н. Ткачева. Проблема государства»……………………………………………………………………….….6-8


Раздел II: «Теория революции П.Н. Ткачева»…………………………………….9-11


Раздел III «П.Н. Ткачев как основатель «русского бланкизма»»………………12-13

Заключение………………………………………………………………..….…….....14

Список использованной литературы…………………….………………..….….......15

Работа содержит 1 файл

Основные черты социологии П.Н. Ткачева.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    Ткачев  видел, что Россия начинает вступать на путь капиталистического развития, подчиненного тем же законам, что и экономическое развитие западноевропейских стран. Он отчетливо представлял, что "огонь экономического прогресса" уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый "принцип общины", принцип, долженствующий лечь краеугольным камнем того будущего общественного строя, о котором мечтала  большая часть интеллигенции.

      Капитализм, по Ткачеву, не подготовляет, а разрушает базу революции. Деятель считал, что превращение государственной власти из самодержавной в конституционную лишает революцию шансов на успех, поэтому прервать путь капиталистического развития необходимо немедленно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел II: «Теория революции П.Н. Ткачева» 
 

        В противовес господствовавшему  в революционном движении аполитизму  Ткачёв развивал идею политической  революции как первого шага  к революции социальной. Вслед  за П.Г. Заичневским он считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции.

      Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату  власти и установлению диктатуры  «революционного меньшинства», открывающей  путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачёва от идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова.

      Свои  философские воззрения Ткачёв называл  «реализмом», понимая под этим «… строго реальное, разумно научное, а потому самым и в высшей степени человеческое миросозерцание». Выступая противником идеализма, Ткачёв отождествлял его в гносеологическом плане с «метафизикой», а в социальном — с идеологической апологией существующего строя. Ценность любой теории Ткачёв ставил в зависимость от её отношения к общественным вопросам. Под влиянием работ Н. Г. Чернышевского и отчасти К. Маркса Ткачёв он усвоил отдельные элементы материалистического понимания истории, признал «экономический фактор» важнейшим рычагом социального развития и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов отдельных классов. Как писал В.А. Малинин,  материалистическое  понимание  общества  воспринималось Ткачевым  как способ экономической детерминации общественных  явлений,  то  есть  «миросозерцание людей  и  характер  их  деятельности  всегда   определяются   условиями   их экономического бытия »4.

      Руководствуясь  этим, Ткачёв выступал с критикой субъективного  метода в социологии П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, их теорий социального прогресса. Однако в вопросе о роли личности в истории исследователь склонялся к субъективизму. Качественная особенность исторической действительности заключается, по Ткачёву, в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей. Личность выступает в истории как активная творческая сила и, поскольку пределы возможного в истории подвижны, то личности, «активное меньшинство», могут и должны вносить «… в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обусловливается, но подчас даже решительно противоречит как предшествующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности…». Руководствуясь этим положением, Ткачёв создал собственную схему исторического процесса, согласно которой источником прогресса является воля «активного меньшинства». Эта концепция стала философским обоснованием теории революции Ткачёва.

      В революции, считал Ткачев, действуют  три силы: революционное меньшинство, государственная власть и народ, причем революционное меньшинство выступает душой революции, ее организатором, руководителем, вождем. Ткачев был далек от усвоения учения Маркса о всемирно-исторической роли пролетариата и о неизбежности доведения классовой борьбы до установления диктатуры пролетариата, а переходный период представлял себе не в виде диктатуры революционного класса, а в виде диктатуры заговорщиков - незначительного меньшинства.

      Революционное меньшинство наделяется Ткачевым рядом  таких качеств, которые не присущи трудящимся классам и которые обеспечивают ему в революционно-преобразовательной деятельности исключительную роль. Ткачев, считая, что от революционера требуется жить одним желанием, бороться во имя того, чтобы "сделать счастливым большинство людей".

      Деятельность  революционера, по мысли Ткачева, сводится главным образом к организационным  проблемам, а идейно-пропагандистская сторона  
дела его не должна интересовать, т.к. народные массы уже подготовлены к революции.

