Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 16:02, реферат
В данной работе будут рассмотрены социально-политические воззрения П.Н. Ткачева и, в частности, проблема государства; теория революции Ткачева и явление «русского бланкизма».
Введение………………………………………………………………………………3-5
Раздел I: «Социально-политические взгляды П.Н. Ткачева. Проблема государства»……………………………………………………………………….….6-8
Раздел II: «Теория революции П.Н. Ткачева»…………………………………….9-11
Раздел III «П.Н. Ткачев как основатель «русского бланкизма»»………………12-13
Заключение………………………………………………………………..….…….....14
Список использованной литературы…………………….………………..….….......15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Саратовский
государственный университет
Реферат
по истории социологии
на тему:
«Основные черты социологии П.Н. Ткачева».
Выполнила: студентка
второго курса
211 группы
очного отделения
социологического факультета
Бондарь В.В.
Проверил:
доцент каф. социологии молодежи Климов
В.А.
Саратов
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел I: «Социально-политические
взгляды П.Н. Ткачева. Проблема государства»………………………………………………
Раздел II: «Теория
революции П.Н. Ткачева»…………………………………….9-11
Раздел III «П.Н. Ткачев как основатель «русского бланкизма»»………………12-13
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………….………………..….…
Введение
Отечественная социология дореволюционного периода развивалась в рамках общемирового процесса наравне с ведущими национальными социологическими школами Европы и США.
Первые публикации по проблемам социологии и социологических исследований в России относятся к 60 - 70-м годам XIX века, когда выходят в свет труды крупных социальных мыслителей: Н. Я. Данилевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, В. В. Берви-Флеровского, П. Н. Ткачева, и др.
Петр Никитич Ткачев занимает очень заметное место в истории русского революционного движения, но о нем, его деятельности и идеях написано гораздо меньше, чем о двух других ведущих теоретиках революционного российского народничества - М.А. Бакунине и П.Л. Лаврове. Однако даже по существующей литературе есть возможность составить полное представление о программе "революционных действий", тактике и общественно-политических взглядах, в том числе, и на проблему государства, крестьянского, национального и религиозного вопросов идеолога русского бланкизма.
По
своим социологическим
В
дореволюционное время
К.Маркс и Ф.Энгельс отрицательно относились к Ткачеву и его трудам. В работе Энгельса "Эмигрантская литература» в главе "О социальном вопросе в России", подвергнуты критике основные направления русского народничества 70-х годов, в том числе и взгляды П.Н.Ткачева.
В
1874 году Ф.Энгельс обстоятельно и
резко раскритиковал "Открытое письмо
Петра Ткачева господину
Так же сурово отнесся Ф.Энгельс несколько
раньше к его брошюре "Задачи революционной
пропаганды в России".
Впоследствии, когда в России возникло социально-демократическое движение, Г.В. Плеханов, будучи уже марксистом, неоднократно критиковал взгляды Ткачева как несостоятельные и вредные для революционного движения.
Начало конкретно-исторической разработки темы «Ткачев» в советской историографии было положено вышедшей в 1922г. книгой Б. П. Козьмина «П. Н. Ткачев и революционное движение 1860-х годов». Ему же принадлежит и заслуга публикации литературного наследия Ткачева, осуществленной в первой половине 30-х гг.,— издание шести томов его «Избранных сочинений на социально-политические темы».
В середине 60-х годов вышла работа Б.С.Итенберга "Движение революционного народничества", в которой предпринималась попытка проанализировать "Программу революционных действий" Ткачева и была показана противоречивость взглядов Лаврова и Ткачева на характер революции.
В 1972 году вышла книга В.А.Малинина "Философии революционного народничества", в которой автор на основе народнической литературы и архивных фондов дает анализ идей и взглядов народнических кружков и организаций, а также деятельности Лаврова, Бакунина, Ткачева и др. Ткачев, как считает Малинин, материалистическое понимание общества воспринимает как способ экономической детерминации общественных явлений, то есть "миросозерцание людей и характер их деятельности всегда определяются условиями их экономического бытия ".2
Целый
ряд работ, посвященных народничеству,
появился в 80-х годах. Б.М.Шахматов в
монографии "П.Н.Ткачев. Этюды к
творческому портрету", обобщает
материал, накопленный его
В целом, советской исторической наукой проделана большая работа по изучению личности и взглядов первого "русского бланкиста". Однако следует заметить, что в большинстве исследований советских историков присутствуют множество идеологических штампов, что делает их в значительной мере «однобокими». Так, например, закрывали глаза на очевидное сходство позиций народничества Ткачева и Ленина в вопросе о захвате власти.
С крушением Советского Союза многое изменилось в сознании людей, произошла смена идеологических ориентиров, анафеме предана жизнь нескольких поколений советских людей, незаслуженно забыты многие русские революционеры.
Не является исключением и П.Н. Ткачев. В 90-х годах почти не было крупных работ, посвященных народникам, в том числе и Петру Никитичу. На современном этапе данная тема потеряла свою былую привлекательность, а интерес к имени теоретика «русского бланкизма» практически пропал.
В
данной работе будут рассмотрены социально-политические
воззрения П.Н. Ткачева и, в частности,
проблема государства; теория революции
Ткачева и явление «русского бланкизма».
Раздел I:
«Социально-политические
взгляды П.Н. Ткачева.
Проблема государства»
Петр Никитич Ткачев (1844-1885) – представитель народнической социологии, идеолог "русского бланкизма". Выходец из купеческой среды (хотя его отец за беспорочную службу получил дворянство, распространившееся и на детей).
После учебы в гимназии в 1861г. был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, где оказался в гуще революционного движения. Впоследствии Ткачев попадает в заключение в Петропавловскую крепость, его отчисляют из университета, но вся последующая жизнь исследователя будет связана с движением разночинной интеллигенции во всех его общественных и подпольных формах.
Во второй половине 1860-х годов, благодаря активному сотрудничеству с некоторыми журналами, происходит становление Ткачева как публициста, чей авторитет и популярность в радикальных кругах приобрели устойчивый характер.
После ареста в 1869г. Ткачев четыре года провел в заключении, а затем отправлен в ссылку, откуда бежал в декабре 1873г. За границей Ткачев стал одним из руководителей русских революционеров, автором многочисленных брошюр и статей. Самая характерная, четко отображающая социально-политические взгляды Ткачева статья была опубликована в газете "Набат" (Женева) в сентябре 1881г. В ней ткачевская проповедь терроризма достигает своей кульминации - революционный терроризм, как разрушающий иллюзию неприкосновенности самодержавия, рассматривается Ткачевым как единственное средство, способное освободить Россию и привести ее к нравственному возрождению.
Воззрения Ткачёва сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х годов XIX века. Начав с кружков, тяготевших к складывавшейся в 60-х гг. «Земле и воле», Ткачев уже очень скоро, при субъективной преданности идеям шестидесятников, идеям Чернышевского, начал отходить от них.
Также Ткачев симпатизировал тем последовательно сменявшимся революционным объединениям и организациям, в которых ясно прочерчивалась линия заговорщичества. Ему был глубоко родственен как революционный экстремизм, содержавшийся уже в прокламации 1861г. «К молодому поколению», так и примитивный радикализм, и впервые столь отчетливо проявившиеся в прокламационной литературе элементы бланкистской тактики «Молодой России». Ткачев, естественно, оказывается в активе худяковско-ишутинской организации, ориентированной на всемерную активизацию революции, рассматривавшейся, прежде всего, в политическом аспекте. Столь же закономерной была его тяга к образованной бывшими ишутинцами «Сморгонской академии», к которой был близок и Нечаев.
Если говорить конкретнее об идейных воззрениях исследователя, Ткачев отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. По Ткачеву, предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, он связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после уничтожения существующего государственного и социального строев.
Конкретно в вопросах государства П.Н.Ткачева интересовали главным образом две проблемы: пути уничтожения отжившего самодержавия и роль государства в созидании нового социалистического общества.
Ткачев призывает к незамедлительным действиям, так как "страдания народа с каждым днем все возрастают и возрастают; с каждым днем цепи деспотизма и произвола все глубже и глубже впиваются в его измученное и наболевшее тело, с каждым днём петля самодержавия все туже и туже затягивается на нашей шее".
Он
считает необходимым
Революционная практика выработала три основных направления революционной деятельности: путь государственного заговора, путь народной пропаганды и путь непосредственной народной агитации (подстрекательство народа к бунту). Деятель считал, что для достижения основной цели - осуществления народной революции и свержения царизма - необходимо применение всех трёх путей. «И все же Ткачев, при всей кажущейся целесообразности всех трех направлений, главным считал путь заговора, немедленной революции»3.