      Ткачев  не считал, что социальную революцию можно  
произвести без участия в ней народа. Более того, что русский народ, "несмотря на его кажущееся отупление", является "инстинктивным революционером". Экономическое и политическое положение, в котором находились люди, согласно Ткачеву, настолько тяжело и невыносимо, что они воспользуются любой возможностью дать выход накопившимся чувствам озлобления и ненависти к притеснителям. Отсюда самые разнообразные формы народного протеста и сопротивления властям вплоть до отдельных восстаний.

      Однако  народ, по мнению Ткачева, способен выступить  в социальной революции только как "сила разрушительно-революционная", а не созидательная. Достаточно отчетливо  эта мысль излагается в статье "Народ и революция": "Народ, - утверждал Ткачев, - не может себя спасти; народ, сам себе представленный, не может устроить своей судьбы сообразно реальным потребностям, не может провести и осуществить в жизни идеи социальной революции...". Развивая эту мысль, исследователь приходит к выводу, что "народ не в состоянии построить на развалинах старого мира такой новый мир, какой был бы способен прогрессировать, развиваться в направлении коммунистического идеала... Он не может и не должен играть никакой выдающейся и первенствующей роли. Эта роль и это значение принадлежат исключительно революционному меньшинству". То есть народ рассматривался Ткачевым, как "необходимый фактор социальной революции", но только после того, "когда революционное меньшинство возьмет в свои руки дело этой революции".

      Таким образом, революционная концепция Ткачева сводится к следующему: во-первых, признание заговорщической организации революционного меньшинства; во-вторых, необходимость захвата этим меньшинством государственной власти в целях перестройки жизни на новых, социалистических началах, и, в-третьих, признание диктатуры революционного меньшинства, заговорщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел III: «П.Н. Ткачев как основатель «русского бланкизма»» 
 

      Имя Петра Никитича Ткачева стоит  в одном ряду с именами крупнейших идеологов и теоретиков народничества — Михаила Александровича Бакунина и Петра Лавровича Лаврова. Но если имена Бакунина и Лаврова неразрывно слиты в общественном сознании с историей русской освободительной мысли, то представление о Ткачеве, его месте в революционном процессе несколько размыто, лишено четкости. О нем просто меньше знают. Это был талантливый публицист и глубокий мыслитель, разработавший особое направление в народничестве — русский бланкизм. Оставаясь в русле народничества, направление это как бы изнутри взрывало народническую доктрину. Ткачев стал «возмутителем спокойствия» с точки зрения ортодоксального народничества.

      Сложившись на идейной основе народничества, русский бланкизм самим фактом своего возникновения обнажил кризис этого широкого идейного течения и, не будучи признан «своими», все же оказал несомненное воздействие на его развитие. «Народная воля» с ее программой и тактикой стала конечной формой, выявившей со всей очевидностью тот объективный процесс, который на протяжении двух десятилетий подспудно проходил в русском революционном движении. Более того, печать бланкизма легла и на весь последующий русский революционный процесс.

      Русский бланкизм уходит своими корнями в  глубинные пласты отечественной  революционной традиции. Генетически  он не связан непосредственно с классическим бланкизмом как таковым. Русский бланкизм в определенном смысле явление самобытное. Его зарождение и развитие находятся вне связи с концепцией революционного действия и социального преобразования общества, которая была выдвинута коммунистом-утопистом, деятелем революций 1830 и 1848 гг., членом Парижской коммуны Луи Огюстом Бланки.

      Появление русского бланкизма как течения общественной мысли, его теоретическая разработка и вплетение в ткань русского революционного движения настолько неотделимы от имени Петра Никитича Ткачева, что синонимом этого понятия стал термин «ткачевизм» (введен Плехановым).

      Русский бланкизм получил свое окончательное  оформление в эмигрантский период жизни  Ткачева. Самым значительным документом этого времени стала его брошюра «Задачи революционной пропаганды в России», зафиксировавшая политическую платформу нового направления, которая в своей основе осталась неизменной, выразив суть его основополагающих идей. 
Исходный постулат развивавшегося в брошюре понимания революции, противостоявший концепции революции Лаврова,— ее принципиальное отличие от пути эволюционного: первую делает меньшинство, второе — большинство. «Меньшинство не хочет ждать, чтобы большинство само осознало свои потребности, оно навязывает ему это сознание». При этом революционер всегда считает и должен считать себя вправе призывать народ к революции. Всякий народ в эксплуататорском обществе «всегда может, всегда хочет делать революцию, он всегда готов к ней». Вызвав взрыв, меньшинство «старается придать ему разумный характер». Побуждение народа к революции сочетается с государственными заговором. Ткачев различает переворот государственный (при наличии только заговора) и переворот народный, т. е. сочетание заговора и народной революции — истинной социальной революции. 
Таким образом, революционеры определяют момент восстания, при этом учитывается момент состояния общества, который делает промедление недопустимым.
 
 
 
 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 

      Одним из теоретиков революционного народничества был Петр Никитич Ткачев. Он на протяжении двадцати лет (1861-1881) сам непосредственно участвовал в революционной борьбе и постоянно подвергался гонению со стороны царского правительства, не без основания считавшего его одним из главных и опаснейших своих врагов. Но всё же основное значение имела не его практическая и повседневная деятельность, а попытки разработать новую теорию, определить пути русской революции. Этим целям служила вся его публицистическая деятельность и особенно основанный и редактируемый им журнал "Набат", один из органов революционной интеллигенции 70-х годов.

        Ткачевым была разработана цельная  система взглядов на революционный  процесс, получившая наименование  русского бланкизма, или якобинства. Как и все теории революционного народничества, бланкистско - якобинские воззрения возникали из потребности революционного преобразования русской жизни. В силу этого русский бланкизм мог быть только идеологией крестьянского демократизма, одной из его форм. Подобно революционерам 70-х годов, идеолог русского бланкизма смотрел на крестьян как на главную силу революционной армии. Рабочие также интересовали его, однако лишь в той мере, в какой они могли поддержать крестьянское восстание. Ткачев стремился к захвату власти для того, чтобы при помощи государственного вмешательства приостановить развитие капитализма и содействовать непосредственному превращению общинного быта в социалистический строй.

      Ткачев  выступал за преобразование эксплуататорского  государства в социалистическое. Инициатором такого преобразования должна стать интеллигенция, объединённая в революционную партию, а народ включался в революцию только после государственного переворота.

      Ткачев  ошибочно утверждал, что всякий народ  в силу условий своей социальной среды, всегда готов к ней. И если он её не делает, то лишь потому, что в нём подавлена всякая внутренняя инициатива. Идеолог бланкизма утверждал, что нужен внешний толчок для выведения народа из такого состояния, и только в этом случае он поднимется, как буря, и сделает революцию. Ткачев был противником национализма. Он выступал за равноправие и свободное развитие всех народов и национальностей, за проведение социальных реформ с учётом традиций, местных условий, национальных особенностей народов.

      Идеолог русских бланкистов горячо отстаивал  необходимость политической борьбы, однако он узко понимал эту задачу, отождествляя её с политическим заговором и с политикой, оторванной от рабочего движения.

      По  существу, Ткачев был бланкистом, пытавшимся сочетать политическую борьбу, сведённую к заговору, с народнической доктриной о путях экономического развития России. Однако утопические воззрения Ткачева, как идеолога народничества, не умаляют его заслуг как представителя крестьянской демократии, как борца за освобождение России от цепей крепостничества.

Список  использованной литературы: 

  1. Бердяев Н.А.. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  2. Будницкий Н.В. История террора в России. // Феникс. Ростов н/Д., 1996.
  3. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М., 1972.
  4. Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм. Петр Ткачев. М., 1992.
  5. Федоркин Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М., 1984.
  6. Филиппов Р.В. Пионеры марксизма в России, 1883-1893гг. М., 1989.
  7. Шахматов Б.М. П.Н.Ткачев. Этюды к творческому портрету. М., 1981.

Информация о работе Основные черты социологии П.Н. Ткачева